16 декабря 2008 г. |
г. Вологда Дело N А05-7734/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Писаревой О.Г. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,
при участии от Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Здоровье" Капустиной О.Н. по доверенности от 12.08.1993, Савельевой Ж.Г. по доверенности от 08.12.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Здоровье" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.09.2008 по делу N А05-7734/2008 (судья Макаревич И.А.),
установил
Северодвинское муниципальное унитарное предприятие "Здоровье" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Департаменту здравоохранения Архангельской области (далее - Департамент) о признании недействительными результатов аукциона на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по отпуску льготным категориям граждан лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров, закупленных за счет средств федерального и областного бюджетов, по лотам N 3 и 4.
Определением суда от 19.08.2008 к участию в деле в качестве ответчика с согласия истца привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Центральная аптека ЦМСЧ N 58" (далее - Аптека).
Решением суда от 29.09.2008 в удовлетворении иска отказано.
Предприятие с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит его отменить, исковые требования удовлетворить.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что установленное ответчиком в конкурсной документации требование к качеству оказываемых услуг - приближенность аптечного учреждения к учреждению здравоохранения, противоречит пункту 2 статьи 23, пунктам 2 и 2.1 статьи 34 и статье 35 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ) и пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции), в связи с этим право истца на участие в аукционе незаконно ограничено.
В судебном заседании представители Предприятия поддержали доводы апелляционной жалобы, просят решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Аптека в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, указав, что требование о нахождении аптечного учреждения на расстоянии не более 300 метров от лечебного учреждения относится к существенному показателю качества услуги, пользователями которой являются граждане, которым требуется социальная помощь.
Ответчики надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав истца, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в целях реализации Федерального закона от 17.07.1998 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Закона Архангельской области от 02.03.2005 N 2-2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных групп населения Архангельской области в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" Департаментом издано распоряжение от 26.05.2008 N 410-рд о проведении открытого аукциона на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по отпуску льготным категориям граждан лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров, закупленных за счет федерального и областного бюджетов.
На официальном сайте Департамента в сети Интернет и в N 21 газеты "Волна" 03.06.2008 размещена информация о проведении открытого аукциона на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по отпуску льготным категориям граждан лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров, закупленных за счет средств федерального и областного бюджетов по рецептам врачей медицинских учреждений, расположенных в городах Архангельске и Северодвинске.
Согласно данной информации место проведения аукциона - город Архангельск, пр. Троицкий, 49, кабинет 43, дата и время начала проведения аукциона - 26.06.2008 10.00, заказчик - Департамент, срок, место и порядок предоставления документации - со дня опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона на основании письменного заявления любого заинтересованного лица (в том числе в электронной форме), направленного в адрес заказчика, в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего заявления, на аукцион выставлено четырнадцать лотов по количеству лечебных учреждений.
В соответствии с разделом II конкурсной документации "Требования к качеству оказания услуг, а также иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика" участник размещения заказа в заявке на участие может предложить для отпуска товаров льготным категориям граждан несколько аптечных учреждений в рамках одного лота. Аптечное учреждение должно быть расположено непосредственно в учреждении здравоохранения, указанном в лоте, или на расстоянии не более 300 метров от такого учреждения здравоохранения.
Предприятие, ознакомившись с конкурсной документацией, подало заявки на участие в аукционе по лотам 3, 4, 9 - 12.
Из протокола N 1 от 25.06.2008 следует, что заявки на участие в аукционе подали шесть участников, в том числе Предприятие и Аптека. В результате рассмотрения заявок к участию в аукционе по лотам N 3 и 4 допущена Аптека, при этом Предприятию отказано в допуске на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 12 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в связи с несоответствием требованиям пункта 2 "Требования к качеству оказания услуг и также иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика" раздела II "Заказ на оказание услуг" документации об аукционе: предложено для оказания услуг аптечное учреждение, расположенное на расстоянии более 300 метров от учреждения здравоохранения.
