г. Вологда
19 января 2009 г. |
Дело N А44-1432/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Митрофанова О.В. и Носач Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ляпаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лестэк" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 июня 2008 года по делу N А44-1432/2008 (судья Киселева М.С.),
установил
Комитет лесного хозяйства Новгородской области в лице отдела Пестовское лесничество (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лестэк" (далее - Общество) о взыскании неустойки в размере 362 214 руб. 87 коп. за нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (далее - Правила отпуска древесины на корню).
Решением суда от 17 июня 2008 года исковые требования удовлетворены частично, с Общества в бюджет Российской Федерации взыскана неустойка в сумме 354 810 руб. 87 коп.
Общество с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что суд принял решение на основе норм материального права, которые не подлежали применению. Кроме того, ссылается на нарушение судом норм процессуального права. Указывает, что на Комитет не возложена прямая обязанность на обращение в суд по фактам нарушений лесного законодательства. Заявляет, что к настоящим отношениям не применимы нормы Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Правила отпуска древесины на корню, поскольку освидетельствование делянки производилось 12.10.2007, а повторное - 14.11.2007, то есть в период после того, как указанные Правила утратили силу согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 169, и до вступления ЛК РФ в законную силу. Считает, что суд взыскал неустойку без применения нормы материального права. Полагает, что доверенность от 04.03.2008 N 362, на основании которой подписано исковое заявление, выдана неуполномоченным лицом, в связи чем суд необоснованно принял данное исковое заявление к производству. Кроме того, считает, что к настоящему спору также не применимы нормы материального права - часть 2 статьи 3 ЛК РФ и пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку договор аренды участков лесного фонда не может быть основанием для применения в данном споре норм гражданского законодательства.
Комитет и Общество надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласился, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.02.2004 между Федеральным государственным учреждением Пестовский лесхоз объединенного Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России Новгородской области (далее - ГУ "Пестовский лесхоз") (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) заключен договор аренды участка лесного фонда N 1, по условиям которого Общество приняло в аренду участок лесного фонда на территории Пестовского лесхоза общей площади 12 126 га, в том числе в Пестовском лесничестве.
ГУ "Пестовский лесхоз" выдало 11.09.2006 Обществу лесорубочный билет N 168, в соответствии с которым до 10.09.2007 последнему разрешалось произвести сплошную рубку растущей древесины и вывезти её одновременно с заготовкой.
Комиссия ГУ "Пестовский лесхоз" в составе лесничего Даниловой И.В., помощника лесничего Смирновой В.Ю. и мастера леса 12.10.2007 Бурлакова Б.Л. провела освидетельствование мест рубок.
По результатам проверки составлен акт освидетельствования мест рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, в котором зафиксированы следующие виды допущенных лесопользователем нарушений: оставление компактных недорубов в объеме 108,14 куб.м, оставление расстроенных недорубов в объеме 1501,303 куб.м, неудовлетворительная очистка мест рубок, захламление просек и границ в объеме 10,3 га, сруб и повреждение до степени прекращения роста за пределами переданных лесосек в объеме 5,13 куб.м, оставление зависших пней в количестве 5 шт./2,02 куб.м. и повреждение напочвенного покрова в объеме 1000 кв.м.
На основании данного акта и руководствуясь пунктом 78 Правил отпуска древесины на корню, ГУ "Пестовский лесхоз" начислило Обществу неустойку в размере 321 622 руб. 57 коп. и направило ответчику акт освидетельствования. Представителем Общества Воробьевым Ю.А. 07.11.2007 получено требование на возмещение убытков и потерь лесного хозяйства, в котором Обществу предлагалось добровольно уплатить неустойки в месячный срок со дня составления акта освидетельствования.
Повторное освидетельствование в составе указанной выше комиссии ГУ "Пестовский лесхоз" проведено 14.11.2007, по результатам которого составлен акт, в котором зафиксировано нарушение в виде неудовлетворительной очистки мест рубок, захламление просек и границ в объеме 10,3 га.
На основании акта от 14.11.2007 и руководствуясь пунктом 78 Правил отпуска древесины на корню, ГУ "Пестовский лесхоз" начислил Обществу неустойку в размере 40 592 руб. 30 коп. и направил ответчику акт освидетельствования. Представителем Общества Воробьевым Ю.А. 20.11.2007 получено требование на возмещение убытков и потерь лесного хозяйства, в котором Обществу предлагалось добровольно уплатить неустойку в месячный срок со дня составления акта освидетельствования.
Поскольку требования с предложением о добровольной уплате неустойки Обществом оставлены без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 2, частью 1 статьи 3 ЛК РФ лесные отношения регулируются лесным законодательством, состоящим из ЛК РФ и иных нормативных правовых актов, в том числе издаваемых Правительством Российской Федерации актов, регулирующих лесные отношения в пределах полномочий, определенных ЛК РФ, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Согласно статье 83 ЛК РФ лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, соблюдать условия лесорубочного билета и в силу статьи 111 ЛК РФ возмещать вред, причиненный лесному фонду, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил отпуска древесины на корню предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины, живицы, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований на всей территории лесного фонда Российской Федерации при проведении рубок главного пользования, подсочки древостоев, рубок промежуточного пользования, прочих рубок, рубок леса при переводе в установленном порядке лесных земель в нелесные в целях как связанных, так и не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, при строительстве объектов и производстве на участках лесного фонда работ, не связанных с ведением лесного хозяйства.
