12 ноября 2008 г. |
г. Вологда Дело N А66-2326/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Бочкаревой И.Н., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы Крестьянского фермерского хозяйства Евдокимовой Александры Вячеславовны на решение Арбитражного суда Тверской области от 03 сентября 2008 года по делу N А66-2326/2008 (судья Перкина В.В.),
установил
индивидуальный предприниматель - глава Крестьянского фермерского хозяйства Евдокимова Александра Вячеславовна (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации г. Конаково и Конаковского района Тверской области (далее - Администрация) о признании недействительными пунктов 1.4 и 2 (в части земельного участка, указанного в пункте 1.4) постановления от 13.08.2007 N 1310 "О внесении изменений в постановления: от 27.05.1992 N 258-3, от 27.05.1992 N 258-4, от 02.09.1992 N 461-3, от 16.06.1992 N 302".
Определениями суда от 15.05.2008, 05.06.2008, 08.07.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Конаковского района (далее - Комитет), Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области (далее - Управление Роснедвижимости), Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области по делу от 03.09.2008 в удовлетворении требования предпринимателя о признании недействительным постановления Администрации от 13.08.2007 N 1310 в оспариваемой части отказано.
Предприниматель с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению заявителя, обжалуемое постановление нарушает его права и законные интересы, а основанием для принятия данного постановления послужило обращение предпринимателя к Администрации о заключении договора аренды на спорный земельный участок, а не приведенные в нем основания. Указывает, что акт обследования земельного участка от 04.07.2008 не может служить основанием для его изъятия.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, заявитель в ходатайстве от 29.10.2008 просит рассмотреть дело без своего участия, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 153, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Конаково и Конаковского района от 02.09.1992 N 461-4 предпринимателю для организации крестьянского (фермерского) хозяйства предоставлен земельный участок площадью 11,3 га, из которого 8,5 га пашни - в собственность бесплатно, 2,3 га кустарника и 0,5 га болот - в аренду на 10 лет.
Пунктом 1.4 постановления главы администрации Конаковского района от 13.08.2007 N 1310 "О внесении изменений в постановления: от 27.05.1992 N 258-3, от 27.05.1992 N 258-4, от 02.09.1992 N 461-3, от 16.06.1992 N 302" исключены из пункта 1 постановления от 02.09.1992 N 461-1 слова "_в аренду на 10 лет 2,3 га кустарника, 0,5 га болот_".
Пункт 2 оспариваемого ненормативного акта постановляет учесть земельные участки в фонде перераспределения земель Конаковского района.
Предприниматель, полагая, что постановление администрации от 13.08.2007 N 1310 нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований предпринимателя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 22 Земельного кодекса РСФСР (в редакции, действующей на дату принятия постановления от 02.09.1992 N 461-4) установлено, что местными Советами народных депутатов для рассмотрения вопросов, связанных с земельными отношениями и проведением земельной реформы, создаются депутатские земельные комиссии, работающие в тесном взаимодействии с местными органами по земельной реформе и земельным ресурсам и другими органами.
Государственный комитет РСФСР по земельной реформе и его органы на местах обеспечивают практическое осуществление земельной реформы совместно с местными Советами народных депутатов.
Комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам в республиках, входящих в состав РСФСР, краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах и городах ведут работу под руководством Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и Советов народных депутатов. Государственный комитет РСФСР по земельной реформе осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным Советом Министров РСФСР.
Согласно статье 31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.
Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.
Право аренды и временного пользования земельными участками удостоверяется договорами, формы которых утверждаются Советом Министров РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - в соответствии с законодательством этих республик.
К договору прилагается план земель, предоставленных во временное пользование, аренду.
Статья 65 Земельного кодекса РСФСР предусматривает, что в случае смерти гражданина, являющегося собственником или владельцем земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок передается по наследству одному из членов личного подсобного хозяйства по согласованию с остальными его членами. Споры о преимущественном праве наследования земельного участка рассматриваются в суде.
