08 октября 2008 г. |
г. Вологда Дело N А05-9922/2007 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В., Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "РН-Архангельскнефтепродукт" Шишкина Р.Е. по доверенности от 29.12.2007 N 001246, от Архангельской таможни Карпова А.Б. по доверенности от 01.07.2008 N 28,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 июля 2008 года (судья Чурова А.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "РН-Архангельскнефтепродукт" (далее - ООО "РН-Архангельскнефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской таможне о признании недействительными решения от 18.09.2007 N 1020300/180907/17 "Об отмене в порядке ведомственного контроля решения таможенного органа" и требования от 21.09.2007 N 30 об уплате таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.11.2007, оставленным без изменений постановлением апелляционной инстанции от 22.01.2008, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.04.2008 по делу N А05-9922/2007 решение суда первой инстанции от 22.11.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области. При этом кассационная инстанция указала, что при новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо установить, какое количество топлива передано через танкер "Усть-Ижма" и каким судам (с учетом их статуса, по каждому судну в отдельности), выяснить, подтверждено ли документально целевое назначение вывезенного обществом топлива: для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел. В связи с этим суду необходимо установить взаимосвязь выданных третьим лицом ("O.W.ICEBUNKER") бункерных расписок с договором, заключенным обществом и компанией "OIL & MARINE TECNOLOGY S.A.", для чего совершить комплекс необходимых процессуальных действий в рамках состязательного процесса (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании полного, всестороннего, объективного исследования и надлежащей правовой оценки доказательств (статья 71 АПК РФ) и доводов общества и таможни суду следует установить, соблюдены ли обществом условия применения льготы, предусмотренной пунктом "б" статьи 35 Закона о таможенном тарифе, и решить вопрос о правомерности оспариваемых заявителем решения и требования об уплате таможенных платежей (по праву и размеру), распределить судебные расходы (статья 110 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01.07.2008 признано недействительным как не соответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ) требование Архангельской таможни от 21.09.2007 N 30 об уплате таможенных платежей в части возложения на общество обязанности уплатить 8 390 497 руб. 40 коп. вывозной таможенной пошлины и соответствующей суммы пеней. Таможня обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" в порядке, установленном ТК РФ. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Таможня с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Считает, что поскольку топливо вывозилось иностранной компанией, владеющей этим топливом на праве собственности и определяющей его назначение и целевое использование, то общество не имеет права на освобождение от пошлины. Полагает, что назначение отгруженного топлива - для бункеровки российских судов через танкер "Усть-Ижма" - не подтверждается имеющимися документами. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Архангельской таможни на основании прав по доверенности уточнил требования апелляционной жалобы и просил решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительным требования таможни от 21.09.2007 N 30 о возложении на общество обязанности уплатить 8 390 497 руб. 40 коп. Данное уточнение принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей таможни и общества, исследовав письменные доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" в зоне деятельности Архангельской таможни осуществило таможенное оформление бункерного топлива, вывозимого с таможенной территории Российской Федерации на танкере "Усть-Ижма" 13.09.2006 в таможенном режиме "перемещение припасов".
Между ООО "РН-Архангельскнефтепродукт", Россия (Исполнитель) и "OIL and MARINE TECHNOLOGY S.A.", Панама (Заказчик) заключен договор от 01.09.2006 N 0131206/21-0124К (т. 1, л. 48-51), согласно которому ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" обязуется обеспечивать суда по заявкам Заказчика нефтепродуктами (бункеровка). Цена за поставляемые нефтепродукты согласно пункту 5 указанного договора в каждом случае оговаривается в дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью данного договора.
Сторонами договора от 01.09.2006 N 0131206/21-0124К подписано дополнительное соглашение от 08.09.2007 N 1 (т. 1, л. 52), согласно которому ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" обязалось продать компании "OIL and MARINE TECHNOLOGY S.A" дизельное топливо (GASOIL (0,86/0,2)Л-0,2-62) в количестве 2000 тонн, цена за тонну - 560 долларов США. В соответствии с условиями соглашения топливо передавалось по трубопроводу в месте бункеровки (терминал "Талаги") на танкер "Усть-Ижма", переход топлива в собственность Покупателя ("OIL and MARINE TECHNOLOGY S.A", США) происходит с даты бункеровки согласно бункерной накладной; по условиям договора количество нефтепродуктов, доставленных на борт судна, может быть +/- 10 % от заказанного.
ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" 08.09.2006 подало в Архангельскую таможню заявку-поручение N В008 на отгрузку бункерного топлива по трубопроводу (т. 1, л. 57), зарегистрированную под N 090906/01558, для таможенного оформления в таможенном режиме "перемещение припасов" нефтепродуктов: дизельного топлива в количестве 2100 тонн, предназначенного для вывоза с таможенной территории Российской Федерации на танкере "Усть-Ижма" и бункеровки в Баренцевом море судов, осуществляющих рыбный промысел, согласно приложению N 1 к заявке N 090906/01558 (т.1 л. 58).
