13 ноября 2008 г. |
г. Вологда Дело N А13-4330/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Мурахиной Н.В., Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Пушковой Л.В.
при участии от заявителя Кукушкиной Ю.А. по доверенности от 28.07.2008 N 16, от ответчика Мерзляковой Н.В. по доверенности от 11.11.2008 N 2692, от ООО "Вологдаоблагроинвестстрой" Киселёва А.Н. по доверенности от 01.06.2008,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета государственного заказа Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 сентября 2008 года (судья Мамонова А.Е.) по делу N А13-4330/2008,
установил
Комитет государственного заказа Вологодской области (далее - Комитет госзаказа) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 27.03.2008 N 13/08 и предписания от 27.03.2008 N 13/08.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены общество с ограниченной ответственностью Вологодское областное предприятие "Вологдаоблагроинвестстрой" (далее - ООО "Вологдаоблагроинвестстрой", общество) и Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области (далее - Департамент).
Решением арбитражного суда от 12 сентября 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет госзаказа в апелляционной жалобе просит отменить данное решение, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что конкурсная комиссия правомерно не допустила к участию в конкурсе ООО "Вологдаоблагроинвестстрой" в связи с непредставлением документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа. Представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
УФАС в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным. Полагают, что ООО "Вологдаоблагроинвестстрой" представлены необходимые и достаточные документы о полномочиях руководителя общества. Требование конкурсной комиссии о предоставлении помимо протокола общего собрания участников общества об избрании единоличного исполнительного органа также приказа избранного лица о вступлении в должность противоречит требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Нормы трудового законодательства, на которые ссылается податель жалобы, в рассматриваемых правоотношениях применению не подлежат.
ООО "Вологдаоблагроинвестстрой" в отзыве поддержало позицию антимонопольного органа. Представитель третьего лица в судебном заседании дополнительно пояснил, что требование конкурсной документации о предоставлении приказа директора общества о вступлении в должность не исполнимо, поскольку такой приказ не издавался и в силу норм трудового законодательства не является обязательным для подтверждения возникновения трудовых отношений.
Департамент, извещённый надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, отзыв на жалобу не представил.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доказательства по делу и доводы жалобы, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Комитет госзаказа, являясь органом исполнительной государственной власти области, уполномоченным постановлением Правительства Вологодской области от 06.12.2005 N 1248 на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков области, включая Департамент, принял решение от 18.01.2008 N 23 о проведении открытого конкурса, в том числе по лоту N 2 на осуществление функций заказчика-застройщика по организации выполнения работ (корректировка проектной документации, разработанной ОАО ПИИ "Вологдаагропроект" и продолжение строительства) по объекту "Продолжение строительства общежития Вологодского областного училища культуры в г.Кириллове". Первым заместителем Губернатора области утверждена конкурсная документация открытого конкурса (том 1 листы 60 -100).
Информация о проведении открытого конкурса опубликована 09.02.2008 в газете "Красный Север" N 17 (26097), а также размещена на официальном сайте Правительства Вологодской области www.vologda-oblast.ru в разделе "Госзаказ".
Срок подачи заявок на участие в конкурсе определён до 10 час 00 мин 12.03.2008. В назначенное время произведено вскрытие конвертов и зафиксированы претенденты на участие в конкурсе, в числе которых по лоту N 2 - ООО "Вологдаоблагроинвестстрой".
На заседании конкурсной комиссии 17.03.2008 в результате рассмотрения поданных заявок к участию в конкурсе по лоту N 2 допущен только один участник, второму - ООО "Вологдаоблагроинвестстрой" в допуске к участию в конкурсе отказано по причине несоответствия конкурсной заявки установленным требованиям: не представлена выписка из приказа о вступлении в должность (о назначении на должность) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа (том 2 листы 20-24, 29-32).
Не согласившись с решением конкурсной комиссии, общество 19.03.2008 обратилось с жалобой в антимонопольный орган. УФАС 20.03.2008 приостановило размещение заказа и по результатам проверки жалобы вынесло решение от 27.03.2008 N 13/08, признав её обоснованной.