Считая, что включение в документацию об аукционе требования о расположении аптечного учреждения по отношению к учреждению здравоохранения на расстоянии не более 300 метров от лечебного учреждения незаконно и в связи с этим результаты аукциона по дотам N 3 и 4 являются недействительными, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для вывода о незаконности отказа в допуске Предприятия к участию в аукционе не имеется.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит данный вывод правильным и соответствующим обстоятельствам дела.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ в арбитражный суд вправе обратиться заинтересованное лицо за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (пункт 1).
Из указанных норм следует, что оспаривание конкурса, результатом которого явилось размещение заказа, возможно путем предъявления иска заинтересованного лица к организатору торгов, заказчику и победителю торгов.
Обращаясь с требованием о признании недействительными результатов аукциона, истец сослался на то, что, установив в конкурсной документации такое требование к качеству оказываемых услуг, как приближенность аптечного учреждения к учреждению здравоохранения, незаконно ограничил права истца на участие в аукционе.
Вместе с тем, данное обстоятельство материалами дела не подтверждается.
Возможность включения в конкурсную документацию показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика предусмотрена статьей 22 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Из материалов дела видно, что раздел "Требования к качеству оказания услуг, а также иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика" содержит условие, согласно которому участник размещения заказа в заявке на участие может предложить для отпуска товаров льготным категориям граждан несколько аптечных учреждений в рамках одного лота, при этом аптечное учреждение должно быть расположено непосредственно в учреждении здравоохранения, указанном в лоте, или на расстоянии не более 300 метров от такого учреждения здравоохранения.
Как правильно указал суд первой инстанции, требование о незначительном расстоянии между аптечным и медицинским учреждением направлено на обеспечение доступности социальной помощи, позволяет пробрести указанное в рецепте лекарственное средство получателям этих средств, в большинстве страдающим заболеваниями, ограничивающими их передвижение, непосредственно в лечебном учреждении или недалеко от него без использования услуг общественного транспорта.
Довод подателя жалобы о том, что оспариваемое им условие не имеет отношения к качеству реализуемых лекарственных препаратов, не принимается во внимание как не относящийся к существу спора. Предметом аукциона является право заключения государственных контрактов на оказание услуг по отпуску лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров. В данном случае такой критерий, как приближённость аптечного учреждения к лечебному учреждению имеет непосредственное отношение к качеству оказания услуг гражданам, имеющим право на социальную помощь.
Данное требование соответствует целям Федерального закона от 17.07.1998 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", во исполнение которого проведен спорный аукцион.
Ссылка подателя жалобы на нарушение в данном случае требований пункта 2 статьи 17 Закон о конкуренции, является необоснованной.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В данном случае, указание в конкурсной документации оспариваемого истцом критерия качества услуги не подпадает под действие вышеназванной нормы права, поскольку не устанавливает ограничения доступа к участию в торгах, не предусмотренного федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Нарушения пункта 2 статьи 23, пункта 2 и 2.1 статьи 34 и статьи 35 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, на которые указывает ответчик, судом не установлены, материалами дела не подтверждаются.
Таким образом, указание в конкурсной документации требования о приближенности аптечного учреждения к лечебному учреждению не противоречит закону.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявке на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.
Суд первой инстанции, оценив доводы ответчика в совокупности со всеми представленными доказательствами, пришел к правильному выводу, что заявка Предприятия, предложившего для отпуска лекарственных средств аптечные учреждения, расположенные на расстоянии более 300 метров, не соответствовала требованиям конкурсной документации по заявленным лотам N 3 и 4. В связи с этим истец обоснованно не допущен к участию в аукционе.
Исходя из вышеизложенного оснований для признания результатов аукциона на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по отпуску льготным категориям граждан лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров, закупленных за счет средств федерального и областного бюджетов, по лотам N 3 и 4 у суда первой инстанции не имелось.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, в связи с этим решение является законным, отмене не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по оплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 сентября 2008 года по делу N А05-7734/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Здоровье" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
О.Г. Писарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7734/2008
Истец: Северодвинское муниципальное унитарное предприятие "Здоровье"
Ответчик: ФГУП "Центральная аптека ЦМСЧ N58", Департамент здравоохранения Архангельской области