Вышеуказанные нефтепродукты ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" заявило в таможенном режиме "перемещение припасов" без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно бункерной накладной от 12.09.2006 (т. 1, л. 59) на танкер "Усть-Ижма" отгружено дизельное топливо в количестве 1982 тонны. В соответствии с отметками в заявке (поручение N В008 на отгрузку бункерного топлива), зарегистрированной под N 090906/01558, данные нефтепродукты вывезены с таможенной территории Российской Федерации 13.09.2006.
По требованию Архангельской таможни общество представило копии бункерных расписок иностранной компании "O.W. ICEBUNKER" о перегрузке нефтепродуктов с танкера "Усть-Ижма" на другие суда в период с 17.09.2006 по 06.10.2006.
Архангельской таможней на основании статей 361, 363, 367 ТК РФ проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении товаров и транспортных средств по таможенной декларации в форме грузовой таможенной декларации при перемещении 13.09.2006 через таможенную границу нефтепродуктов ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" на танкере "Усть-Ижма". По результатам проверки специалистами Архангельской таможни составлено заключение от 13.08.2007 N 35 и акт от 12.09.2007 N 10203000/120907/00014/01.
В соответствии со статьей 412 ТК РФ начальник Архангельской таможни в порядке ведомственного контроля принял решение от 18.09.2007 N 1020300/180907/17, которым отменил решение Поморского таможенного поста Архангельской таможни в части выпуска дизельного топлива в количестве 1982 тонн, погруженного на танкер "Усть-Ижма" и вывезенного 13.09.2006 с таможенной территории Российской Федерации согласно таможенному режиму перемещения припасов с учетом того, что по обстоятельствам перемещения товар требовалось оформить в ином режиме.
Архангельской таможней на основании названного решения обществу направлено требование от 21.09.2007 N 30 (т. 1, л. 44), в котором указано о наличии задолженности по уплате таможенных платежей, возникшей в связи с неправомерным декларированием товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации на танкере "Усть-Ижма" 13.09.2006 (дизельное топливо в количестве 1982 тонны), в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов в сумме 8 440 497 руб. 40 коп., в том числе таможенные сборы за таможенное оформление - 50 000 руб., вывозная таможенная пошлина - 8 390 497 руб. 40 коп., а также пени за несвоевременную уплату таможенных пошлин и налогов в сумме 1 113 301 руб. 62 коп. за период с 14.09.2006 по 21.09.2007.
Не согласившись с принятыми решением и требованием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанных ненормативных правовых актов таможенного органа недействительными.
Частично удовлетворяя требования ООО "РН-Архангельскнефтепродукт", суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 главы 17 данного Кодекса, и соблюдать этот таможенный режим.
Статьей 264 ТК РФ предусмотрено, что перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии со статьей 265 ТК РФ под таможенный режим перемещения припасов допускается помещение товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.
Согласно пункту 4 статьи 266 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, не уплачиваются вывозные таможенные пошлины, если указанные припасы вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания указанных судов, с учетом припасов, имеющихся на борту этих судов.
Пунктом 6 статьи 266 ТК РФ определено, что припасы могут с разрешения таможенного органа временно выгружаться, передаваться соответственно на другие суда или в другие поезда, осуществляющие международные перевозки товаров и пассажиров, если соблюдаются условия, предусмотренные параграфом 3 данного Кодекса.
Из системного толкования названных норм ТК РФ следует, что освобождение от уплаты таможенной пошлины предоставляется лишь на то вывозимое и находящееся на борту судов количество припасов (топлива), которое необходимо для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания именно этих судов.
Таким образом, поместив нефтепродукты в количестве 1982 тонн под таможенный режим "перемещение припасов", общество взяло на себя обязанность по соблюдению условий и ограничений, предусмотренных условиями данного таможенного режима.
Указанное топливо частично использовано для передачи на другие суда, что являлось нарушением заявленного таможенного режима "перемещение припасов", поскольку припасами является только то количество топлива, находящееся на борту танкера "Усть-Ижма", которое необходимо для продолжительности рейса, нормальной эксплуатации и технического обслуживания данного танкера.
Следовательно, общество необоснованно воспользовалось льготой, установленной пунктом 4 статьи 266 ТК РФ.
Вместе с тем, спорные товары вывозились с таможенной территории Российской Федерации с целью бункеровки российских судов, ведущих морской промысел.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или Таможенным кодексом Российской Федерации товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" имеет право на льготу по уплате таможенных пошлин, предусмотренную пунктом "б" статьи 35 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе), на основании следующего.
Данная статья Закона о таможенном тарифе предусматривает освобождение от уплаты таможенной пошлины топлива и другого имущества, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел.
В соответствии со статьей 34 Закона о таможенном тарифе порядок предоставления льгот, установленных указанным Законом, определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 916 "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации" Государственному таможенному комитету Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации предписано в месячный срок установить порядок контроля за целевым использованием перечисленных таможенных льгот.
Указанием Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 05.10.1994 N 01-12/1112 "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 01.11.94 N 716) определено, что в отношении товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, таможенное оформление и декларирование производится в порядке, установленном для временно вывозимых товаров, с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, а также без применения мер экономической политики.
