19 февраля 2009 г. |
г. Вологда Дело N А52-4137/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Осокиной Н.Н., Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
при участии от муниципального образования города Великие Луки в лице Великолукской городской думы Козырева Д.Е. по доверенности от 11.12.2008 N 735, Тишевского В.В. по доверенности от 11.12.2008 N 734,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального образования города Великие Луки в лице Великолукской городской думы и автономной некоммерческой организации "Редакция газеты "Великолукская правда" на решение Арбитражного суда Псковской области от 24 октября 2008 года по делу N А52-4137/2007 (судья Яковлев А.Э.),
установил
муниципальное образование города Великие Луки в лице Великолукской городской Думы (далее - дума) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к автономной некоммерческой организации "Редакция газеты "Великолукская правда" (далее - АНО "РГ "Великолукская правда", редакция), администрации г. Великие Луки (далее - администрация) о признании недействительным решения от 08.07.2005 о реорганизации "Средства массовой информации газета "Великолукская правда" (пункт 2 протокола N 4 заседания Совета учредителей "СМИ газета "Великолукская правда").
Определением суда от 25.12.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2008, производство по делу прекращено на основании части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ввиду неподведомственности спора арбитражному суду.
Великолукская городская дума не согласилась с данными судебными актами и обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.05.2008 по делу N А52-4137/2007 названные определение арбитражного суда и постановление апелляционного суда отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Псковской области.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 24.10.2008 признано недействительным решение о реорганизации "Средства массовой информации газеты "Великолукская правда", изложенное в пункте 2 протокола N 4 заседания Совета учредителей "СМИ газета "Великолукская правда" от 08.07.2005.
Дума не согласилась с мотивировочной частью судебного акта и обратилась с апелляционной жалобой, в которой с учетом уточнения, принятого судом, просит изменить мотивировочную часть решения Арбитражного суда Псковской области от 24.10.2008 и изложить ее в редакции уточнения к просительной части апелляционной жалобы Великолукской городской Думы от 11.01.2009 (т. 4, л. 40-47). Считает несостоятельными выводы суда первой инстанции о том, что СМИ - Редакция газеты "Великолукская правда" не являлось юридическим лицом, на момент оспариваемого решения о реорганизации не была предприятием либо иной коммерческой организацией, о несоответствии учредительных документов редакции Закону о предприятии, об осуществлении редакцией деятельности до 2005 года без организационно-правовой формы.
АНО "РГ "Великолукская правда" также не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствующее обстоятельствам и материалам дела, просит судебный акт отменить полностью, в удовлетворении требований думы отказать.
Дума в отзыве на апелляционную жалобу редакции с доводами, изложенными в ней, не согласилась, за исключением довода о наличии у АНО "РГ "Великолукская правда" статуса юридического лица. Просит оставить жалобу без удовлетворения.
Администрация считает доводы апелляционной жалобы думы обоснованными, доводы редакции - несостоятельными, за исключением довода о наличии у редакции статуса юридического лица.
АНО "РГ "Великолукская правда" отзыв на апелляционную жалобу думы не представила.
Администрация, АНО "РГ "Великолукская правда" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей думы, исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда.
Как усматривается из материалов дела, на заседании Совета учредителей Средства массовой информации газеты "Великолукская правда" 08.07.2005 принято решение о поддержке решения трудового коллектива СМИ газета "Великолукская правда" о реорганизации СМИ газета "Великолукская правда" путем преобразования в АНО "РГ "Великолукская правда" и даче согласия на замену учредителя зарегистрированного средства массовой информации - газеты "Великолукская правда" - трудового коллектива на АНО "РГ "Великолукская правда" (пункт 2 резолютивной части протокола от 08.07.2005 N 4)(т. 1, л. 18-20).
Посчитав, что решение от 08.07.2005 не соответствует требованиям пункта 1 статьи 57, статей 124, 125, глав 3, 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 13 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О коммерческих организациях", статьи 38 Устава города Великие Луки, и нарушает имущественные интересы муниципального образовании, дума обратилась в арбитражный суд с иском о признании его недействительным в части реорганизации "Средства массовой информации газеты "Великолукская правда" (пункт 2 протокола N 4 заседания Совета учредителей "СМИ газета "Великолукская правда").
В статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) даны основные понятия, используемые в настоящем Законе. В частности, под средством массовой информации (далее - СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; под редакцией средства массовой информации - организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.
В соответствии со статьей 7 Закона о СМИ учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Статьей 11 Закона о СМИ предусмотрена перерегистрация СМИ в связи со сменой учредителя, изменением состава соучредителей.
Согласно статье 18 вышеназванного Закона учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).
В силу статьи 19 Закона о СМИ редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность. Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции. Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде.
Статьей 17 Закона о СМИ установлено, что права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные данным Законом, возникают с момента регистрации средства массовой информации, а предусмотренные уставом редакции - с момента его утверждения. Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности. Положения устава и договоров не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 8 данного Закона редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. При этом средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.
Из приведенных норм усматривается, что средство массовой информации - это форма периодического распространения массовой информации, а редакция СМИ - это организация, учреждение, предприятие, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации, может быть учредителем СМИ. При этом редакция осуществляет свою деятельность только после регистрации СМИ и может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме, то есть как учреждением, так и предприятием. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.
В соответствии с решением Малого Совета Псковоблсовета народных депутатов от 26.11.1992 N 183 на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.1992 N 764 редакция газеты "Великолукская правда" (Мининформпечать России) передана в муниципальную собственность г. Великие Луки, собственником имущества которой является Великолукский городской Совет народных депутатов (т.1, л. 7-9), а решением Малого Совета Псковоблсовета народных депутатов от 01.03.1993 N 23 включена в реестр объектов муниципальной собственности (т. 1, л. 10).
Из материалов дела следует, что на основании постановления Совета Министров РСФСР от 27.07.1990 N 266 "О порядке регистрации средств массовой информации в РСФСР" Исполком Псковского областного Совета народных депутатов зарегистрировал средство массовой информации "Великолукская правда", что подтверждается соответствующим свидетельством серии ПО N 000288 (т. 2, л. 82). Согласно данному свидетельству учредителями указанного средства массовой информации являлись городской Совет народных депутатов, Управление печати и массовой информации облисполкома, трудовой коллектив редакции газеты "Великолукская правда", трудовой коллектив типографии.
Региональной инспекцией по защите свободы печати и массовой информации по г. Санкт-Петербургу в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 "О средствах массовой информации" в связи с изменением состава учредителей средства массовой информации "Великолукская правда" осуществлена его перерегистрация с указанием на периодическое распространение в форме газеты, о чем выдано свидетельство от 14.01.1994 N П0707, согласно которому ее учредителями являются: Управление печати и информации Псковской области, администрация г. Великие Луки Псковской области, трудовой коллектив редакции газеты "Великолукская правда" (т. 1, л. 66).
Северо-Западным региональным Управлением Государственного комитета Российской Федерации по печати в связи с реорганизацией одного из учредителей средства массовой информации "Великолукская правда" осуществлена его перерегистрация с указанием на периодическое распространение в форме газеты, что подтверждается свидетельством от 26.09.1997 N П 0707 (т. 2, л. 81). Согласно свидетельству учредителями стали Комитет по средствам массовой информации и связям с общественностью администрации Псковской области, администрация г. Великие Луки, трудовой коллектив редакции газеты "Великолукская правда".
Данные фактические обстоятельства сторонами не оспариваются.
Таким образом, права и обязанности редакции газеты возникают после регистрации СМИ, и она может осуществлять свою деятельность независимо от регистрации самой редакции. Вместе с тем, ее права и обязанности, предусмотренные уставом, возникают с момента утверждения последнего учредителями.
Согласно статье 20 Закона о СМИ устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем. Данной нормой определены условия, которые должны быть закреплены в уставе, а также указано, что до утверждения устава редакции, а также, если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в пунктах 1-5 части второй настоящей статьи, могут определяться заменяющим Устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно Уставом данного предприятия. В этом случае Устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.