В случае смерти всех членов личного подсобного хозяйства земельный участок переходит к наследникам в соответствии с гражданским законодательством РСФСР. Земельный участок в этом случае по решению соответствующего Совета народных депутатов подлежит разделу с учетом минимальных норм, установленных для обслуживания жилого дома, и каждому наследнику выдается документ, удостоверяющий право собственности, пожизненного наследуемого владения.
При невозможности раздела земельного участка он переходит к одному из наследников с выплатой остальным наследникам стоимости их доли.
При сохранении целевого назначения земельного участка его размеры сохраняются. При изменении целевого назначения земельного участка изменяются и его размеры в соответствии с установленными нормами. В этом случае новому собственнику возмещается стоимость той части земельного участка, на которую не переходит право наследования. Землевладельцу возмещаются затраты на повышение плодородия почв, вложенные в земельный участок, которые не переходят по наследству.
Законодательством республик, входящих в состав РСФСР, может быть предусмотрен иной порядок наследования.
Согласно статье 80 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: 1) при добровольном отказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 названного Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01.01.2006 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
В рассматриваемом случае договор аренды в порядке статьи 434 и пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации не заключался как в период с 1992 года по 2002 год, так и в последующие периоды. Арендная плата не выплачивалась.
Обращение предпринимателя с заявлениями от 11.01.2007 и 03.07.2007 к администрации г. Конаково и Конаковского района по поводу заключения договора аренды со ссылкой на постановление от 02.09.1992 N 461-4, то есть значительно позднее срока, определенного данным постановлением для аренды спорного участка, таким доказательством не является.
Имеющиеся в материалах дела документы: кадастровый план, землеустроительное дело (представленные Управлением Роснедвижимости по Тверской области), выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 14/019/2008-025 (представленные Управлением Федеральной регистрационной службы Тверской области Конаковский отдел) - подтверждают, что на земельный участок площадью 85 000 кв.м кадастровый номер 69:15:00:00:08:0123, расположенный по адресу: Россия, Тверская область, Конаковский район, Первомайское сельское поселение, д. Ближнее Хорошево, содержатся погашенные записи о регистрации права собственности за гр.Евдокимовой А.В., имеет место договор купли-продажи от 07.12.2007 N 52, зарегистрировано право собственности на указанный участок от 19.12.2007 N 69-69-01/052/2007-100.
По земельному участку в размере 2800 кв.м (2,3 га кустарника и 0,5 га болот), входящему в тот же кадастровый план 69:15:00:00:08:0123, доказательств его использования не представлено.
Администрация в пункте 2 оспариваемого постановления от 13.08.2007 N 1310 определила: учесть земельные участки в фонде перераспределения земель Конаковского района.
Кроме того, ответчиком 04.07.2008 составлен акт обследования спорного земельного участка (представлены фотографии), в котором зафиксировано, что земли сельскохозяйственного назначения не обрабатывались, заросли кустарниковой растительностью и молодой порослью деревьев, сенокошения на участке не производится. В рассматриваемом случае названный акт не указан в качестве основания для принятия оспариваемого постановления, вместе с тем он опровергает довод заявителя о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Арбитражный суд в силу части 1 статьи 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенные обстоятельства, вывод суда первой инстанции о том, что заявитель в порядке статьи 13 ГК РФ, статьи 198 АПК РФ не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является обоснованным. Как правильно указано в решении, земельный участок в размере 8,5 га, предоставленный крестьянскому (фермерскому) хозяйству для сельскохозяйственной деятельности, входящий в тот же кадастровый номер, продан (договор от 07.12.2007 N 52), а договор аренды на земельный участок 2,8 га не заключался как в период с 1992 года по 2002 год, так и в последующие периоды, арендная плата не уплачивалась.
Следовательно, решение суда соответствует действующему законодательству и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 03 сентября 2008 года по делу N А66-2326/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы Крестьянского фермерского хозяйства Евдокимова Александра Вячеславовна - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Богатырева |
Судьи |
И.Н. Бочкарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-2326/2008
Истец: Индивидуальный предприниматель-глава КФХ Евдокимова Александра Вячеславовна
Ответчик: Администрация г. Конаково и Конаковского района Тверской области
Кредитор: Шейченко Альбина Петровна
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Конаковского района