"1С:Предприятие 8.0": отраслевое решение для хлебобулочного
и кондитерского производства
Для автоматизации предприятий, занятых производством и реализацией хлебной и кондитерской продукции, фирмы "1С" и "Ростерминал" совместно разработали отраслевое решение "1С:Предприятие 8.0. Хлебобулочное и кондитерское производство". При создании решения был обобщен опыт автоматизации хлебобулочных и кондитерских предприятий, в том числе ЗАО "Воскресенскхлеб" и ЗАО "Хлебокомбинат ПЕКО". Программный продукт разработан на основе прикладного решения "1С:Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием".
Программа "1С:Предприятие 8.0. Хлебобулочное и кондитерское производство" позволяет автоматизировать и существенно повысить эффективность предприятия на участках планирования продаж, производства и закупок, управления затратами и расчета себестоимости, управления основными средствами и ремонтами, а также управления финансами. В программе реализованы управление запасами, продажами и закупками, управление взаимоотношениями с клиентами и управление персоналом, расчет заработной платы и кадровый учет. Для руководителей разных уровней система содержит отчеты, которые используются для мониторинга и анализа деятельности предприятия.
Рассмотрим более подробно особенности некоторых подсистем этого программного продукта.
Управление производством
На основании заявок покупателей в подсистеме "Управление производством" можно сформировать документ "Задание на производство". Следует отметить, что заявка покупателя на хлебобулочную продукцию помимо перечня заказанной продукции, ее количества и другой информации содержит также параметр "Время доставки", поэтому, для того чтобы изготовить продукцию в срок и передать ее в экспедицию ко времени отгрузки клиенту, выпуск продукции в документе "Задание на производство" распределен во времени с интервалом в один час.
Оформление в информационной системе любых операций с выпущенной продукцией, например перемещение ее на склад, возможно только после того, как будет зарегистрирован ее выпуск. В то же время условия работы хлебопекарного производства не позволяют начальнику смены или цеха регистрировать выпуск продукции в реальном времени. На практике регистрация выпуска хлебобулочной продукции происходит в конце смены.
Для разрешения данной коллизии в автоматизированной системе реализовано следующее решение. В течение смены выпуск продукции не регистрируется, но в то же время оформляются документы "Перемещение товаров", отражающие факты физического движения выпущенной продукции на склад. В результате данные об остатках на складах готовой продукции актуальны в любой момент. Регистрация выпуска продукции выполняется в конце смены с помощью документа "Сводный ордер", который автоматически формируется на основании документов "Перемещение товаров".
Продукция, выпущенная цехом, грузится в вагонетки, к которым прикрепляются паспорта. В системе предусмотрены учет паспортов продукции и отслеживание по ним перемещения готовой продукции - на реализацию, на переработку или на упаковку.
Особенностью хлебобулочного производства является зависимость количества сырья, необходимого для изготовления продукции, от влажности муки. Для учета влажности в системе предусмотрено два режима. Первый режим применяется, если мука хранится на складе в таре. В этом случае в систему один раз в сутки вводятся данные о средней влажности, полученные из лаборатории. Второй режим используется при хранении муки в бункерах - на складе бестарного хранения муки (БХМ). При оприходовании муки на склад БХМ информация о влажности, полученная в результате измерения, вводится в документ поступления. При списании сырья в производство для расчета его количества используется информация о средней влажности в конкретном бункере.
В системе реализовано ведение рецептов продукции и полуфабрикатов с учетом влажности муки, а также материалов, приравненных к муке. При выпуске продукции потребность в сырье автоматически рассчитывается с учетом его влажности. В то же время потребность в сырье может быть скорректирована вручную.
Все документы, как оформленные в производстве, так и переданные в производство, привязываются к конкретной смене. При открытии смены в системе регистрируется документ "Отчет смены". В данном документе можно выбрать бункеры, используемые в производстве, а также установить порядок списания муки. При работе с "Отчетом смены" также можно сформировать все необходимые сменные отчеты. После закрытия смены все документы, относящиеся к ней, блокируются от дальнейшего изменения.
Нормы расхода сырья, например соли, сахара, дрожжей и других материалов, указанные в документе "Спецификация номенклатуры", могут быть рассчитаны тремя способами - "На заданный вес муки" (как правило, на 100 кг), "На заданный вес готовой продукции" (как правило, на 1000 кг) и "На заданное количество готовой продукции в штуках" (как правило, на 1000 шт.). Для нормирования количества отходов используется раздел "Возвратные отходы" документа "Спецификация номенклатуры". В случае если количество брака в производстве за смену превышает количество нормы возвратных отходов, то разница будет списана на виновных лиц.
Информацию о выпущенной продукции, средней влажности муки на выпуск продукции, движении сырья и материалов, а также о распределении сырья на выпущенную продукцию можно получить с помощью отчета по форме П-13 (Хлеб). В состав сменно-суточной отчетности входит также "Акт передачи фактических остатков в производстве".
В конце каждой смены для расчета сдельной заработной платы бригадир формирует документ "Сдельный наряд на выполненные работы". Этот документ оформляется на основании "Сводных ордеров" смены и позволяет, кроме того, распределить затраты на оплату труда по рабочим центрам - производственным линиям.
В системе предусмотрен учет брака, который подразделяется на возвратно-перерабатываемые отходы (ВПО) и отходы, не подлежащие переработке (НПО). Реализована регистрация операций по переработке ВПО в хлебную крошку или кондитерский брак, которые в дальнейшем будут использованы в производстве. Для НПО, а также для брака, превышающего норму, предусмотрено списание.
Управление отгрузкой
Круглосуточная отгрузка и большой объем документов на реализацию являются характерной особенностью работы хлебобулочного предприятия. Для ускорения и облегчения работы экспедиции в системе имеется специальный интерфейс "Рабочий стол диспетчера", позволяющий формировать первичные документы с наименьшим количеством действий. Для нужд экспедиции также предусмотрена работа с шаблонами маршрутов движения автотранспорта.
Под рейсом в системе понимается поездка одного автомобиля для доставки продукции клиентам без повторных заездов на хлебозавод. Каждый рейс характеризуется маршрутом, автомобилем, водителем и видом доставки - "Самовывоз" или "Централизация". Информация о существующих рейсах и нераспределенных заявках покупателей представлена на "Рабочем столе диспетчера".
Одна из задач диспетчера заключается в подборе нераспределенных заявок в существующие или в новые рейсы. Подбор в существующие рейсы выполняется с помощью переноса заявок. Ввод нового рейса можно осуществить вручную или автоматически, на основании шаблонов маршрутов. В этом случае система позволяет анализировать принятые заказы, соотносить их с шаблонами маршрутов и создавать новый маршрут.
Система также позволяет разделить заявку клиента на несколько доставок, поэтому в случае отсутствия на складе к нужному времени заказанной продукции диспетчер может скорректировать отгрузку и перенести доставку недостающей номенклатуры на более позднее время. Причина корректировки, например "Отсутствует на складе", фиксируется для последующего анализа. После корректировки данных по отгрузке диспетчер может сформировать "Задание на погрузку". Печать накладных и счетов-фактур выполняется после фактической загрузки автомобиля. На завершающей стадии отгрузки печатается пропуск на выезд автомобиля с территории завода.
И. Сидоров,
Фирма "1С",
контактный телефон (495) 737-92-57
"Финансовая газета", N 35, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71