г. Вологда
10 февраля 2009 г. |
Дело N А05-7424/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Журавлева А.В., Зайцевой А.Я.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хачировой З.Т.,
при участии от муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 4" Меренчук О.Н. по доверенности от 09.02.2009, Волконитиной А.А. по доверенности от 09.02.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 октября 2008 года по делу N А05-7424/2008 (судья Бабичев О.П.),
установил
муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 4" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования (далее - Фонд), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 2 413 223 руб. 35 коп. убытков, связанных с дополнительными расходами по оплате отпусков, командировок, больничных листов, курсов повышения квалификации и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средняя заработная плата с учетом районного коэффициента 1,2 и процентной надбавки 1,5 к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях медицинским работникам, выполнявшим в 2006 и 2007 годах государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков к участию в деле привлечена мэрия города Архангельска.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24 октября 2008 года исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Учреждения взыскано 2 413 223 руб. 35 коп. убытков. В иске к Фонду отказано. С Минфина РФ в доход федерального бюджета взыскано 23 566 руб. 11 коп. государственной пошлины.
- постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 851 и от 28 декабря 2006 года N 825 определен исчерпывающий перечень выплат, производимых за счет субвенций, выделяемых Фонду социального страхования Российской Федерации. Утвержденные данными постановлениями Правила не предусматривают компенсацию за счет субвенций из бюджета расходов Учреждения по оплате времени отпуска, командировки, повышения квалификации, временной нетрудоспособности, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников на 5000 и 10 000 руб., и соответственно, начисленных на них коэффициентов, надбавок, единого социального налога (далее - ЕСН);
- судом необоснованно взысканы убытки не только по расходам на тех работников, по искам которых состоялись судебные решения и реально уплачена задолженность по исполнительным листам в сумме 152 397 руб. 87 коп., но и на тех работников, которые в суд не обращались. Убытки в остальной заявленной истцом сумме не доказаны;
- судом необоснованно включены в состав убытков суммы ЕСН в размере 497 966 руб. 73 коп., поскольку в соответствии с налоговым законодательством ЕСН не начисляется на убытки.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, ответчики и третье лицо представителей в суд не направили. Учреждение в отзыве на жалобу и представители в судебном заседании против доводов жалобы возражали.
Мэрия города Архангельска отзыв на жалобу не представила. Фонд в отзыве на жалобу просит решение суда в части отказа в иске к Фонду оставить без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителей Учреждения, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 461 и от 30 декабря 2006 года N 885 утверждены Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 и на 2007 годы (далее - Программы на 2006, 2007 год, соответственно).
Названные Программы определяют виды и объемы медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно. Финансирование Программ осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.
В соответствии с указанными Программами на территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета предоставляется дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 22 декабря 2005 года N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (далее - Закон N 171-ФЗ) финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
Частью 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ в составе бюджета Фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочия по финансовому обеспечению государственного задания, предусмотренного частью 1 названной статьи. Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.
Согласно части 4 статьи 9 Закона N 171-ФЗ средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 названной статьи, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в части 1 названной статьи. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10 000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные настоящей статьей денежные выплаты выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 названной статьи, включает средства на указанные денежные выплаты и коэффициенты, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Аналогичные нормы содержатся в статье 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" (далее - Закон N 243-ФЗ), которой также предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой на 2007 год является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно статьям 9, 10 Законов N 171-ФЗ и N 243-ФЗ средства, передаваемые из фонда компенсаций в виде субвенций в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения государственного задания, предусмотренного частью 1 названной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - Правила на 2006 год).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 года N 825 утверждены Правила предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - Правила на 2007 год).
Пунктом 4 Правил на 2006 год и Пунктом 5 Правил на 2007 год определены условия, на основании которых территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций, учреждениям здравоохранения для выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Между Фондом и Учреждением заключены договоры о выполнении последним государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи сроком действия с 01 января 2006 года по 31 декабря 2006 года и с 01 января 2007 года по 31 декабря 2007 года.
В течение 2006 и 2007 годов Учреждение ежемесячно предоставляло в Фонд заявки на перечисление субвенций на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи из территориального фонда обязательного медицинского страхования. Как усматривается из материалов дела, Фонд в 2006 и 2007 году в полном объеме перечислил истцу субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи согласно бюджетным заявкам данного Учреждения.