В соответствии с Законом РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (далее- Закон N 445-1) предпринимательская деятельность - это деятельность, направленная на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осуществляется в пределах, определенных организационно-правовой формой предприятия (ст. 1). Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном настоящим Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Статьей 33 данного Закона определено, что предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами РСФСР. Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно-правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем (учредителями). На государственном и муниципальном предприятии, а также предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем (учредителями) совместно с трудовым коллективом. Предприятие считается учрежденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
Статьей 7 Закона N 445-1 определено, что муниципальное предприятие учреждается местными Советами или организациями местного самоуправления, собственное наименование муниципального предприятия должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Статьей 34 вышеназванного Закона предусмотрен порядок государственной регистрации, согласно которому государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно - правовой формы, осуществляется районным, городским, районным в городе Советом народных депутатов по месту учреждения предприятия (пункт 1). Пункт 3 данной статьи устанавливает, что для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы: заявление учредителя; устав предприятия; решение о создании предприятия или договор учредителей; свидетельство об уплате государственной пошлины.
Решение о регистрации или отказе в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате государственной пошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации (пункт 4).
В материалах дела имеется устав средства массовой информации - редакция газеты "Великолукская правда" (т. 3, л. 41-44), в пункте 2 которого определено, что учредителями являются областное управление печати и средств массовой информации, администрация города, трудовой коллектив "Великолукской правды". Указанные лица являются правопреемниками прежней газеты и берут на себя выполнение всех обязанностей, вытекающих из этого акта. Пунктом 4 устава предусмотрено, что редакция является юридическим лицом, действующим на основании своего устава, и осуществляет производственно хозяйственную деятельность на условиях экономической самостоятельности и хозяйственного расчета, обладает собственностью, находящейся в бессрочном владении редакции, накапливает и наращивает редакционную собственность, создает и расходует собственные финансовые средства, открывает свой счет в банках, имеет самостоятельный баланс, круглую печать и штампы со своими наименованиями типового образца. Редакция сама планирует и осуществляет всю свою деятельность, в том числе внешнеэкономическую и коммерческо-издательскую, самостоятельно распоряжается своим хозрасчетным доходом и другими средствами (пункт 5 Устава). В пункте 10 устава определено, что устав газеты "Великолукская правда" принимается на общем собрании журналистского коллектива редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей ее состава и утверждается учредителями. Устав принят на общем собрании коллектива редакции 10.10.1990, изменения в устав в связи с перерегистрацией газеты внесены на общем собрании коллектива 23.08.1991. Изменения в устав о перерегистрации газеты внесены на общем собрании коллектива 13.12.1993.
При этом в материалах дела отсутствуют документы, на которые имеются ссылки в названном уставе, в связи с чем невозможно определить наличие установленного законодательством кворума для принятия устава коллективом редакции.
Сведения о регистрации данного устава в материалах дела отсутствуют.
В деле также имеется учредительский договор об издании городской газеты "Великолукская правда", датированный декабрем 1993 года (т. 3, л. 86-90). Согласно указанному договору Управление печати и информации Псковской области в лице начальника управления, администрация г. Великие Луки, в лице главы администрации и редакция газеты "Великолукская правда" в лице главного редактора, именуемые в дальнейшем "Учредители" в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и другого действующего законодательства Российской Федерации заключили настоящий договор об учреждении на базе городской газеты "Великолукская правда" редакции городской газеты "Великолукская правда", являющейся правопреемником газеты, в том числе по всем договорам и обязательствам (пункт 1.1 договора). В договоре отражено, что редакция является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках, обладает обособленным имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде, строит свою деятельность в соответствии с законами Российской Федерации, уставом редакции и настоящим учредительным договором, имеет круглую печать, бланки и другие реквизиты, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права. В статье 3 договора отражено, что цели, задачи, права редакции определяются в ее уставе, утвержденном учредителями и являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. Также в договоре определены обязательства, которые принимают на себя учредители (статья 4). Учредительский договор подписан руководителями организаций - учредителей 08.12.1993 и в соответствии с пунктом 6.2 вступил в силу с момента его подписания учредителями.
