г. Вологда
25 февраля 2009 г. |
Дело N А05-10008/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Потеевой А.В., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Ю.Н.,
при участии от акционерного общества закрытого типа "Красновский" Титок М.А. по доверенности от 24.09.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 ноября 2008 года по делу N А05-10008/2008 (судья Бабичев О.П.),
установил
акционерное общество закрытого типа "Красновский" (далее - Общество, АОЗТ "Красновский") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным бездействия Департамента лесного комплекса Архангельской области (далее - Департамент), выраженного в непереоформлении заключенного между Плесецким лесхозом Архангельского управления лесами (далее - Лесхоз) и Обществом договора от 30.12.1999 безвозмездного пользования участком лесного фонда общей площадью 25 394 га, расположенного в кварталах 1 - 125 Федовского лесничества Плесецкого лесхоза, на договор аренды указанного участка лесного фонда и о возложении на Департамент обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу вынести решение о переоформлении названного договора и подписать с АОЗТ "Красновский" договор аренды участка лесного фонда, расположенного в кварталах 1 - 125 Федовского лесничества Плесецкого лесхоза, на срок до 15.06.2015.
Решением суда от 20 ноября 2008 года требования удовлетворены. Суд обязал ответчика в течение 20 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу принять решение о переоформлении договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 30.12.1999 на договор аренды указанного участка лесного фонда и совершить действия по заключению с АОЗТ "Красновский" договора аренды участка лесного фонда на основании вышеуказанного решения о переоформлении.
Департамент в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Считает, что суд первой инстанции превысил свои полномочия, обязав ответчика принять решение о переоформлении вышеназванного договора на договор аренды указанного участка лесного фонда, а также неправомерно обязал Департамент совершить действия по заключению с Обществом этого договора. Указывает на невозможность переоформления договора от 30.12.1999 на договор аренды участка лесного фонда в связи с тем, что в отношении АОЗТ "Красновский" возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Лесхозом и Обществом заключен договор безвозмездного пользования участками лесного фонда от 30.12.1999.
Согласно разделу 2 договора Лесхоз передал, а заявитель получил в безвозмездное пользование сроком на 15 лет участок лесного фонда общей площадью 25 394 га, расположенный в кварталах 1 - 125 Федовского лесничества Плесецкого лесхоза.
За АОЗТ "Красновский" зарегистрировано право постоянного пользования названным участком лесного фонда и выданы свидетельства о государственной регистрации права от 15.06.2000 серии 29.00 N 0054121, серии 29.00 N 0054122.
Общество 01.04.2008 направило в адрес ответчика заявление от 31.03.2008 N 82 о переоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда от 30.12.1999 на договор аренды участка лесного фонда общей площадью 25 394 га, расположенного в кварталах 1 - 125 Федовского лесничества Плесецкого лесхоза.
В связи с истечением 01.05.2008 срока для рассмотрения заявления АОЗТ "Красновский" обратилось в Департамент с письмами от 21.05.2008 N 93, от 27.06.2008 N 102, от 09.09.2008 N 109 с просьбой сообщить о результатах рассмотрения заявления от 31.03.2008 N 82.
От Департамента лесного комплекса Архангельской области ответа не последовало.
Общество, считая бездействие Департамента незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Архангельской области.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Частью 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В силу части 6 статьи 4 названного Закона порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении).
Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а в Московской области - в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства (пункт 3 Порядка).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (пункт 7 Порядка).
Требования к решению, заявлению о переоформлении, прилагаемым документам изложены в пунктах 4, 5 и 8 Порядка.
Постановлением администрации Архангельской области от 27.12.2006 N 57-па утверждено Положение о Департаменте лесного комплекса Архангельской области, согласно которому уполномоченным исполнительным органом государственной власти в области лесных отношений, правомочным принимать решение о переоформлении договоров безвозмездного пользования, является Департамент.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Обществом совершены все необходимые действия для переоформления договора от 30.12.1999. Доказательств, удостоверяющих наличие оснований для отказа заявителю в переоформлении договора от 30.12.1999 на договор аренды участка лесного фонда, ответчик не представил.
Ссылка Департамента на невозможность переоформления договора от 30.12.1999 на договор аренды участка лесного фонда в связи с тем, что в отношении Общества возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), отклоняется апелляционным судом, поскольку в Законе N 201-ФЗ, Порядке не содержится норм, запрещающих переоформление договоров с лицами, в отношении которых возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
При таких обстоятельствах у Департамента отсутствовали основания для непринятия решения о переоформлении договора безвозмездного пользования.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что решение либо действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании оспариваемого решения либо оспариваемых действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 3 части 5 этой же статьи в резолютивной части принятого решения должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения.
В качестве устранения допущенных нарушений прав Общества суд первой инстанции обязал ответчика в течение 20 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу принять решение о переоформлении договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 30.12.1999 на договор аренды указанного участка лесного фонда и совершить действия по заключению с АОЗТ "Красновский" договора аренды участка лесного фонда на основании вышеуказанного решения о переоформлении.
По мнению подателя жалобы, Арбитражный суд Архангельской области вправе был обязать Департамент принять решение о переоформлении в соответствии с Порядком, которое могло быть как положительным, так и отрицательным.
Вместе с тем, ни Закон N 201-ФЗ, ни Порядок не предоставляют ответчику права отказать в переоформлении договора. Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Довод ответчика о необоснованном понуждении Департамента к заключению договора аренды участка лесного фонда отклоняется апелляционным судом. Пунктом 9 Порядка установлено, что решение о переоформлении договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Не принимается судом апелляционной инстанции ссылка Департамента на неправомерное взыскание судом первой инстанции с ответчика госпошлины.
Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ (далее - Закон N 281-ФЗ) внесены изменения в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Пункт 1 названной статьи дополнен подпунктом 1.1, согласно которому от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются госорганы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков. Закон N 281-ФЗ вступил в силу с 30.01.2009.
В редакции НК РФ, действовавшей на момент принятия решения судом первой инстанции, подпункт 1 пункта 1 ст. 333.37 НК РФ предусматривал освобождение от уплаты госпошлины государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов только при обращении в арбитражные суды в случаях, определенных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При этом положений, устанавливающих освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, по которым данные органы выступали в качестве ответчика, НК РФ не содержал.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета. Таким образом, с 01.01.2007 подлежал применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ.
Поскольку Обществу при принятии заявления предоставлена отсрочка по уплате госпошлины и требования удовлетворены, госпошлина правомерно взыскана с ответчика.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 ноября 2008 года по делу N А05-10008/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.В. Потеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10008/2008
Истец: Акционерное общество закрытого типа "Красновский"(конкурсный управляющий Тифанов С.Е.)
Ответчик: Департамент лесного комплекса Архангельской области
Третье лицо: Акционерное общество закрытого типа "Красновский"
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5024/2008