г. Вологда
25 февраля 2009 г. |
Дело N А66-3052/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Потеевой А.В., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,
при участии от закрытого акционерного общества "Пансионат с лечением "Лисицкий бор" Бускиной Н.М. по доверенности от 12.11.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Калининского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 17 декабря 2008 года по делу N А66-3052/2008 (судья Ильина В.Е.),
установил
закрытое акционерное общество "Пансионат с лечением "Лисицкий бор" (далее - Общество, ЗАО "Пансионат с лечением "Лисицкий бор") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным постановления главы муниципального образования Тверской области "Калининский район" (далее - Глава муниципального образования) от 21.04.2008 N 371 "Об отмене постановления главы муниципального образования Тверской области "Калининский район" N 42 от 23.01.2008" и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент Управления природными ресурсами и охраны окружающей среды (далее - Департамент).
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил прокурор Калининского района Тверской области (далее - Прокурор).
Решением суда от 17 декабря 2008 года требования удовлетворены.
Прокурор в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований. Считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции нарушены принципы равноправия и состязательности сторон, поскольку заинтересованное лицо - Глава муниципального образования не извещен об изменении требований. Указывает, что спорные земельные участки относятся к категории земель особо охраняемых природных территорий и являются изъятыми из оборота, в связи с чем не могут выступать объектами сделок. До настоящего времени границы памятника природы "Лисицкий Бор" на местности не обозначены. Исполнительный комитет Калининского областного Совета Народных Депутатов (далее - Исполнительный комитет) 12.02.1982 в своем решении N 55 "О признании природных объектов государственными памятниками природы областного значения и их охраны" определил памятник природы Лисицкий Бор - всю лесопарковую зону турбазы "Лисицкий Бор" без каких-либо исключений и изъятий.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент, Глава муниципального образования отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Глава муниципального образования, Прокурор, Департамент о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Пансионат с лечением "Лисицкий бор" принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования два земельных участка, расположенные по адресу: Калининский район, Каблуковское сельское поселение в районе д. Лисицы площадью 271 672 кв. м (категория "земли особо охраняемых территорий", кадастровый номер 69:10:00 00 18:0527, ранее номера 69:10:000018:0390, 69:10:000018:0465) и площадью 28 738 кв. м (категория "земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения", кадастровый номер 69:10:000018:0391), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11.03.2003 серии 69-АА N 325987, 325989.
Постановлениями главы администрации муниципального образования Тверской области "Калининский район" от 29.12.2006 N 1270 и от 22.01.2007 N 20 названные участки предоставлены заявителю в собственность для целей обслуживания пансионата и базы отдыха. Между Обществом и администрацией муниципального образования Тверской области "Калининский район" (далее - Администрация) заключены договоры купли-продажи земельного участка от 11.01.2007, от 23.01.2007.
Общество 09.03.2007 обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области за регистрацией права собственности на спорные земельные участки.
Прокуратура Калининского района Тверской области провела проверку на предмет законности принятых органом местного самоуправления нормативно-правовых актов, по результатам которой прокурор Калининского района принес протесты на названные постановления. В данных протестах указано, что земельные участки, переданные в собственность ЗАО "Пансионат с лечением "Лисицкий бор", решением Исполнительного комитета от 12.02.1982 N 55 "О признании природных объектов государственными памятниками природы областного значения и усилении их охраны" отнесены к категории земель государственного заказника - памятника природы "Лисицкий бор" общей площадью 78га, то есть к категории земель особо охраняемых природных территорий, которые в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федеоации являются изъятыми из оборота, и не могут предоставляться в собственность, поэтому постановления от 29.12.2006 N 1270 и от 22.01.2007 N 20 являются незаконными и подлежат отмене.
Рассмотрев протесты прокурора Калининского района, Глава муниципального образования вынес постановления от 28.04.2007 N 324 "Об отмене постановления главы муниципального образования Тверской области "Калининский район" N 1270 от 29.12.2006", от 16.07.2007 N 582 "Об отмене постановлений главы муниципального образования Тверской области "Калининский район" N 20 от 22.01.2007, N 312 от 27.04.2007".
Не согласившись с действиями Прокуратуры и Администрации, ЗАО "Пансионат с лечением "Лисицкий бор" обратилось в Департамент, который письмом от 29.10.2007 сообщил, что спорные земельные участки не входят в границы памятника природы "Лисицкий бор" и не относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
На основании поданного Обществом в Администрацию заявления от и приложенных к нему заключения Департамента от 29.10.2008, паспорта на памятник природы регионального значения "Лисицкий бор" Администрация постановлением от 23.01.2008 N 42 отменила и признала утратившими силу постановления от 28.04.2007 N 324 и от 16.07.2007 N 582.
Прокуратура 09.04.2008 опротестовала законность названного постановления, вследствие чего Администрацией вынесено постановление от 21.04.2008 N 371 "Об отмене постановления главы муниципального образования Тверской области "Калининский район" N 42 от 23.01.2008".
Не согласившись с названным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс)" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса.
На основании пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Пунктом 2 статьи 27 Кодекса определено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте.
Подпунктом 1 пункта 4 приведенной статьи к земельным участкам, изъятым из оборота, отнесены, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи (подпункт 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).
Земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в силу пункта 2 статьи 94 ЗК РФ включены в категорию земель особо охраняемых территорий. В данную категорию также входят земельные участки природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании пункта 1 статьи 95 Кодекса к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Согласно пункту 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий отнесены к объектам общенационального достояния.
Частью 6 статьи 2 Федерального Закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) установлено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу постановления администрации Тверской области от 11.07.2006 N 178-па уполномоченным исполнительным органом в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, обеспечением управления особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения, а также обеспечением их охраны на территории Тверской области является Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды.
Как видно из материалов дела, решением Исполнительного комитета от 12.02.1982 N 55 (далее - Решение N 55) 78 га лесопарковой зоны турбазы "Лисицкий бор" признаны государственным заказником (памятником природы) областного значения.
По мнению подателя жалобы, спорные земельные участки входят в состав указанного памятника природы, в связи с чем относятся к категории земель особо охраняемых природных территорий, являются изъятыми из оборота и не могут выступать объектами сделок.
Вместе с тем, из заключения Департамента от 29.10.2007 следует, что земельные участки площадью 271 672 кв.м и 28 738 кв.м не входят в границы памятника природы регионального значения "Лисицкий бор" площадью 78 га, не являются изъятыми из оборота и (или) ограниченными в обороте.
По сведениям кадастровых выписок из ГКН от 08.09.2008 названные земельные участки относятся к категории "земель особо охраняемых территорий и объектов" с назначением "для обслуживания базы отдыха" и "пансионата "Лисицкий бор" (в 2003 году они относились к землям промышленности, транспорта, связи).
Из писем Территориального отдела N 4 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области от 29.08.2008, от 15.09.2008 также следует, что спорные земельные участки имеют категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, что не равнозначно землям особо охраняемых природных территорий, и отнесены к землям рекреационного значения по государственной статистической отчетности с 01.01.1993 и по настоящее время.
Доказательств обратного Прокурором не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности отнесения указанных земельных участков к памятнику природы "Лисицкий бор", а соответственно, исходя из положений пунктов 4, 5 статьи 27 ЗК РФ к категории земель особо охраняемых природных территорий, изъятых или ограниченных в обороте.
Ссылка подателя жалобы на то, что памятником природы является вся территория лесопарковой зоны турбазы "Лисицкий бор" отклоняется апелляционным судом, поскольку указанный вывод не следует из Решения N 55. В нем четко определено, что государственным заказником признаны 78 га лесопарковой зоны турбазы "Лисицкий бор".
Не принимается апелляционным судом довод Прокурора о том, что судом первой инстанции нарушены принципы равноправия и состязательности сторон, поскольку заинтересованное лицо - Глава муниципального образования не извещен об изменении требований. В заявлении от 02.12.2008 Общество просило возложить на Главу муниципального образования Тверской области "Калининский район" обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Пансионат с лечением "Лисицкий бор", при этом предмет и основания заявления остались прежними. Общество лишь указало на другой способ защиты нарушенного права. Определение конкретного способа защиты нарушенных прав и законных интересов не входит в требование заявителя.
Несостоятельна ссылка подателя жалобы на то, что ЗАО "Пансионат с лечением "Лисицкий бор" не представило заинтересованному лицу названное заявление и документы, приложенные к нему, так как Глава муниципального образования, являясь лицом, участвующим в деле, в соответствии со статьей 41 АПК РФ имеет право знакомиться с материалами дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 17 декабря 2008 года по делу N А66-3052/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора Калининского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.В. Потеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3052/2008
Истец: Закрытое акционерное общество "Пансионат с лечением "Лисицкий бор"
Ответчик: Глава Администрации муниципального образования Тверской области "Калининский район"( П.Ф. Толстов)
Третье лицо: Прокуратура Калининского района, Департамент Управления природными ресурсами и охраны окружающей среды
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-427/2009