г. Вологда
23 декабря 2008 г. |
Дело N А05-4999/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я., Козловой С.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Додул А.А.,
при участии от муниципального учреждения здравоохранения "Новодвинская центральная городская больница" муниципального образования "Город Новодвинск" Кошелева В.Н. по доверенности от 01.11.2006, от администрации муниципального образования "Город Новодвинск" Кошелева В.Н. по доверенности от 01.05.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 августа 2008 года по делу N А05-4999/2008 (судья Бунькова Е.В.),
установил
муниципальное учреждение здравоохранения "Новодвинская центральная городская больница" муниципального образования "Город Новодвинск" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 904 147 руб. 56 коп. убытков, связанных с дополнительными денежными выплатами медицинским работникам, выполнявшим в 2006 и в 2007 годах государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи по оплате отпусков, командировок, больничных листов, курсов повышения квалификации и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средняя заработная плата.
Определением суда от 22 мая 2008 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд), муниципальное образование "Город Новодвинск" в лице администрации муниципального образования "Город Новодвинск" (далее - Администрация).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) до принятия судом решения по делу истец уточнил предмет и размер исковых требований, просил взыскать с Минфина РФ 938 589 руб. 75 коп. убытков, связанных с дополнительными денежными выплатами медицинским работникам, выполнявшим в 2006 году государственное задание, в том числе по оплате отпусков, командировок, больничных листов, курсов повышения квалификации и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средняя заработная плата.
Минфин РФ с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 851 определен исчерпывающий перечень выплат, производимых за счет субвенций. Утвержденные данным постановлением Правила не предусматривают компенсацию расходов, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников, за счет субвенций из бюджета. В состав взысканных убытков суд необоснованно включил расходы истца по выплате медицинским работникам участковой службы процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на надбавку стимулирующего характера, выплачиваемую в связи с выполнением государственного задания по оказанию медицинской помощи в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения. Выплата процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, является расходным обязательством местного бюджета, а не федерального. Судом необоснованно включены в состав убытков суммы единого социального налога (далее - ЕСН). Расходы истца являются убытками, а в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации ЕСН на убытки не начисляется. В суд апелляционной инстанции Минфин РФ представил контррасчет по иску с дополнением, в котором указал, что в сумму иска также необоснованно включен налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), кроме того, не подтверждена часть расходов в сумме 122 644 руб. 28 коп. Согласно контррасчету Минфина РФ сумма убытков истца составляет 621 087 руб. 69 коп.
Истец в отзыве и представитель в судебном заседании против доводов жалобы возражали.
Представитель Администрации в судебном заседании просил жалобу оставить без удовлетворения.
Фонд в отзыве на жалобу с ее доводами не согласился.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, Минфин РФ, Фонд представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей данных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей истца, Администрации, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу подлежащей удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно разделу IV Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 461, на территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета предоставляется дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 22 декабря 2005 года N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10 000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные денежные выплаты выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включает средства на указанные денежные выплаты и коэффициенты, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют целевое финансовое обеспечение государственного задания на основании договоров на выполнение государственного задания, заключаемых с учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.
Средства, передаваемые из фонда компенсаций в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Порядок финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь государственного задания, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
В пункте 6 указанных Правил определены условия, при которых территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций, учреждениям здравоохранения для выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Как следует из материалов дела, 16 января 2006 года Фондом и Учреждением заключен договор о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Разделом 3 данного договора срок его действия определен с 01 января 2006 года по 31 декабря 2006 года.
В течение 2006 года Учреждение в соответствии с условиями договора ежемесячно предоставляло в Фонд заявки на перечисление субвенций на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи из территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Фонд в 2006 году в полном объеме перечислил истцу субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи согласно бюджетным заявкам.
Суд первой инстанции правомерно указал, что предъявленные к взысканию истцом убытки представляют собой дополнительные расходы лечебного учреждения, связанные с увеличением среднего заработка работников в связи с ежемесячными доплатами в размере 10 000 руб. и 5000 руб. в рамках выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Медицинским работникам, выполнявшим в 2006 году государственное задание, истцом начислена средняя заработная плата за период их нахождения в отпуске, командировке, на курсах повышения квалификации, в период временной нетрудоспособности в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом вышеуказанных доплат.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи установлен Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2006 году" и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 851, которым определены не только категории медицинских работников, получающих дополнительные выплаты, размер выплат, но и их назначение. Указанными нормативными актами не предусмотрено финансирование дополнительных расходов медицинских учреждений в связи с увеличением среднего заработка медицинских работников.