Аналогичные положения содержатся и в пунктах 1. 2, 1.3 устава средства массовой информации - редакция газеты "Великолукская правда" ("ВП"), на титульном листе которого указано, что он принят общим собранием коллектива редакции 13.12.1993 и зарегистрирован администрацией г. Великие Луки 19.12.1993 (далее - устав, т. 2, л. 76-79). В силу пункта 1.6 устава редакция "ВП" статус юридического лица редакция приобретает с момента регистрации устава в исполнительных органах. Редакция осуществляет свою деятельность на условиях условного хозрасчета (пункт 5.1 устава), обладает на праве собственности обособленным имуществом (пункт 5.2 устава). В пункте 5.3 устава определены источники имущества редакции и ее финансовые ресурсы, а также предусмотрено право редакции осуществлять иные виды производственной, коммерческой и финансовой деятельности, не запрещенные действующим законодательством и необходимые для реализации уставных целей. Основным показателем финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности редакции является прибыль, которая после уплаты налогов, обязательных бюджетных платежей и отчислений поступает в полное распоряжение редакции.
Проанализировав положения договора и устава, апелляционная инстанция считает, что редакция создавалась как юридическое лицо, организованное в качестве предприятия в соответствии со статьей 19 Закона о СМИ.
Вместе с тем, поскольку договор и уставы не содержат наименование организационно-правовой формы предприятия, а в материалах дела отсутствуют доказательства утверждения устава всеми учредителями (нет решений учредителей о его утверждении) и государственной регистрации соответствующим Советом народных депутатов по месту учреждения предприятия, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции, что указанные документы не соответствуют законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности, несмотря на то, что на копии устава (т. 2, л. 76) имеется отметка о его регистрации администрацией г. Великие Луки 19.12.1993. Кроме того, следует отметить, что устав не может быть зарегистрирован 19.12.1993, так как в пункте 1.1 имеется ссылка на свидетельство о регистрации издания N П 0707, выданное 14.01.1994, а согласно справке государственного учреждения области "Государственный архив в г. Великие Луки" от 20.11.2007 N 321/Т, переданной администрации г. Великие Луки по ее запросу, в документах архивного фонда администрации города Великие Луки за декабрь 1993 года сведений о регистрации Устава средства массовой информации газеты "Великолукская правда" не обнаружено.
В соответствии с картой постановки на налоговый учет и включении в Государственный реестр предприятий от 23.07.1996 (т. 1, л. 11-12) редакция газеты "Великолукская правда" Государственной налоговой инспекцией по г. Великие Луки поставлена на налоговый учет и включена Государственный реестр с организационно-правовой формой "Муниципальное учреждение", форма собственности муниципальная. В пункте 10 данной карты "Сведениях о регистрации" имеется ссылка на регистрирующий орган - государственная инспекция по защите свободы печати и массовой информации регистрационный номер П-0707, дата регистрации - 14.01.1994. Вместе с тем, из названного свидетельства о регистрации не усматривается, что редакция газеты "Великолукская правда" является учреждением, на иные документы, подтверждающие организационно-правовую форму редакции в качестве учреждения, ссылки отсутствуют.
По сведениям Псковского областного комитета государственной статистики от 09.09.1996 (т. 1, л. 13), редакция газеты "Великолукская правда" включена в Единый государственный регистр предприятий и организаций (далее- ЕГРПО) всех форм собственности и хозяйствования с организационно-правовой формой как муниципальное предприятие на основании изменений и дополнений к учредительным документам. Согласно Информационному письму Псковского областного комитета государственной статистики об учете в ЕГРПО от 28.11.2000 (т. 3, л. 45) редакция газеты "Великолукская правда" включена в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования с организационно-правовой формой как муниципальная организация - учреждение (ОКОПФ - 81) с муниципальной формой собственности. Однако из этих сведений не усматривается, исходя из каких учредительных документов сделаны такие выводы. При этом в обоих письмах имеется ссылка на данные государственной регистрации: регистрирующий орган - региональная инспекция по защите свободы печати, регистрационный номер - П0707, дата регистрации - 14.01.1994.