Следовательно, освобождение от уплаты таможенной пошлины, предусмотренное пунктом "б" статьи 35 Закона о таможенном тарифе, ставится в зависимость не от избранного таможенного режима, а от предназначения товаров и их целевого использования, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 916 Государственному таможенному комитету Российской Федерации предписано установить не порядок предоставления льготы, а порядок контроля за ее целевым использованием.
Из материалов дела следует, что общество представило на Поморский таможенный пост заявку (поручение N В008 на отгрузку бункерного топлива) для таможенного оформления в режиме вывоза припасов 2100 тонн дизельного топлива (т. 1, л. 57, 58). Согласно отметке таможни 13.09.2006 товар в количестве 1982 тонн вывезен с таможенной территории на танкере "Усть-Ижма" с целью бункеровки судов, указанных в приложении N 1 к поручению В008.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что фактически вывезенное топливо в количестве 1982 тонн поступило на российские суда, ведущие промысел в открытом море. Таможенной орган на стадии декларирования товара был уведомлен обществом о том, что топливо подлежит бункеровке на эти суда, с приложением перечня судов и объема подлежащего бункеровке топлива.
Тот факт, что топливо в количестве 1982 тонн через танкер "Усть-Ижма" передано на российские суда, подтверждается представленными в материалы дела бункерными расписками (т. 1, л. 69-89, 90-110), а также свидетельствами о праве собственности на суда и о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации (т. 1, л. 163-164; т. 2, л. 3-4, 12-15, 30-31, 86-79, 99-100, 122-123; т. 3, л. 22-24, 27; т. 4, л. 24-29, 69-80).
Кроме того, из данных документов видно, что полученное через танкер "Усть-Ижма" топливо израсходовано российскими и арендованными (зафрахтованными) российскими лицами судами для собственных нужд при ведении морского промысла.
Факт бункеровки спорным топливом именно российских судов также не оспаривается таможенным органом, что отражено им в акте таможенной ревизии и оспариваемом решении.
При этом факт принадлежности судна-перевозчика и судов-получателей спорного топлива не имеет в данном случае правового значения, в связи с чем отклоняется довод таможни о том, что топливо вывозилось не обществом, а иностранной компанией, владеющей этим топливом на праве собственности. Тем более, как указывает и сама Архангельская таможня в апелляционной жалобе, предметом договора общества с иностранной компанией по существу является заправка (бункеровка) судов топливом, предназначенным для обеспечения движения судна и потребления этим судном.
Таким образом, факт целевого использования топлива обществом доказан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 360 ТК РФ российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.
Пунктом 2 статьи 361 ТК РФ установлено, что проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Согласно имеющимся материалам дела спорные товары вывезены с таможенной территории Российской Федерации 13.09.2006, акт таможенной ревизии, подтверждающий факт неправомерности заявленного таможенного режима, составлен 12.09.2007, то есть в пределах годичного срока.
Решение N 1020300/180907/17 об отмене в порядке ведомственного контроля решения таможенного органа принято 18.09.2007. В силу статьи 412 ТК РФ такое решение таможня имеет право принять в любое время, следовательно, суд сделал правильный вывод о его законности.
Оспариваемое требование от 21.09.2007 N 30 об уплате таможенных платежей направлено обществу в связи с неправомерным декларированием товара, вывезенного с таможенной территории Российской Федерации на теплоходе "Усть-Ижима", в соответствии с таможенным режимом "перемещение припасов", на основании решения от 18.09.2007 N 1020300/180907/17 об отмене в порядке ведомственного контроля.
С учетом того, что факт целевого использования топлива в количестве 1982 тонн и правомерного применения льготы, предусмотренной пунктом "б" статьи 35 Закона о таможенном тарифе и постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 916 "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации", обществом доказан, спорное требование об уплате обществом таможенных пошлин правомерно признано судом недействительным в части начисления вывозной таможенной пошлины и пеней за ее неуплату.
В остальной части решение суда таможней не обжалуется.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.07.2008 в оспариваемой части законно и обоснованно, отмене не подлежит. Каких-либо нарушений норм процессуального и материального права, допущенных судом первой инстанции, апелляционной инстанцией не установлено.
По платежному поручению от 11.07.2008 N 3204 Архангельской таможней уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, хотя в силу статьи 333.21 НК РФ подлежала уплате госпошлина в сумме 1000 руб. Следовательно, излишне уплачена госпошлина в сумме 1000 руб. Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы таможней отказано, расходы по уплате госпошлины в размере 1000 руб. относятся на таможню, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 июля 2008 года по делу N А05-9922/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Архангельскнефтепродукт" - без удовлетворения.
Возвратить Архангельской таможне из федеральной бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 11.07.2008 N 3204 государственную пошлину 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9922/2007
Истец: ООО "РН-Архангельскнефтепродукт"
Ответчик: Архангельская таможня
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А05-9922/2007
08.10.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5537/2007
22.04.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А05-9922/2007
22.01.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5537/2007