В связи с тем, что в составе субвенций, перечисляемых Фондом социального страхования в 2006 году, не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, у истца возникли убытки.
В то же время в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 года N 825 (с учетом изменений от 01 декабря 2007 года), финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного пунктом 1 настоящих Правил, осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с бездействием органов государственной власти Российской Федерации, не определивших источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь, работники которых выполняли в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, на основании статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки истца подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Однако решение суда подлежит изменению в связи с недоказанностью обстоятельств, которые суд считал установленными.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Учреждения пояснил, что при предъявлении иска допущена счетная ошибка, сумма иска фактически составляет 931 769 руб. 20 коп., в том числе 738 327 руб. 42 коп. - расходы истца в связи с исполнением решений мировых судей по взысканию среднего заработка за время нахождения медицинских работников в 2006 году в отпуске, на учебе, а также 193 441 руб. 78 коп. - ЕСН. Документы, подтверждающие уплату ЕСН в предъявленном к возмещению размере, в суд первой и апелляционной инстанции не представлены. В связи с этим апелляционная инстанции полагает, что на основании статьи 15 ГК РФ возмещению истцу подлежат только реально произведенные документально подтвержденные расходы в сумме 738 327 руб. 42 коп.
Возражения Минфина РФ в представленном в суд апелляционной инстанции контррасчете о недоказанности исполнения решений мировых судей в отношении Варенова В.Б., Кобзарь А.Н., Кучерявой Н.В., Поздняковой Т.Н., Трусовой В.А., Кононенко О.В., Фроликовой Н.В. не соответствуют действительности. Факт выплат указанным лицам подтверждается имеющимися в материалах дела платежными ведомостями N 467, 489, 511, 845 (т. 3, л. 54, 55, 62, т. 4, л. 51). Платежная ведомость от 10 июля 2007 года N 645, представленная истцом в судебное заседание апелляционной инстанции 23 декабря 2008 года, также подтверждает факт выплаты по решению мирового судьи в отношении Отлячкиной М.В.
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 19 декабря 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон) к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяется районный коэффициент, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Кроме того, на основании статьи 11 Закона лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Из решений мировых судей следует, что средний заработок медицинских работников с учетом доплат в размере 5000 руб. и 10 000 руб. рассчитан только с применением районного коэффициента 1,2, но без учета 50-процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленной постановлением главы администрации Архангельской области от 14 мая 1993 года N 114. В связи с этим несостоятельным является довод Минфина РФ, содержащийся в апелляционной жалобе, о предъявлении в иске к взысканию 50-процентной надбавки за стаж работы.
Также не нашел подтверждения заявленный Минфином РФ в дополнении к контррасчету довод о необоснованном начислении истцом на суммы среднего заработка НДФЛ. Фактически Учреждение не начислило дополнительно на суммы задолженности, взысканные решениями мировых судей, НДФЛ, а напротив, удержало этот налог из причитающихся к выплате сумм для перечисления в бюджет. Данный факт не имеет правового значения для дела, поскольку не увеличил расходы истца, а указанная обязанность Учреждения, как налогового агента, предусмотрена главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку в резолютивной части обжалуемого решения суд не указал на взыскание госпошлины с ответчика, что не соответствует мотивировочной части, то в связи с этим решение также подлежит изменению.
На основании статьи 110 АПК РФ госпошлина за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относится на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 августа 2008 года по делу N А05-4999/2008 изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального учреждении здравоохранения "Новодвинская центральная городская больница" муниципального образования "Город Новодвинск" 738 327 руб. 42 коп. убытков. В остальной части иска отказать.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в федеральный бюджет госпошлину в сумме 12 496 руб. 40 коп.
Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения "Новодвинская центральная городская больница" муниципального образования "Город Новодвинск" в федеральный бюджет госпошлину в сумме 3389 руб. 49 коп.
Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения "Новодвинская центральная городская больница" муниципального образования "Город Новодвинск" в пользу Управления Федерального казначейства по Архангельской области 213 руб. 37 коп. в возмещение расходов по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4999/2008
Истец: Муниципальное учреждение здравоохранения "Новодвинская центральная районная больница" муниципального образования "Город Новодвинск", Муниципальное учреждение здравоохранения "Новодвинская центральная городская больница" МО "Город Новодвинск"
Ответчик: РФ в лице Министерства финансов РФ (Управление федерального казначейства Минфина РФ по Архангельской области)
Третье лицо: Муниципальное образование "Город Новодвинск" (в лице администрации муниципального образования "Город Новодвинск), Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования