Открытое акционерное общество получило письмо от межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам с просьбой о представлении прогнозов ожидаемого поступления налогов и сборов в федеральный, областной и местный бюджеты. Такие прогнозы следует представлять два раза в месяц (непозднее 10-го и 18-го числа) для оперативного составления отчета 1-ОНС "Аналитическая справка об ожидаемом поступлении в федеральный бюджет налогов и сборов, контролируемых МНС России".
Является ли представление данных прогнозов в межрайонную инспекцию обязательным? Если - да, то каким законодательным актом следует руководствоваться обществу?
Какие штрафные санкции могут быть применены к обществу в случае несвоевременного представления прогнозов об ожидаемом поступлении налогов и сборов или в случае отказа представлять указанные прогнозы?
Обязанности налогоплательщиков перечислены в ст. 23 НК РФ. Согласно этой статье налогоплательщики должны представлять в налоговый орган:
налоговые декларации по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";
документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в случаях, предусмотренных НК РФ;
необходимую информацию и документы в случаях и порядке, определенных НК РФ.
Прогнозы об ожидаемом поступлении налогов и сборов не являются ни налоговыми декларациями, ни бухгалтерской отчетностью. Эти прогнозы не могут быть использованы ни для исчисления, ни для уплаты налогов. Даже если прогнозы квалифицировать как информацию и документы, то случаи и порядок их представления не предусмотрены НК РФ.
Согласно подп. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики несут иные обязанности, определенные законодательством о налогах и сборах. В силу п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из этого Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Обязанность налогоплательщиков составлять и представлять в налоговый орган прогнозы поступления налогов и сборов в бюджет ни НК РФ, ни федеральными законами не установлена.
Права требовать от налогоплательщиков указанной информации не предоставлены налоговым органам и Законом РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации".
Вместе с тем в соответствии с приказом МНС России от 19 ноября 2002 г. N БГ-3-10/667 "Об утверждении форм отчетности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на 2003 год" форма отчетности N 1-ОНС "Аналитическая справка об ожидаемом поступлении в федеральный бюджет налогов и сборов, контролируемых МНС России" является отчетностью управлений МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам.
Согласно п. 12 данного приказа руководители управлений МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекций МНС России по крупнейшим налогоплательщикам обязаны обеспечить своевременный и качественный сбор, обработку и передачу на федеральный уровень информации по указанной форме.
Таким образом, руководство ИМНС России обязано собрать информацию о прогнозируемых поступлениях налогов и сборов в бюджеты. Но поскольку налоговый орган не вправе требовать представления информации, письмо ИМНС России, направленное обществу, содержит просьбу, а не требование о представлении прогнозов.
Более того, в силу приказа МНС России от 25 августа 2000 г. N БГ-3-20/312 "О типовых структурах инспекций МНС России" анализ и прогнозирование налоговых поступлений вменены в обязанности отделам информационно-аналитической работы налоговых органов, а согласно п. 3.4 Положения об Управлении крупнейших налогоплательщиков Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного приказом МНС России от 4 февраля 2003 г. N БГ-3-30/45, объемы налоговых поступлений должны прогнозироваться силами управления МНС России путем применения методического аппарата прогноза и программных средств.
Таким образом, налоговый орган не только не вправе требовать представления налогоплательщиками данной информации, но, на наш взгляд, не вправе и обращаться с соответствующей просьбой к налогоплательщику. Прогнозирование налоговых доходов должно осуществляться силами налогового ведомства.
Следовательно, ИМНС России не имеют законного права требовать от налогоплательщиков составления и представления прогнозов об ожидаемом поступлении налогов и сборов в бюджеты. Непредставление указанной информации, несвоевременное ее представление или представление неточных (ошибочных) данных не влечет за собой налоговой и иной ответственности налогоплательщиков.
H.H. Орлова,
партнер по налогам и праву компании "ФБК"
И.Н. Токарев,
эксперт департамента налогов и права компании "ФБК"
1 апреля 2004 г.
"Ваш налоговый адвокат", N 2, II квартал 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru