г. Вологда
29 декабря 2008 г. |
Дело N А52-3852/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Четыре угла", администрации города Пскова на решение Арбитражного суда Псковской области от 13 октября 2008 года по делу N А52-3852/2008 (судья Васильева О.Г.),
установил
общество с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Четыре угла" (далее - общество, ООО АН "Четыре угла") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям (далее - комитет, КУМИ Псковской области) о признании незаконными действий по факту и тексту публикации в газете "Псковская правда" информации о возможном предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: город Псков, улица Линейная; к администрации Псковской области (далее - администрация области) о признании незаконным бездействия по принятию решения о выборе земельного участка; к администрации города Пскова (далее - администрация города) о признании незаконным бездействия по информированию населения о возможном предоставлении земельного участка, формированию и составления проекта его границ.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 13.10.2008 по делу N А52-3852/2008 в удовлетворении требований ООО АН "Четыре угла" отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, отсутствие оснований для отказа в удовлетворении требований.
Администрация города с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что в суде первой инстанции поддержала требования ООО АН "Четыре угла" к администрации области и комитету в полном объеме, возражала только против требований, заявленных к ней; вывод суда о том, что она устранилась от действий по информированию населения, не соответствует фактическим обстоятельствам.
Комитет и администрация области в отзывах с доводами апелляционных жалоб не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как видно из материалов дела, ООО АН "Четыре угла" обратилось в КУМИ Псковской области с заявлением от 26.12.2007 N Р-4У/Ю52 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства (далее - заявление от 26.12.2007 N Р-4У/Ю52), в котором просило оформить, утвердить акт о выборе земельного участка, проект границ и принять решение о предварительном согласовании места размещения объектов строительства, а именно: оптовых складов под строительные материалы. Также в заявлении от 26.12.2007 N Р-4У/Ю52 указано, что земельный участок располагается в городе Пскове - к югу от улицы Линейная, его примерная площадь составляет примерно 50 000 кв.м; испрашиваемое право - аренда сроком, ориентировочно, на 5 лет.
Для обеспечения выбора земельного участка комитет 18.01.2008 направил в администрацию города информацию об объекте строительства и месте его предполагаемого размещения с приложением ситуационной схемы (исх. N 1/7-69), письмом от 29.01.2008 N 1/7-186 уведомил об этом общество.
В ответе от 20.03.2008 N 1/4-1094 комитет сообщил ООО АН "Четыре угла" о том, что по информации управления строительства и архитектуры, изложенной в письме от 22.02.2008 N 498, невозможно сформировать земельный участок площадью 50 000 кв.м, имеется свободный участок площадью 34 000 кв.м.
Уточнением от 08.04.2008 N Р-4УЮ74 общество согласилось на изменение заявленной ориентировочной площади с 50 000 кв.м на 34 000 кв.м.
Далее письмом от 03.06.2008 N 1/4-2213 КУМИ Псковской области обратился в администрацию города с просьбой провести информирование население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, в частности, в тексте информации указал о возможном предоставлении в аренду земельного участка по улице Линейной ориентировочной площадью 34 000 кв.м для строительства оптового склада строительных материалов, а также о том, что прием заявлений будет осуществляться в течение месяца со дня опубликования по адресу: город Псков, улица Некрасова, дом 23, флигель, приемная.
В газете "Псковская правда" от 10.04.2008, а также на сайте в сети Интернет, комитетом самостоятельно размещена указанная информация, в связи с чем от ООО "РегионЛес" и ООО "Псковстройрегионинвест" поступили заявки о намерении приобрести права на данный участок (от 17.07.2008 N 35, от 21.07.2008).
ООО АН "Четыре угла" обжаловало действия комитета по размещению названной публикации в газете "Псковская правда".
Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для признания указанных действий незаконными не имеется.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительными ненормативных актов, действий, решений необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 ЗК РФ).
На основании пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Обязательность проведения информирования населения установлена с целью соблюдения принципа земельного законодательства, закрепленного в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Поскольку информирование населения в силу закона является обязательным, осуществление указанных действий комитетом, а не администрацией города, не нарушает права и законные интересы общества.
Не нарушает права и законные интересы и текст публикации, поскольку даже при отсутствии предложения о приеме заявлений не исключается возможность подачи другими лицами заявок о намерении приобрести права на спорный участок.
Кроме того, земельным законодательством не предусмотрен запрет на подачу нескольких заявок на предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований к КУМИ Псковской области.
В отношении администрации города ООО АН "Четыре угла" обжаловало ее бездействие по информированию населения о возможном предоставлении земельного участка, по формированию земельного участка и составлению проекта его границ.
В нарушение пункта 3 статьи 31 ЗК РФ администрация города устранилась от информирования населения о возможном предоставлении земельного участка.
В ответе от 23.06.2008 N 894 на письмо комитета от 03.06.2008 N 1/4-2213 (с просьбой провести информирование населения) администрация города необоснованно указала, что информирование относится к процедурным вопросам комитета.
При несогласии с текстом публикации, предложенным комитетом, администрации города могла составить свой вариант текста, поскольку в силу закона она должна осуществить информирование населения.
Однако поскольку информирование населения произведено комитетом, в этом случае бездействие администрации не нарушает права и законные интересы общества.
По поводу бездействия по формированию земельного участка и составлению проекта его границ необходимо отметить следующее.
Статьей 1 Закона Псковской области от 29.12.2005 N 518-оз "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений на территории Псковской области" (далее - Закон N 518-оз) предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Пскове, за исключением предоставления для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, осуществляется администрацией области или уполномоченным ею органом исполнительной власти области в случаях предоставления земельных участков для строительства; предоставления земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия и в границах зон охраны объектов культурного наследия; продажи земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные из собственности области до 1 июля 2006 года.
Принятие решений по распоряжению земельными участками, указанными в статье 1 настоящего Закона, осуществляется в порядке, устанавливаемом администрацией области (статья 2 Закона N 518-оз).
Постановлением администрации области от 06.12.2007 N 435 утвержден Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками).
Пунктом 5 раздела I Порядка принятия решений по распоряжению земельными участками установлено, что в 10-дневный срок после получения заявления о предоставлении земельного участка от заинтересованного лица, за исключением случаев обращения органа местного самоуправления, комитет направляет в администрацию города Пскова информацию о местоположении и площади земельного участка для проведения в месячный срок следующих работ по формированию испрашиваемого земельного участка: подготовка проекта границ земельного участка; определение разрешенного использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включающих в себя электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение, и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 12 раздела I Порядка принятия решений по распоряжению земельными участками комитет в 10-дневный срок после получения заявления направляет в администрацию города Пскова для осуществления выбора земельного участка информацию об объекте капитального строительства и предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка.
Администрация города Пскова обеспечивает выбор земельного участка с соблюдением требований статьи 31 ЗК РФ посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, муниципальными организациями и осуществляет изготовление проекта границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Администрация города Пскова направляет в комитет утвержденные проекты границ земельных участков в соответствии с возможными вариантами их выбора и документы, подтверждающие согласование с соответствующими государственными органами, муниципальными организациями.
Комитет осуществляет выбор земельного участка. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные администрацией города Пскова проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Данная норма корреспондируется с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ, в соответствии с которым результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В части требований о незаконности бездействия администрации города по формированию земельного участка и составлению проекта его границ суд первой инстанции правомерно отказал в их удовлетворении, так как указанные действия выполнены, подготовлен акт о выборе земельного участка от 06.05.2008.
К администрации области обществом предъявлены требования о незаконности бездействия по принятию решения о выборе земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Из приведенной нормы следует, что решение о предварительном размещении объекта либо об отказе в размещении объекта принимается администрацией области.
Согласно пункту 13 Порядка принятия решений по распоряжению земельными участками решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта оформляется актом администрации области, проект которого вносит в установленном порядке комитет.
Из материалов дела видно, что проект решения о предварительном согласовании места размещения объекта комитетом не вносился, поэтому бездействие по принятию такого решения со стороны администрации области отсутствует.
Также апелляционной инстанцией не установлено нарушений судом первой инстанции норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 46 АПК РФ иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие). Каждый из истцов или ответчиков выступает в процессе самостоятельно.
По настоящему делу обществом заявлены отдельные требования к трем ответчикам: КУМИ Псковской области, администрации города, администрации области.
Статьей 49 АПК РФ предусмотрено право ответчика признать требования истца, однако из системного толкования данной нормы, ответчик может признать требования, предъявленные именно к нему, а не к другому ответчику.
Поэтому администрация города не может признать требования, предъявленные к комитету и администрации области.
Более того, право на обжалование решения имеют участники спорного материального правоотношения, чьи права затрагивает принятый судебный акт и лица, в отношении которых судебным актом созданы препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности как по отношению к одной из сторон спора, так и независимо от спорного правоотношения.
Решение суда первой инстанции, принятое по требования, предъявленным комитету и администрации области, не нарушает законные права и обязанности администрации города, поэтому она не имеет права на обжалование решения суда в указанной части в порядке апелляционного производства.
Частью 5 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Вместе с тем, названная норма не предусматривает обязательного указания в резолютивной части решения на признание оспариваемого акта соответствующим закону или иному нормативному правовому акту в случае принятия судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поэтому ссылка общества и администрации города в апелляционных жалобах на нарушение указанной выше процессуальной нормы АПК РФ не принята во внимание.
Довод об изготовлении решения по настоящему делу в полном объеме 17.10.2008 противоречит материалам дела, поскольку решение суда принято (изготовлено в полном объеме) и его резолютивная часть объявлена в один день - 13.10.2008, доказательств обратного обществом не представлено.
В апелляционной жалобе ООО АН "Четыре угла" указывает на то, что тексты протоколов судебных заседаний от 17.09.2008 и от 13.10.2008 по делу N А52-3852/2008 абсолютно неразборчивы, просит оценить действия суда в контексте пунктов 2, 3 статьи 2 АПК РФ.
На основании пунктов 2, 3 статьи 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 155 АПК РФ в ходе каждого судебного заседания арбитражного суда первой инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется протокол.
Протокол составляется в письменной форме. Он может быть написан от руки, или напечатан на машинке, или составлен с использованием компьютера. Протокол подписывается председательствующим в судебном заседании и секретарем судебного заседания или помощником судьи, который вел протокол судебного заседания, не позднее следующего дня после дня окончания судебного заседания, а протокол о совершении отдельного процессуального действия - непосредственно после совершения отдельного процессуального действия (часть 4 статьи 155 АПК РФ).
Согласно части 6 статьи 155 АПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с протоколами судебного заседания и отдельных процессуальных действий и представлять замечания относительно полноты и правильности их составления в трехдневный срок после подписания соответствующего протокола. К замечаниям могут быть приложены материальные носители проведенной лицом, участвующим в деле, аудио- и (или) видеозаписи судебного заседания.
Замечания на протокол, представленные в арбитражный суд по истечении трехдневного срока, судом не рассматриваются и возвращаются лицу, представившему эти замечания.
Поскольку замечания на протоколы судебного заседания от 17.09.2008 и 13.10.2008 относительно полноты и правильности его составления обществом не представлялись, а законодательство не запрещает изготовление указанного документа рукописным способом, нарушений в доступности правосудия и справедливом публичном судебном разбирательстве не имеется.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционных жалоб отказано, расходы по госпошлине в пользу общества и администрации города не взыскиваются.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 13 октября 2008 года по делу N А52-3852/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Четыре угла", администрации города Пскова - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
В.А. Богатырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3852/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство Недвижимости "Четыре угла"
Ответчик: Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, Администрация Псковской области, Администрация г. Пскова
Кредитор: Шустов Григорий Николаевич (представитель ООО "Агентство недвижимости "Четыре угла")
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9794/09
17.07.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9794/2009
10.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А52-3852/2008
29.12.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4514/2008