Руководствуясь положениями подпункта "в" пункта 1 части 3 статьи 25 Закона N 94-ФЗ, статьёй 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), антимонопольный орган сделал вывод о том, что требования пунктов 10 и 13 инструкции участникам конкурса и информационной карты конкурсной документации в отношении представления документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, могли быть неоднозначно восприняты участниками открытого конкурса. Представленные ООО "Вологдаоблагроинвестстрой" документы признаны достаточными для определения правового статуса Лёвина В.Ф. как генерального директора общества и лица, способного представлять интересы этого общества.
На основании решения УФАС выдало предписание от 28.03.2008 N 13/08 об отмене решения конкурсной комиссии, выраженного в протоколе рассмотрения заявок от 17.03.2008, и обязало в срок до 13.04.200 сообщить о его исполнении (том 2 листы 69-74).
Конкурсная комиссия во исполнение предписания приняла решение от 11.04.2008 об отмене своего решения по лоту N 2, отражённого в протоколе от 17.03.2008, и в тот же день направила извещение в адрес УФАС (том 2 лист 75).
При повторном рассмотрении представленных конкурсных заявок к участию в конкурсе допущены оба участника - ООО "Вологдаоблагроинвестстрой" и ГУП "Вологдаоблстройзаказчик". Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 14.04.2008 победителем конкурса признано ГУП "Вологдаоблстройзаказчик" (том 2 листы 44-49).
Считая решение и предписание УФАС незаконными, Комитет госзаказа обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
На основании пункта 1 части 9 статьи 17 Закона N 94-ФЗ при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
В силу части 9 статьи 60 Закона N 94-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов, возложено на Федеральную антимонопольную службу (пункт 4 подпункт "д").
Следовательно, антимонопольный орган уполномочен осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации, принимать решения, выдавать предписания заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, по результатам внеплановых проверок, по жалобам участников размещения заказа, а заинтересованные лица, в свою очередь, вправе обжаловать принятые решения в судебном порядке, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
УФАС в ходе проверки жалобы ООО "Вологдаоблагроинвестстрой" установлено, что в Инструкции участникам конкурса закреплены требования к оформлению заявки на участие в конкурсе: заявка на участие в конкурсе должна быть подписана участником размещения заказа или лицом (лицами), имеющим(и) все полномочия возложить на участника размещения заказа обязательства по государственному контракту (пункт 8); заявка на участие в конкурсе должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа (подпункт "в" пункта 10).
Согласно Информационной карте конкурсной документации в разделе "Подготовка и подача заявок на участие в конкурсе" в заявке на участие в конкурсе должны содержаться выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса или нотариально заверенная копия такой выписки (для юридических лиц); документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа (доверенность, копия документа об избрании (назначении) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа участника размещения заказа, выписка из приказа о вступлении в должность (о назначении на должность) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа участника размещения заказа.
ООО "Вологдаоблагроинвестстрой" в подтверждение полномочий лица на подписание заявки представило выписку из протокола общего собрания участников общества от 06.03.2007 об избрании генеральным директором Лёвина В.Ф., а также выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.01.2008, в который внесена запись о том, что Лёвин В.Ф. является лицом, имеющим право без доверенности представлять интересы ООО "Вологдаоблагроинвестстрой" (том 1 листы 111, 113-121).
Содержание конкурсной документации установлено статьёй 22 Закона N 94-ФЗ. В её число входит заявка претендента на участие в конкурсе, которая по содержанию, форме и составу должна соответствовать требованиям, определённым частями 2 - 4 статьи 25 Закона, и инструкция по её заполнению (пункт 1 части 4).
В частности, заявка юридического лица на участие в конкурсе должна содержать полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа (подпункты "б" и "в" пункта 1 части 3 статьи 25).
Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 25 документов и сведений, не допускается (часть 4 статьи 25).
