г. Вологда
17 февраля 2009 г. |
Дело N А05-8981/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Митрофанова О.В., судей Моисеевой И.Н., Носач Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление" Сгонник М.А. по доверенности от 16.12.2008 N 2081/01-8, от 883 Квартирно-эксплуатационного управления (войсковая часть 15155) Литвиненко В.П. по доверенности от 13.05.2008 N 1189,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 883 Квартирно-эксплуатационного управления (войсковая часть 15155) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2008 года по делу N А05-8981/2008 (судья Шапран Е.Б.),
установил
муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к 883 Квартирно-эксплуатационному управлению (войсковая часть 15155) о взыскании 10 000 руб. основного долга за холодную воду для горячего водоснабжения за период с января по сентябрь 2006 года и 2500 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а всего 12 500 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по тарифам и ценам администрации Архангельской области (далее - Департамент).
Впоследствии истец уточнил размер исковых требований и просил взыскать 4 472 007 руб. 02 коп., в том числе 3 660 395 руб. 13 коп. задолженности за холодную воду для горячего водоснабжения, отпущенную за период с января по сентябрь 2006 года, а также 811 611 руб. 89 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за просрочку платежа за период с 17.02.2006 по 11.11.2008. Уточнение размера иска судом принято.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2008 года требования истца удовлетворены.
Ответчик с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, на неправильное применение судом норм материального права, просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалобу обосновывает тем, что в нарушение условий договора истец, начиная с января по сентябрь 2006 года, в одностороннем порядке стал предъявлять стоимость холодной воды, используемой для горячего водоснабжения, что не предусмотрено договором. Ссылается на неприменение судом положений Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), пунктов 2, 14, 16 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую и тепловую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания). Также считает, что при принятии решения суд неправомерно применил пункт 72 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, поскольку, по мнению подателя жалобы, данная норма регулирует правоотношения между теплоснабжающей организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства и никакого отношения к потребителю тепловой энергии и питьевой воды не имеет. Считает, что истец для определения взыскиваемой суммы произвел расчет фактического объема воды методом, не предусмотренным ни одной нормой закона. Поскольку оплата за холодную воду для горячего водоснабжения в бюджете не была запланирована и лимитами бюджетных обязательств не обеспечивалась, то, по мнению ответчика, в силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации исковые требования к нему предъявлены необоснованно.
В связи с переформированием 883 Квартирно-эксплуатационного управления (войсковая часть 15155) апелляционная инстанция в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произвела замену ответчика на его правопреемника 607 Квартирно-эксплуатационный отдел (далее - 607 КЭО).
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Считает доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, несостоятельными.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель истца - доводы, содержащиеся в отзыве на неё.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (теплоснабжающая организация) и 883 Квартирно-эксплуатационным управлением (войсковая часть 15155), правопреемником которого является 607 КЭО (абонент) был заключен договор на отопление и горячее водоснабжение объектов от 29.11.2002 N 1/2003, в соответствии с которым теплоснабжающая организация приняла на себя обязательство подавать через присоединенную сеть тепловую энергию абоненту, а абонент - принимать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию за счет средств, выделенных из федерального бюджета в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором и приложениями к нему (пункт 1.1).
Согласно пункту 2.2 договора (в редакции дополнительного соглашения от 14.02.2005 N 19) количество, а также стоимость отпускаемой тепловой энергии на горячее водоснабжение определяется на основании данных по приложению N 1/1.
В приложении N 1/1 к договору теплоснабжения перечислены конкретные здания и сооружения, находящиеся на балансе Управления и потребляющие тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение, а также общий объем отпускаемого теплоносителя в Гкал в год.
В отношении горячего водоснабжения стороны согласовали оплату стоимости лишь потребляемой ответчиком тепловой энергии для горячего водоснабжения. Вопрос оплаты стоимости холодной воды, потребляемой для горячего водоснабжения, договором не урегулирован.
