28 октября 2008 г. |
г. Вологда Дело N А05-9550/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В., Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РемАвто" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 сентября 2008 года (судья Звездина Л.В.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "РемАвто" (далее - общество, ООО "РемАвто") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС, инспекция) о признании недействительным постановления от 29.08.2008 N 12-23/08721.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22.09.2008 по делу N А05-9550/2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит признать незаконным решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 сентября 2008 года. Считает, что вины общества во вмененном административном правонарушении нет.
МИФНС в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилась. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в суд не направили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, должностными лицами инспекции на основании поручения от 21.08.2008 N 12-23/474-ДСП в присутствии директора Сухнева С.Ю. в этот же день в 15 час 05 мин проведена проверка выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) в принадлежащем ООО "РемАвто" магазине "Запчасти для иномарок", расположенном по адресу: г. Котлас, ул. Маяковского, д. 5. Результаты проверки оформлены актом от 21.08.2008 N 009806. Главным государственным налоговым инспектором 22.08.2008 составлен протокол об административном правонарушении N 94.
Из данного протокола следует, что в указанной торговой точке от имени ООО "РемАвто" осуществлена реализация товара (автомобильный шампунь, 1 бутылка по цене 120 руб.) без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) Касби-02-К, зав. N 20731970, 2007 года выпуска. В результате нарушены статьи 2, 5 Закона N 54-ФЗ. Правонарушение квалифицировано по статье 14.5 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы об административном правонарушении, и.о. начальника МИФНС 29.08.2008 вынес постановление N 1223/08721, которым привлек ООО "РемАвто" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, а равно индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ включенная в Государственный реестр контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Следовательно, налоговым органам предоставлено право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием ККТ.
Однако вышеназванные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Судом первой инстанции установлено, не отрицается МИФНС, подтверждено материалами дела, что факт правонарушения обнаружен сотрудником инспекции при приобретении им товара в рамках проверки соблюдения обществом законодательства Российской Федерации о применении ККТ (поручение от 21.08.2008 N 12-23/474-ДСП). Совершение факта закупки автомобильного шампуня работником инспекции (главным госналогинспектором Ходиной Т.П.) ей не оспаривается, подтверждается актом закупки от 21.08.2008 (л.д. 49), актом проверки от 21.08.2008 N 009806.
В силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ) проверочная закупка допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. В соответствии со статьей 13 указанного Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
При этом не имеет правового значения факт возврата товара или денег обществу, а также оформление проверочной закупки соответствующим актом, поскольку закупка товара с целью проверки применения ККМ, осуществленная должностным лицом налогового органа, находящимся на проверке, допущена с нарушением Закона N 144-ФЗ.
Из части 3 статьи 26.2 КоАП РФ следует, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом ККТ не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Такая позиция содержится и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 N 3125/08.
Иных доказательств, подтверждающих событие вмененного обществу правонарушения, административным органом не представлено. При этом факт принадлежности обществу реализованного товара и нахождения его в продаже по установленной цене такими доказательствами не являются.
Таким образом, является ошибочным вывод суда первой инстанции о соблюдении МИФНС процедуры привлечения ООО "РемАвто" к административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение;
Согласно частям 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, считает, что в данном случае административным органом факты правонарушений, допущенные обществом, не подтверждены надлежащими доказательствами.
При таких обстоятельствах ООО "РемАвто" не может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, постановление МИФНС от 29.08.2008 N 12-23/08721 по делу об административном правонарушении является незаконным и подлежит отмене полностью.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, допущенных судом первой инстанции, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.09.2008 нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм материального права, а требования общества о признании незаконным и отмене постановления от 29.08.2008 - удовлетворению.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, излишне уплаченная по платежному поручению от 01.10.2008 N 240 государственная пошлина в сумме 100 рублей подлежит возврату обществу из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 271, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 сентября 2008 года по делу N А05-9550/2008 отменить в части отказа в удовлетворении требования об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 29.08.2008 N 12-23/08721, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "РемАвто" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Признать незаконным постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 29.08.2008 N 12-23/08721 по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "РемАвто" о признании виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, отменить его полностью.
В части возврата обществу государственной пошлины решение суда оставить без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РемАвто" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 01.10.2008 N 240 государственную пошлину в сумме 100 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9550/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "РемАвто"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N1 по Архангельской области и НАО
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3848/2008