Поскольку Закон N 94-ФЗ не раскрывает, какой именно документ является обязательным для подтверждения полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, то следует руководствоваться общими положениями гражданского законодательства (часть 1 статьи 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
Статья 91 ГК РФ, статья 33 Закона N 14-ФЗ устанавливают, что компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества. К исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью закон относит образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий (подпункт 2 пункта 3 статьи 91 ГК РФ, подпункты 4 и 8 пункта 2 статьи 33 Закона N 14-ФЗ).
В силу статьи 40 Закона N 14-ФЗ единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определённый уставом общества. Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества (пункт 1).
Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (подпункт 1 пункта 2).
Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключённым между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа (пункт 4).
Таким образом, решение вопроса об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа (директора) общества с ограниченной ответственностью относится к исключительной компетенции общего собрания его участников, которое оформляется выпиской из протокола общего собрания участников общества. Полномочия единоличного исполнительного органа (директора) общества с ограниченной ответственностью могут быть установлены на основании Устава общества, принятых общим собранием участников общества внутренних документов, а также договора, заключённого между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.
Сведения и документы о юридическом лице, в том числе фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством, вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Следовательно, представленные ООО "Вологдаоблагроинвестстрой" документы: выписка из протокола общего собрания участников общества от 06.03.2007 об избрании генерального директора в совокупности с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, - подтверждали статус Лёвина В.Ф. как единого исполнительного органа общества и его полномочия действовать от имени участника размещения заказа.
Ссылка Комитета госзаказа на статьи 68 и 273 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) правомерно отклонена судом первой инстанции.
Действительно статьёй 68 ТК РФ предусмотрено, что приём на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключённого трудового договора. В силу статьи 273 ТК РФ указанные положения распространены на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включая общества с ограниченной ответственностью.
В то же время согласно статье 274 ТК РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Следовательно, и нормы ГК РФ, и положения Закона N 14-ФЗ документом, определяющим права и обязанности единоличного исполнительного органа общества, называют договор между ним и обществом. Приказ о приёме на работу дублирует содержание заключённого договора, а его наличие либо отсутствие не может повлиять на возникновение прав и обязанностей указанного лица в сфере гражданских правоотношений.
Буквальное содержание конкурсной документации позволяет сделать вывод о том, что приказ о вступлении в должность является одним из документов, возможных к представлению участником конкурса. Требование конкурсной комиссии о предоставлении помимо выписки из протокола общего собрания об избрании лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, приказа директора о вступлении в должность выходит за пределы как конкурсной документации, так и Закона N 94-ФЗ. Таким образом, отказ обществу в допуске к участию в конкурсе по указанному основанию является неправомерным.
Кроме того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ООО "Вологдаоблагроинвестстрой" представило Устав общества (новая редакция), утверждённый решением общего собрания участников от 03.12.1998 и зарегистрированный регистрационной палатой администрации г. Вологды 08.06.1999 N 1677, контракт с руководителем общества от 12.03.2007 (том 2 листы 92-99, 114-116).
Согласно Уставу генеральный директор общества избирается общим собранием участников общества на пять лет (пункт 13.1). Генеральный директор без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (пункт 13.2).
Контрактом от 12.03.2007 между обществом и Лёвиным В.Ф., избранным генеральным директором ООО "Вологдаоблагроинвестстрой", предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента избрания генерального директора общим собранием участников общества 06.03.2007 (пункт 6.1), срок действия договора 5 лет (пункт 6.2).
Соответственно, указанные документы служат дополнительным доказательством достоверности сведений, представленных обществом на рассмотрение конкурсной комиссии.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушения норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы и признания оспариваемого решения незаконным отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 сентября 2008 года по делу N А13-4330/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета государственного заказа Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4330/2008
Истец: Комитет государственного заказа Вологодской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
Третье лицо: ООО Вологодское областное предприятие "Вологдаоблагроинвестстрой", Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Вологдской области
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3927/2008