г. Вологда
04 февраля 2009 г. |
Дело N А05-12396/2007 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В., Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
при участии от общества Шишкина Р.Е. по доверенности от 31.11.2008 N 000660, от таможни Корельского А.В. по доверенности от 11.07.2008 N 32,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 ноября 2008 года (судья Шадрина Е.Н.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "РН - Архангельскнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской таможне (далее - таможня) о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей от 16.11.2007 N 38.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06.03.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.07.2008, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество с указанными судебными актами не согласилось и обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, который постановлением от 23.09.2008 отменил вышеуказанные судебные акты, направив дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Арбитражный суд Архангельской области решением от 25.11.2008 требование Архангельской таможни от 16.11.2007 N 38 об уплате таможенных платежей в сумме 48 951 112 руб. 26 коп., пеней в размере 4 286 386 руб. 12 коп. признал недействительным, принятым в нарушение Таможенного кодекса Российской Федерации.
Таможня с данным решением не согласилась и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что обществом не доказан факт наличия у него льготы по уплате таможенной пошлины. В обоснование своей позиции ссылается на то, что судовладельцем танкера "Видное", бункеровку которого осуществляло общество, является ООО "Севрыбхолодфлот". При этом на момент проведения бункеровки рыбопромысловых судов танкер "Видное" был передан в аренду по договору тайм-чартера иностранной компании. Владельцем судна "Метелица" является ЗАО "Панросс". Считает, что общество, как лицо, не осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу Российской Федерации и бункеровку рыбопромысловых судов, не может претендовать на получение льготы, предусмотренной статьями 34 и 35 Закона "О таможенном тарифе". По мнению таможни, общество занимается исключительно продажей топлива и его передачей (погрузкой) на суда, указанные покупателем этого топлива. Указывает на то, что обществом не представлены документы, подтверждающие факт того, что компания "O.W. Icebunker" арендовала топливные танки т/х "Видное" и "Метелица".
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу таможни - без удовлетворения. В обоснование своей позиции ссылается на статьи 34, 35 Закона от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1), постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 916 "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации" (далее - постановление N 916). С учетом положений названных норм полагает, что применение тарифных льгот не зависит от статуса продавца, перевозчика и покупателя товара, в отношении которого предусмотрена тарифная льгота, а также от вида заявленного декларантом таможенного режима, способов и порядка обеспечения соблюдения заявленной льготы со стороны декларанта. По мнению общества, условием применения пункта б статьи 35 Закона N 5003-1 является целевое использование топлива - для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел. Считает, что обществом в рамках данного дела подтверждено назначение бункерного топлива перед его вывозом и факт его целевого назначения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель таможни поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании апелляционной инстанции огласил позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между обществом и фирмой "OIL & MARINE TECHNOLOGY S.A." (Республика Панама) 01.09.2006 заключен договор N 0131206/21-0124К, предметом которого является обеспечение судов по заявкам "OIL & MARINE TECHNOLOGY S.A." нефтепродуктами. Количество, ассортимент, качество нефтепродуктов, конкретные сроки поставки, цена за единицу продукции, сроки оплаты оговариваются в дополнительных соглашениях (том 1, листы 64 - 67).
В рамках данного договора 13.11.2006 между обществом и "OIL & MARINE TECHNOLOGY S.A." заключено дополнительное соглашение N 9, по условиям которого заявитель обязуется продать "OIL & MARINE TECHNOLOGY S.A." дизельное топливо (MGO (0.86/0.2)/Л-0,2-62) в количестве 100 тонн, цена за 1 тонну - 491 долларов США и мазут IFO -30/СВЛ (Ф-5) в количестве 1000 тонн, цена за 1 тонну - 310 долларов США. Согласно условиям данного соглашения топливо должно быть передано по трубопроводу в месте бункеровки - терминал "Талаги" на танкер "Метелица", топливо переходит в собственность "OIL & MARINE TECHNOLOGY S.A." с даты бункеровки согласно бункерной накладной, количество нефтепродуктов, доставленных на борт судна, может быть +/- 10% от заказанного (том 1, лист 114).
Для таможенного оформления дизельного топлива в количестве 110 тонн и мазута в количестве 1100 тонн общество подало в таможню заявку (поручение N В053 на отгрузку бункерного топлива) N 161106/1125 с приложением списка судов, бункеруемых через танкер "Метелица" (том 1, листы 125, 126).
На танкер "Метелица" 16.11.2006 в соответствии с бункерной накладной N 79 погружено дизельное топливо в количестве 100 тонн, а 17.11.2006 согласно бункерной накладной N 82 - мазут в количестве 969,480 тонны (том 1, листы 116, 119).
На основании декларации о судовых припасах и генеральной декларации, поданных на отход, указанные нефтепродукты 17.11.2006 вывезены с таможенной территории РФ на танкере "Метелица" (том 1, лист 130).
Между обществом и "OIL & MARINE TECHNOLOGY S.A." 07.12.2006 заключено дополнительное соглашение N 11 на продажу последнему дизельного топлива ((GASOIL (0.86/0.2) Л- 0,2-62) в количестве 4200 тонны, цена за тонну - 461 доллар США. Согласно условиям данного соглашения топливо должно быть передано по трубопроводу в месте бункеровки - терминал "Талаги" на танкер "Видное", топливо переходит в собственность "OIL & MARINE TECHNOLOGY S.A." с даты бункеровки в соответствии с бункерной накладной, количество нефтепродуктов, доставленных на борт судна, может быть +/- 10% от заказанного (том 1, лист 100).
Для таможенного оформления указанных нефтепродуктов в количестве 4620 тонн в таможенном режиме "перемещение припасов" общество подало в таможню заявку (поручение N В064 на отгрузку бункерного топлива) N 151206/1946 с приложением списка судов, бункеруемых через танкер "Видное" (том 1, лист 111).
Из бункерной накладной N 121 следует, что на танкер "Видное" 22.12.2006 погружено дизельное топливо в количестве 3500 тонн, которое вывезено с территории Российской Федерации на основании поданной 23.12.2006 на отход декларации о грузе (том 1, лист 112).
Общество и "OIL & MARINE TECHNOLOGY S.A." 29.01.2007 заключили дополнительное соглашение N 30 на продажу дизельного топлива ((GASOIL (0.2/0.62)/Л-0,2-62) в количестве 2800 тонн, цена за тонну - 461 доллар США. В силу условий данного соглашения топливо должно быть передано по трубопроводу в месте бункеровки - терминал "Талаги" на танкер "Видное", топливо переходит в собственность покупателя с даты бункеровки согласно бункерной накладной, количество нефтепродуктов, доставленных на борт судна, может быть +/- 10% от заказанного (том 1, лист 90).
Для таможенного оформления дизельного топлива в количестве 3080 тонн в таможенном режиме "перемещение припасов" общество подало в таможню заявку (поручение N В009 на отгрузку бункерного топлива) N 010207/0167 с приложением списка судов, бункеруемых через танкер "Видное" (том 1, листы 95 - 97).
Согласно бункерной накладной N 29 на танкер "Видное" 02.02.2007 погружено дизельное топливо в количестве 2800 тонн (том 1, лист 98). На основании поданных на отход судна 04.02.2007 генеральной декларации и декларации о судовых припасах данные нефтепродукты вывезены с таможенной территории РФ.
В силу условий заключенного обществом 12.03.2007 с "OIL & MARINE TECHNOLOGY S.A." дополнительного соглашения N 61 заявитель обязуется продать "OIL & MARINE TECHNOLOGY S.A." дизельное топливо (GASOIL (0,2/62 / Л 0,2-62)) в количестве 2300 тонн, цена за тонну - 461 доллар США. Условиями данного соглашения предусмотрено, что топливо должно быть передано по трубопроводу в месте бункеровки - терминал "Талаги" на танкер "Видное", топливо переходит в собственность "OIL & MARINE TECHNOLOGY S.A." с даты бункеровки согласно бункерной накладной, количество нефтепродуктов, доставленных на борт судна, может быть +/- 10% от заказанного (том 1, лист 81).
Общество подало в таможню заявку (поручение N В025 на отгрузку бункерного топлива) N 220307/0474 для таможенного оформления в таможенном режиме "перемещение припасов" дизельного топлива в количестве 2530 тонн с приложением списка судов, бункеруемых через танкер "Видное" (том 1, листы 86, 87).
На основании бункерной накладной N 88 на танкер "Видное" 22.03.2007 погружено дизельное топливо в количестве 1280 тонн (том 1, лист 88).
Из поданных на отход 25.03.2007 генеральной декларации и декларации о судовых припасах следует, что данные нефтепродукты вывезены с таможенной территории РФ.
Между обществом и "OIL & MARINE TECHNOLOGY S.A." 17.04.2007 заключено дополнительное соглашение N 81, по условиям которого заявитель обязуется продать "OIL & MARINE TECHNOLOGY S.A." дизельное топливо (GASOIL (0.2/0.62) в количестве 3000 тонн, цена за тонну - 523 доллара США. По условиям данного соглашения топливо должно быть передано по трубопроводу в месте бункеровки - терминал "Талаги" на танкер "Видное", топливо переходит в собственность "OIL & MARINE TECHNOLOGY S.A." с даты бункеровки согласно бункерной накладной, количество нефтепродуктов, доставленных на борт судна, может быть +/- 10% от заказанного (том 1, лист 75).