Предъявленные к взысканию истцом убытки представляют собой дополнительные расходы учреждения здравоохранения, связанные с увеличением среднего заработка работников в связи с ежемесячными доплатами в размере 10 000 руб. и 5000 руб. в рамках выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Медицинским работникам, выполнявшим в 2006 - 2007 годах государственное задание, истцом начислена средняя заработная плата за период нахождения в очередном ежегодном отпуске, служебной командировке, на курсах повышения квалификации, в период временной нетрудоспособности в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не определили источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, возникших в результате дополнительных денежных выплат медицинским работникам, выполнявшим в 2006 и 2007 годах государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования за счет средств казны Российской Федерации. Вместе с тем, Минфин РФ оспаривает сумму иска в части необоснованности включения в сумму иска расходов по выплате медицинским работникам участковой службы районного коэффициента 1,2 и процентной надбавки 1,5 к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на надбавку стимулирующего характера, а также ЕСН.
Из решений мировых судей не следует, что при взыскании с Учреждения задолженности за оплату работникам среднего заработка в его состав включена надбавка 50% за стаж работы, в связи с этим довод жалобы в указанной части отклоняется как необоснованный. В то же время в суде апелляционной инстанции представители Учреждения пояснили, что при выплате задолженности по заработной плате во внесудебном порядке в состав среднего заработка включены как районный коэффициент 1,2, так и надбавка 1,5 за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями. Кроме того, с этих сумм уплачен ЕСН - 39 623 руб. 45 коп. по судебным решениям за 2006 год и ЕСН - 458 343 руб. 28 коп. с суммы задолженности, уплаченной во внесудебном порядке.
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 19 декабря 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон) к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяется районный коэффициент, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, на основании статьи 11 Закона лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Постановлением главы администрации Архангельской области от 14 мая 1993 года N 114 установлена процентная надбавка в размере 50% к заработной плате работников в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В редакции части 4 статьи 9 Закона N 171-ФЗ не предусмотрена возможность выплат в виде процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями. Напротив, устанавливался перечень целевых расходов, входящих в государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, с ограничением денежных выплат при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что не подлежат возмещению расходы истца в связи с выплатами, произведенными Учреждением добровольно при отсутствии состоявшихся судебных решений, так как не доказана необходимость данных расходов и их размер, в связи с этим не подлежит также взысканию и 458 343 руб. 28 коп. ЕСН с указанных сумм. Также в материалах дела не имеется доказательств начисления и уплаты Учреждением ЕСН 39 623 руб. 45 коп. с сумм задолженности, взысканной судебными решениями в пользу работников за 2006 год, поскольку в представленных платежных поручениях, оформленных в 2007 году, в назначении платежа не указано, что платеж производится в счет 2006 года (т. 4, л. 151 - 185).
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В силу изложенных обстоятельств обжалуемое решение подлежит отмене, а иск удовлетворению частично в сумме 152 397 руб. 87 коп., составляющей фактически произведенные расходы истца согласно решениям мировых судей.
Поскольку при принятии искового заявления истцу предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, то госпошлина подлежит взысканию с истца в бюджет пропорционально удовлетворенным требованиям с учетом положений части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей освобождение Минфина РФ от уплаты госпошлины.
Уплаченная Минфином РФ госпошлина за рассмотрение жалобы подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 102, 104, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 октября 2008 года по делу N А05-7424/2008 отменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 4" 2 413 223 руб. 35 коп. и распределения судебных расходов.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 4" 152 397 руб. 87 коп. убытков. В остальной части иска отказать.
Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 4" в федеральный бюджет 22 077 руб. 88 коп. госпошлины за рассмотрение иска.
В остальной части решение оставить без изменения.
Возвратить Управлению Федерального казначейства по Архангельской области из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной госпошлины, перечисленной по платежному поручению от 10.11.2008 N 3581. Платежное поручение выдать из материалов дела.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7424/2008
Истец: Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N4"
Ответчик: Управления Федерального казначейства по Архангельской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования
Третье лицо: Мэрия города Архангельска