В силу пункта 5.1. договора расчеты стоимости отпущенной тепловой энергии производятся по тарифам за пользование тепловой энергией, утвержденным органами местного самоуправления. Стороны признают, что изменение тарифов не является изменением условий договора (пункт 8.6 договора).
В соответствии с пунктом 5.2 договора при отсутствии приборов учета расчет стоимости отпущенной тепловой энергии за месяц производится на основе нормативов потребления тепловой энергии, данных в приложении N 1/1.
Фактически отношения сторон по снабжению объектов ответчика тепловой энергией на отопление и горячее водоснабжение в рамках договора от 29.11.2002 N 1/2003 продолжались до заключения государственного контракта на теплоснабжение от 01.09.2007 N 1/2007, в приложении N 1 к которому Предприятие и абонент согласовали объемы холодной воды на горячее водоснабжение.
Также между сторонами заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 03.10.2002 N 200/2002, предметом которого является отпуск питьевой воды из системы водопроводов по водопроводным вводам и прием сточных вод. Оплату стоимости холодной воды для горячего водоснабжения стороны также не предусмотрели.
В период с января по сентябрь 2006 года МУП "ЖЭУ" произвело отпуск холодной воды для горячего водоснабжения на объекты ответчика, в связи с чем выставило для оплаты счета-фактуры на общую сумму 3 660 395 руб. 13 коп.
Объем потребленной холодной воды для горячего водоснабжения при выставлении счетов-фактур Предприятием определен как разница между объемами сточных вод и объемами холодного водоснабжения, согласованными сторонами по каждому объекту в приложении N 1/1 к договору от 03.10.2002 N 200/2002.
Количество холодной воды для горячего водоснабжения, отпущенной на объекты ответчика и предъявленной к оплате в период с января по сентябрь 2006 года, зафиксировано в ежемесячных актах потребленной тепловой энергии, составленных МУП "ЖЭУ".
В экспертном заключении Департамента по тарифам и ценам Архангельской области на 2006 год, представленном в материалы дела, прямо указано, что в тариф на тепловую энергию включены расходы только на воду, используемую на технологические цели, то есть для производства и распределения тепловой энергии.
Отказ ответчика производить оплату холодной воды для горячего водоснабжения и наличие 3 660 395 руб. 13 коп. задолженности по оплате холодной воды для горячего водоснабжения послужили основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и тепловой энергией, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
К спорным отношениям сторон применимы также Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила).
Из положений Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) следует, что тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию. Тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию (мощность).
Согласно статье 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Полномочия указанных органов установлены статьей 6 Закона N 41-ФЗ. Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положениями об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, составленными на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), предусмотрено, что в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены. Подпунктами 3 и 4 названной нормы определено, что к регулируемым тарифам (ценам) относятся в том числе регулируемые тарифы на тепловую энергию (мощность) на розничном рынке; тарифы (размер платы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на услуги, оказываемые на розничном рынке тепловой энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Согласно пункту 57 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
1) средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности);
2) стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
Таким образом, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, а не цены на теплоноситель (воду, отборный пар, редуцированный пар).
Из пункта 2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 " 20-э/2 (далее - Методические указания), следует, что Методические указания предназначены для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) в рамках устанавливаемых предельных уровней (минимальный и (или) максимальный) указанных тарифов и цен.
Определение понятия "подпиточная вода" содержится в пункте 1.1.5 Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем Российской Федерации от 01.10.2001 N 225, - это специально подготовленная вода, подаваемая в тепловую сеть для восполнения потерь теплоносителя (сетевой воды), а также водоразбора на тепловое потребление.
Пунктом 60 Методических указаний установлено, что расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла, то есть при закрытой системе теплоснабжения.
Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго 12.09.1995 N ВК-4936, закрытая система теплоснабжения - это система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, из сети не отбирается.
При такой системе в силу норм Методических указаний расходы по нормативной подпиточной воде учитываются в тарифах.
Как установлено судом, в городе Мирный система теплоснабжения является открытой и полного возврата теплоносителей в тепловую сеть не происходит. Следовательно, теплоснабжающей организацией компенсируется разбор горячей воды за счет добавления подпиточной воды.