Общество подало в таможню заявку (поручение N В034 на отгрузку бункерного топлива) N 230407/00704 для таможенного оформления в таможенном режиме "перемещение припасов" дизельного топлива в количестве 3300 тонн с приложением списка судов, бункеруемых через танкер "Видное" (том 1, лист 76, 77).
В соответствии с бункерной накладной N 116 на танкер "Видное" 24.04.2007 погружено дизельное топливо в количестве 2480 тонн (том 1, лист 79).
Согласно поданной 30.04.2007 на отход декларации о судовых припасах данные нефтепродукты вывезены с таможенной территории РФ.
Заключенным 24.05.2007 обществом с иностранной компанией "O.W. ICEBUNKER LTD" договором бункеровки N 0131207/3-0388К предусмотрена поставка нефтепродуктов (дизельного топлива Л-0,2-62) в количестве 4200 тонн, цена за 1 тонну - 570 долларов США. Условия поставки ФОБ Архангельск (танкер "Видное") (том 1, листы 52 - 54).
Во исполнение вышеуказанного договора общество подало в таможню заявку (поручение N В050 на отгрузку бункерного топлива) N 250507/00567 для таможенного оформления в таможенном режиме "перемещение припасов" дизельного топлива в количестве 4620 тонн с приложением списка судов, бункеруемых через танкер "Видное" (том 1, листы 59, 60).
Фактически на основании бункерной накладной N 140 на танкер "Видное" 25.05.2007 погружено дизельное топливо в количестве 4190 тонн, которое согласно поданной 26.05.2007 на отход декларации о судовых припасах, вывезено с таможенной территории РФ (том 1, лист 61).
После выпуска указанных выше товаров таможня на основании решения от 13.08.2008 провела в отношении общества специальную таможенную ревизию, по результатам которой составлен акт специальной таможенной ревизии от 08.11.2007 N 10203000/081107/00014/04 (том 1, листы 36 - 46).
В ходе ревизии таможня посчитала, что товары неправомерно оформлены в таможенном режиме "перемещение припасов", нефтепродукты должны быть помещены под таможенный режим "экспорт" с уплатой 49 802 168 руб. 72 коп. вывозной таможенной пошлины и 470 000 руб. таможенных сборов.
Основанием для данного вывода послужил зафиксированный в акте ревизии довод таможни о том, что оформленные в таможенном режиме "перемещение припасов" нефтепродукты, погруженные на танкеры "Метелица" и "Видное" и вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, предназначались для бункеровки топливом, предназначенным не для обеспечения движения этих судов и потребления нефтепродуктов этими же судами, а для бункеровки других судов, находящихся за пределами таможенной территории.
Данные обстоятельства послужили таможенному органу основанием для направления обществу требования от 16.11.2007 N 38 об уплате 50 272 168 руб. 72 коп. таможенных платежей и 4 362 330,59 руб. пеней (том 1, листы 29 - 35).
Не согласившись с названным требованием, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования по следующим основаниям.
Перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 264 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В силу положений, предусмотренных статьей 265 ТК РФ, под таможенный режим перемещения припасов допускается помещение товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.
При вывозе с таможенной территории Российской Федерации припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, согласно пункту 4 статьи 266 ТК РФ не уплачиваются вывозные таможенные пошлины, если указанные припасы вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания указанных судов, с учетом припасов, имеющихся на борту этих судов.
Из указанных выше норм следует, что припасами является лишь то вывозимое и находящееся на борту судов количество припасов (топлива), которое необходимо с учетом продолжительности рейса для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания именно этих судов, а освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин предоставляется только на это количество топлива.
В данном случае из материалов дела следует, что танкеры "Метелица" и "Видное" использовали погруженное на них топливо для передачи на другие суда, что является нарушением заявленного обществом таможенного режима "перемещение припасов".
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество неправомерно задекларировало вышеуказанное топливо, вывезенное на танкерах "Метелица" и "Видное", подлежащее перегрузке на другие суда, ведущие промысел в открытом море, в режиме "перемещения припасов".
Следовательно, неправомерно выбрав таможенный режим перемещения припасов, общество необоснованно воспользовалось указанной льготой.
В то же время, как правомерно указано судом первой инстанции, у заявителя имеется льгота по уплате таможенных пошлин, установленная пунктом "б" статьи 35 Закона N 5003-1 и постановлением Правительства N 916.
Подпунктом "б" статьи 35 Закона N 5003-1 предусмотрено, что предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, освобождаются от уплаты таможенной пошлины.
