г. Вологда
13 ноября 2008 г. |
Дело N А13-3701/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А., Бочкаревой И.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Ю.Н.,
при участии предпринимателя Корчагина А.С. и его представителя по доверенности от 26.08.2008 Попова Д.Д., от Департамента лесного комплекса Вологодской области Васильевой В.В. по доверенности от 08.08.2008 N 321,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 августа 2008 года по делу N А13-3701/2008 (судья Киров С.А.),
установил
предприниматель Корчагин Александр Стефанович обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Тотемскому районному отделу - Государственному лесничеству Департамента лесного комплекса Вологодской области (далее - лесничество) о признании незаконным и отмене постановления от 15.04.2008 N 10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 08.08.2008 по делу N А13-3701/2008 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27.08.2008 по делу N А13-3701/2008 требования предпринимателя удовлетворены.
Департамент с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.25 КоАП РФ, подтвержден; лесничеством не нарушены сроки привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Предприниматель в возражениях и в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным.
Лесничеством отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители лесничества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Заслушав объяснения Корчагина А.С., представителей предпринимателя и департамента, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 19.03.2008 N 6 заместителем старшего государственного лесного инспектора 20.03.2008 проведена проверка соблюдения предпринимателем Корчагиным А.С. лесного законодательства при текущей разработке лесосеки, оформлен акт от 20.03.2008 N 10.
По результатам проверки составлен протокол от 28.03.2008 N 7 об административном правонарушении (далее - протокол от 28.03.2008 N 7), в котором зафиксировано, что при разработке лесосеки в квартале 86 делянка N 1 предпринимателем не производится своевременная очистка мест рубок, часть трелевочных волоков размещена не в соответствии с технологической картой, тем самым Корчагиным А.С. нарушены пункты 52, 60, 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 (далее - Правила заготовки древесины).
Рассмотрев протокол от 28.03.2008 N 7 и приложенные к нему материалы проверки, заместитель старшего государственного лесного инспектора принял постановление от 15.04.2008 N 10 о назначении административного наказания (далее - постановление от 15.04.2008 N 10), которым предприниматель Корчагин А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В примечании к статье 2.4 КоАП РФ установлено, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В протоколе от 28.03.2008 N 7 и постановлении от 15.04.2008 N 10 Корчагину А.С. вменяется в вину размещение трелевочных волоков не в соответствии с технологической картой.
Согласно части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Пунктом 52 Правил заготовки древесины установлено, что организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.
Осуществление работ по заготовке древесины без разработки технологической карты разработки лесосеки не допускается.
В материалах дела имеется технологическая карта заработки делянки N 1 квартала 86 Лучкинского лесничества Тотемского лесхоза к лесорубочному билету от 12.12.2007 N 143. Указанная карта содержит схему размещения трелевочных волоков.
В свою очередь лесничеством ни в акте проверки, ни в протоколе и постановлении не зафиксировано, как трелевочные волоки расположены в делянке, разрабатываемой Корчагиным А.С., а также какие из них и каким образом не соответствуют требованиям технологической карты.
Таким образом, размещение трелевочных волоков с нарушением технологической карты не доказано.
Также в протоколе от 28.03.2008 N 7 и постановлении от 15.04.2008 N 10 установлено правонарушение в виде несвоевременной очистки мест рубок от порубочных остатков.
На основании пункта 60 Правил заготовки древесины при производстве работ по заготовке древесины обеспечивается вырубка подлеска в целях последующего искусственного лесовосстановления; вырубка подроста малоценных древесных пород или пород, не соответствующих лесорастительным условиям, а также неперспективного подроста (старого, нежизнеспособного подроста, не обеспечивающего формирование целевого древостоя, в т.ч. в комплексе с искусственным лесовосстановлением); очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок).
В соответствии с пунктом 61 Правил заготовки древесины очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины.
Очистка мест рубок осуществляется следующими способами: сбором порубочных остатков в кучи или валы для последующего использования в качестве топлива и на переработку; укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки (без подроста).
Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно. Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
В то же время на день осуществления проверки и составления протокола кроме Правил заготовки древесины действовали Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (далее - Правила отпуска древесины).
Согласно подпунктам "а", "г" пункта 28 Правил отпуска древесины лесопользователи при заготовке древесины и живицы обязаны выполнять требования лесного законодательства Российской Федерации, не допуская в бесснежный период разрыва более 15 дней между рубкой деревьев и очисткой площади от порубочных остатков, а также доочистку зимних лесосек до наступления пожароопасного периода.
Правила отпуска заготовки на корню в отличие от Правил заготовки древесины предполагают наличие временного разрыва между рубкой деревьев и очисткой площади от порубочных остатков.
В лесорубочном билете от 12.12.2007 N 143 также предписано произвести очистку лесосек одновременно с заготовкой древесины, не допуская разрыва между рубкой деревьев и очисткой в бесснежный период более 15 дней, а также весеннюю доочистку.
По данному эпизоду следует отметить, что акт проверки, протокол и постановление не содержат сведений о времени наступления бесснежного периода в 2008 году, количество дней разрыва между рубкой деревьев и очисткой площади от порубочных остатков в зависимости от времени наступления бесснежного периода, нарушении сроков доочистки зимней лесосеки.
Таким образом, конкретные обстоятельства объективной стороны состава административного правонарушения не определены.
Следовательно, лесничеством не представлено доказательств, подтверждающих наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе департамент указывает, что лесничеством не нарушены сроки привлечения предпринимателя к административной ответственности.
По данному доводу следует отметить, что решение суда первой инстанции не содержит выводов об истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования предпринимателя.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 августа 2008 года по делу N А13-3701/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
В.А. Богатырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3701/2008
Истец: Предприниматель Корчагин Александр Стефанович
Ответчик: Тотемский районный отдел - Государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области
Третье лицо: Департамент лесного комплекса Вологодской области