В соответствии с пунктами 62, 63, 66 Правил отпуска древесины на корню лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований указанных Правил и производят освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев после окончания срока действия лесорубочного билета; в случаях выявления нарушений требований настоящих Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования об уплате неустойки для добровольной уплаты в месячный срок. Если в указанный срок лесопользователем добровольная уплата неустоек не произведена, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустоек в принудительном порядке.
Пунктом 64 Правил отпуска древесины на корню установлено, что при окончании действия лесорубочного билета в бесснежный период лесхоз обязан в 20-дневный срок произвести освидетельствование мест рубок. При окончании действия лесорубочного билета в зимний период освидетельствование мест рубок производится с наступлением бесснежного периода. О дне освидетельствования лесопользователь должен быть извещен лесхозом письменно. Если лесопользователь уклоняется от участия в проведении освидетельствования мест рубок, то оно может быть проведено лесхозом в одностороннем порядке с извещением лесопользователя о дне его проведения.
Подпунктами г, к, н, п пункта 72 Правил отпуска древесины установлены неустойки:
- за рубку или повреждение до степени прекращения роста деревьев за пределами переданных лесопользователю лесосек - 10-кратная ставка лесных податей за древесину указанных срубленных или поврежденных деревьев;
- за неудовлетворительную или несвоевременную очистку мест рубок от порубочных остатков - 5-кратная стоимость работ по очистке мест рубок или ликвидации захламленности, рассчитанная по действующим в лесхозе расчетно-технологическим картам и другим нормативам затрат, утвержденным в установленном порядке;
- за оставление компактных недорубов - 2-кратная ставка лесных податей за оставленную в недорубах древесину;
- за оставление расстроенных недорубов - 4-кратная ставка лесных податей за оставленную на корню древесину;
- за оставление на лесосеках зависших срубленных деревьев - 7-кратная ставка лесных податей за древесину зависших деревьев. Порядок и основания применения к лесопользователям, допустившим нарушение лесохозяйственных требований, такой меры ответственности, как неустойка и ее размеры определены Правилами отпуска древесины на корню.
Пунктом 66 Правил отпуска древесины на корню установлено, что за нарушения, дополнительно выявленные при контрольном освидетельствовании, лесопользователю предъявляются соответствующие неустойки.
Из материалов дела следует, что в соответствии с письмом Общества от 30.08.2007 освидетельствование перенесено с 12.09.2007 на 12.10.2007, о чем ему направлено извещение от 30.08.2007, полученное представителем Общества 14.09.2007 (листы дела 10 - 12). О проведении повторного освидетельствования 14.11.2007 Общество уведомлено путем направления в его адрес акта освидетельствования от 12.10.2007, полученного представителем Общества 07.11.2007, где указывалась дата повторного освидетельствования.
Из справки метеорологической станции Охона от 10.06.2008 N 5 следует что, 14.11.2007 наблюдался ливневый снег, отличающийся внезапностью начала и конца выпадения, резкими колебаниями интенсивности и кратковременностью периода наиболее сильного его выпадения, по Пестовскому району снег выпал с разной интенсивностью, то есть местами его могло не быть. Данная справка конкретизирует сведения о наличии снежного покрова 14.11.2007 и дает основание полагать, что проведение повторного освидетельствования 14.11.2007 было возможно. В связи с чем судом первой инстанции обоснованно не принят довод ответчика о наличии 14.11.2007 снежного покрова согласно справке метеорологической станции Охона от 11.06.2008 N 6, указывающей, что снежный покров установился 14.11.2007.
Таким образом, материалами дела подтвержден и ответчиком не опровергается факт нарушения последним Правил отпуска древесины на корню.
Составленные по результатам освидетельствования мест рубок и подсочки древостоев акты служат основанием для начисления неустоек и являются официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил отпуска древесины на корню.
Согласно пункту 75 Правил отпуска древесины на корню неустойки, взыскиваемые за нарушения настоящих Правил, исчисляются лесхозами исходя из минимальных ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, взятых по первому разряду такс (независимо от того, к какому лесотаксовому разряду относится квартал (участок), в котором допущено нарушение), без применения норм их снижения.
Минимальные ставки платы за древесину на момент расчета истцом неустойки были установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню". Расчет размера неустоек произведен истцом правомерно исходя из минимальных ставок платы за древесину, утвержденных указанным Постановлением, объема допущенных нарушений, размера неустоек, установленных Правилами отпуска древесины на корню, и в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год".
Наличие нарушений, выразившихся в оставлении компактных и расстроенных недорубов, неудовлетворительной очистке мест рубок, захламлении просек и границ, срубе и повреждении до степени прекращения роста за пределами переданных лесосек, оставлении зависших пней, допущенны Обществом при заготовке древесины в квартале 168 Пестовского лесничества, подтверждается актами освидетельствования мест рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов от 12.10.2007 и от 14.11.2007; ведомостями перечета деревьев, назначенных в рубку(компактный недоруб), материально-денежной оценки лесосеки при сплошном, ленточном перечете, материально-денежной оценки лесосеки(зависшие деревья), перечета деревьев (расстроенный недоруб), материально-денежной оценки расстроенного недоруба, материально-денежной оценки лесосеки срубленных и поврежденных деревьев за пределами лесосеки, учета подроста.
Суд обоснованно отклонил довод представителя Общества о недопустимости применения ведомостей материально-денежной оценки в качестве доказательства выявленных нарушений, поскольку в соответствии с пунктом 11 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130 (далее - Указания), наличие и составление ведомостей материально-денежной оценки является обязательным при проведении освидетельствования.
Ведомости материально-денежной оценки лесосеки при сплошном, ленточном перечете, материально-денежной оценки лесосеки (зависшие деревья), материально-денежной оценки расстроенного недоруба, материально-денежной оценки лесосеки срубленных и поврежденных деревьев за пределами лесосеки, учета подроста составлены на основании соответствующих ведомостей перечета и подтверждают совершение Обществом установленных актом нарушений и соответствуют Указаниям.
Судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки в части 7404 руб., начисленной за нарушение Обществом Правил отпуска древесины на корню в виде повреждения напочвенного покрова в объеме 1000 кв.м, поскольку такого вида нарушения не предусмотрено указанными Правилами.
Из материалов дела следует, что в остальных случаях истец произвел освидетельствование мест рубок в соответствии с процедурой, установленной Правилами отпуска древесины на корню. Расчет начисленной ответчику суммы неустойки за нарушение лесохозяйственных требований соответствует пункту 75 указанных Правил. Ответчик не представил доказательств, опровергающих наличие перечисленных в акте освидетельствования мест рубок, нарушений лесохозяйственных требований.
С учетом изложенного суд первой инстанции на основании требований закона правомерно удовлетворил заявленные истцом требования о взыскании неустойки.
Кроме того, при рассмотрении данного спора судом исследовался вопрос о наличии полномочий Комитета для предъявления настоящего иска и ему дана надлежащая правовая оценка на основе всестороннего и полного исследования доказательств, представленных в материалы дела.
Суд обоснованно не принял во внимание довод Общества, изложенный в отзыве, о нарушении Комитетом пункта 8 статьи 125 АПК РФ, предусматривающего соблюдение досудебного порядка, поскольку требования направлены ГУ "Пестовский лесхоз" в адрес Общества и получены им 07.11.2007 и 20.11.2007.
Проанализировав нормы Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Положения о комитете лесного хозяйства Новгородской области, утвержденные постановлением администрации Новгородской области от 25.12.2007 года N 305 (далее - Положение о комитете), а также условия соглашения от 06.02.2008 о переводе на Комитет прав и обязанностей по договору аренды лесного фонда от 09.02.2004 N 1 от 06.02.2008, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии правопреемственности Комитета в данном споре.
В связи с тем, что в соответствии с Положением о комитете, председатель Комитета является главным государственным лесным инспектором Новгородской области, который согласно пункту 9 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, обладает правом предъявления исков в суд и арбитражный суд в пределах их компетенции, суд первой инстанции обоснованно не принял довод Общества об отсутствии полномочий на подписание представителем Комитета искового заявления.
Отклоняя довод Общества о неприменении Правил отпуска древесины на корню в связи с тем, что они признаны утратившими силу с 01.04.2008 и, как следствие, о нарушении статьи 54 Конституции Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьями 99 и 100 ЛК РФ, вступившего в силу с 01.01.2007, предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Правила отпуска древесины на корню являются актом, определяющим размер вреда, нанесенного лесному фонду. Наличие причиненного вреда подтверждается актом освидетельствования, размер вреда исчислен в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню, действующими в момент расчета размера вреда.
Согласно статье 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Правила отпуска древесины на корню в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 169 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам, регулирующим лесные отношения" признаны утратившими силу с 01.04.2008, и данным постановлением не установлено, что оно распространяется на отношения, возникшие до его принятия и вступления в действие, следовательно, к правоотношениям, сложившимся между Комитетом и Обществом, подлежит применению законодательство, действовавшее в момент их возникновения.
На основании вышеизложенных правовых норм суд правомерно отклонил доводы Общества как несостоятельные о неприменении Правил отпуска древесины на корню в связи с тем, что они признаны утратившими силу с 01.04.2008, и, как следствие, о нарушении статьи 54 Конституции Российской Федерации.
Доводы подателя жалобы являются бездоказательными, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили правильную правовую оценку судом первой инстанции, в связи с чем представляются суду апелляционной инстанции несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 июня 2008 года по делу N А44-1432/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лестэк" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
О.В.Митрофанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-1432/2008
Истец: Комитет лесного хозяйства Новгородской области в лице отдела Пестовское лесничество, Комитет лесного хозяйства Новгородской области
Ответчик: ООО "Лестэк"
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4267/2008