Согласно пункту 1 статьи 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением. В силу пункта 6.13 раздела II данного Положения она имеет право давать разъяснения по вопросам расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
В пункте 10 Информационного письма Федеральной службы по тарифам от 12.08.2005 N ДС-4928/14, действовавшего до 31.08.2007, по вопросу применения пункта 60 Методических указаний разъяснено, что "химочищенная вода относится к затратам по статье "Сырье, основные и вспомогательные материалы, используемые при производстве тепловой энергии". Затраты на подготовку подпиточной воды (обессоленной, горячей химочищенной воды) в связи с невозвратом конденсата или химочищенной воды из систем ГВС в тарифе на тепловую энергию не должны учитываться. Потребитель должен оплачивать расходы теплоснабжающей организации на приобретение и химическую очистку воды. Цена на химочищенную воду должна учитывать стоимость покупки питьевой (или свежей технической) воды по утвержденным в установленном порядке ценам и оплату химводоочистки по договорным ценам.
Если стороны не согласны на договорные цены, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов может выступить в качестве эксперта в определении цены, но не может ее устанавливать своим решением".
В Информационном письме Федеральной службы по тарифам от 31.08.2007 N СН-5083/12 также дано разъяснение по применению пункта 60 Методических указаний, согласно которому потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, оплачивают дополнительное количество химочищенной воды в объеме этих потерь.
Таким образом, восполнение потерь теплоносителя (подпиточная вода) не является неотъемлемой частью процесса по поставке теплоэнергии потребителям, следовательно, исходя из требований Закона N 41-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" стоимость расходов по подпиточной воде не должна включаться в структуру тарифов на тепловую энергию и регулироваться уполномоченным органом.
Согласно имеющемуся в деле экспертному заключению по обоснованности тарифа на тепловую энергию, отпускаемую Предприятием муниципальному образованию "Мирный", выполненным Департаментом, в тариф на тепловую энергию включены расходы только на воду, используемую на технологические цели, то есть для производства и распределения тепловой энергии.
Из пункта 72 Правил следует, что оплата питьевой воды, полученной теплоснабжающей организацией для централизованного горячего водоснабжения и на собственные нужды, производится за весь фактический объем полученной питьевой воды, определяемый по показаниям средств измерений.
В связи с изложенным довод жалобы о неправомерности применения пункта 72 Правил является несостоятельным.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что МУП "ЖЭУ" обоснованно предъявило ответчику к оплате счет за холодную воду для горячего водоснабжения, отпущенную на ее объекты в 2006 году, выставив для оплаты счета-фактуры на общую сумму 3 660 395 руб. 13 коп., является правильным. Исковые требования МУП "ЖЭУ" в указанной сумме удовлетворены судом правомерно.
В силу статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки в их уплате подлежат начислению проценты на сумму этих средств в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации.
В связи с тем, что ответчик допустил просрочку исполнения денежного обязательства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование МУП "ЖЭУ" о взыскании процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами в сумме 811 611 руб. 89 коп. за период с 17.02.2006 по 11.11.2008, исходя из ставки рефинансирования 11 %, которая существовала на день вынесения решения.
Довод ответчика об одностороннем изменении истцом условий договора и о необоснованности предъявления оплаты за холодную воду для горячего водоснабжения в связи с тем, что указанная оплата в бюджете не была запланирована и лимитами бюджетных обязательств не обеспечивалась, был предметом подробного исследования в суде первой инстанции и получил надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте, с которой апелляционная инстанция согласна.
Доводы подателя жалобы о неприменении судом первой инстанции положений Закона N 41-ФЗ и Методических указаний являются несостоятельными.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне. Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2008 года по делу N А05-8981/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу 607 Квартирно-эксплуатационного отдела - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Митрофанов |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8981/2008
Истец: Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление"
Ответчик: 607 Квартирно-эксплуатационный отдел
Третье лицо: Департамент по тарифам и ценам администрации Архангельской области