Согласно статье 34 названного Закона порядок предоставления льгот, установленных данным Законом, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 916 такой порядок определен. В частности, Государственному таможенному комитету Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации предписано в месячный срок установить порядок контроля за целевым использованием таможенных льгот, предусмотренных статьей 35 Закона N 5003-1.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в том случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или Таможенным кодексом Российской Федерации товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами.
В пределах своей компетенции и в целях реализации положений Закона N 5003-1 и постановления Правительства N 916 Государственный таможенный комитет Российской Федерации разработал указание от 05.10.1994 N 01-12/1112 "Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.11.1994 за N 716), которым определен в том числе порядок подтверждения целевого использования льгот, предоставленных на основании Закона N 5003-1. Данное указание применяется в части, не противоречащей Таможенному кодексу Российской Федерации.
Следовательно, освобождение от уплаты таможенной пошлины, предусмотренное пунктом "б" статьи 35 Закона N 5003-1, ставится в зависимость не от избранного таможенного режима, а от предназначения товаров и их целевого использования, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 916 Государственному таможенному комитету Российской Федерации предписано установить не порядок предоставления льготы, а порядок контроля за ее целевым использованием.
В данном случае из материалов дела следует, что общество представляло в Архангельскую таможню заявки (поручения на отгрузку бункерного топлива) для таможенного оформления в режиме вывоза припасов вышеуказанного дизельного топлива на танкере "Метелица" 17.11.2006 (мазут в количестве 969,48 тонны и дизельное топливо в количестве 100 тонн); на танкере "Видное": 23.12. 2006 (дизельное топливо в количестве 3500 тонн); 25.03. 2007 (дизельное топливо в количестве 1280 тонн); 30.04.2007 (дизельное топливо в количестве 2480 тонн); 26.05. 2007 (дизельное топливо в количестве 4190 тонн) для таможенного оформления в режиме перемещения припасов.
Материалами дела подтверждается, что товар в количестве 4190 тонн, 3013 тонн, 2485 тонн, 1062 тонн, 3500 тонн вывезен с таможенной территории на танкере "Видное" и в количестве 100 тонн и 969,46 тонны - на танкере "Метелица" с целью бункеровки судов, указанных в приложении N 1 к названным заявкам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что фактически вывезенное топливо в указанном выше количестве поступило на российские суда, ведущие промысел в открытом море.
При этом таможенный орган на стадии декларирования товара был уведомлен обществом о том, что топливо подлежит бункеровке на эти суда, с приложением перечня судов и объема подлежащего бункеровке топлива.
Тот факт, что спорное топливо через танкеры "Метелица" и "Видное" передано на российские суда, подтверждается представленными в материалы дела бункерными расписками, свидетельствами о праве собственности на суда, радиограммами с судов об отгрузке и получении топлива, выписками из судовых журналов, рейсовыми машинными отчетами, письмами судовладельцев (таблица документов, имеющихся в материалах дела, том 10, листы 54, 55).
Кроме того, из данных документов видно, что полученное через танкеры "Метелица" и "Видное" топливо израсходовано российскими и арендованными (зафрахтованными) российскими лицами судами для собственных нужд при ведении морского промысла.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество подтвердило свое право на льготу по уплате выездной таможенной пошлины, установленную пунктом "б" Закона N 5003-1 и постановлением Правительства N 916.
Таким образом, у таможни отсутствовали правовые основания для выставления требования от 16.11.2007 N 38 об уплате таможенных платежей в сумме 48 951 112 руб. 26 коп., а также пеней в сумме 4 286 386 руб. 12 коп.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы о том, что обществом не доказан факт наличия у него льготы по уплате таможенной пошлины.
Факт бункеровки спорным топливом именно российских судов также не оспаривается таможенным органом, что отражено им в акте таможенной ревизии.
При этом факт принадлежности судна-перевозчика и судов-получателей спорного топлива не имеет в данном случае правового значения, в связи с чем отклоняется довод таможни о том, что топливо вывозилось не обществом, а иностранной компанией, владеющей этим топливом на праве собственности.
Тем более, как указывает и сама Архангельская таможня в апелляционной жалобе, предметом договора общества с иностранной компанией по существу является заправка (бункеровка) судов топливом, предназначенным для обеспечения движения судна и потребления этим судном.
Таким образом, факт целевого использования топлива обществом доказан.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 ноября 2008 года по делу N А05-12396/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12396/2007
Истец: ООО "РН-Архангельскнефтепродукт"
Ответчик: Архангельская таможня
Хронология рассмотрения дела:
04.02.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1567/2008
23.09.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А05-12396/2007
15.07.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1567/2008