На основании сообщения сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", формы Р 17001(т. 1, л. 15-17), поданного в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Великие Луки Псковской области 02.12.2002 N 05/649, последней принято решение от 09.12.2002 N 05/774 о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о средстве массовой информации газета "Великолукская правда" и 09.12.2002 сделана запись как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за основным государственным регистрационным номером 1026000904280 (т. 2, л. 80), выдано свидетельство серии 60 N 000814057 (т. 2, л. 83). Однако в указанном сообщении отсутствуют сведения об организационно-правовой форме, способе образования юридического лица, перечень документов, на основании которых вносятся сведения.
В материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.08.2003 N 05-04/1219, которая содержит сведения о юридическом лице "Средство массовой информации газета "Великолукская правда" ОГРН 1026000904280 с указанием организационно-правовой формы - прочая некоммерческая организация (т.2, л. 98). При этом из выписки усматривается, что в ней отсутствуют сведения об учредителях как о юридических, так и о физических лицах. На основании каких документов внесены указанные записи в ЕГРЮЛ, не представляется возможным установить.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки в письме от 05.05.2004 N 05.04/11189 (т. 2, л. 53) на запрос главного редактора СМИ газета "Великолукская правда" сообщила, что согласно документам учетного дела СМИ (ИНН 6025001399) СМИ "Великолукская правда" было поставлено на налоговый учет на основании Свидетельства о регистрации СМИ от 14.01.1994 N П-0707, выданного Региональной инспекцией Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Мининформпечати РФ г. Санкт-Петербурга. В учетном деле СМИ содержатся: устав СМИ - редакции газеты "Великолукская правда" от 10.10.1990 с изменениями, принятыми на общем собрании коллектива 13.12.1993, и устав СМИ - редакции газеты "Великолукская правда от 19.12.1993. Данные уставы редакции средства массовой информации газеты "Великолукская правда" никогда не были зарегистрированы в соответствующем регистрирующем органе.
На основании изложенного следует, что выданные инспекцией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе российской организации (Редакция газеты "Великолукская правда") в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость (НДС) от 23.10.2001 серии 60 N 000360312 (т. 1, л. 58) и о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации от 03.04.2003 серии 60 N 000368484 (т.1, л. 59), на которые ссылается Дума в апелляционной жалобе, не могут свидетельствовать о статусе редакции как юридического лица.
Судом первой инстанции также установлено, подтверждается материалами дела, что фактически договором от 01.06.1995, заключенным Комитетом по управлению имуществом г. Великие Луки со средством массовой информации - газета "Великолукская правда", имущество передано Газете в доверительное управление (т. 1, л. 145-150, т. 2 л. 29-31) и находилось у нее на этом праве на момент реорганизации, при этом в пункте 2.2. договора предусмотрены ограничения в распоряжении имуществом, закрепленным за учреждением, хотя, как следует из документов, средство массовой информации - редакция газеты "Великолукская правда" является правопреемником газеты "Великолукская правда", собственником которой ранее было муниципальное образование Великолукский район.
Материалами дела подтверждается, что у СМИ - редакция газеты "Великолукская правда" не была установлена организационно-правовая форма, в связи с чем инспекцией МНС РФ по г. Великие Луки от 30.05.2000 и Комитетом по средствам массовой информации от 24.07.2002 (т. 1, л. 65, 67) редакции направлялись требования об установлении организационно-правовой формы. Великолукским городским судом Псковской области 22.09.2005 был разрешен спор между Газетой и регистрирующим органом - МРИ N 2 ФНС РФ о приведении правоустанавливающих документов в соответствие с избранной организационно правовой формой, однако данное решение отменено постановлением Президиума Псковского областного суда от 10.02.2006, а дело отправлено на новое рассмотрение. В связи с отказом от иска производство по данному делу было прекращено.
Ссылка думы на решение Псковского облисполкома от 26.11.1992 N 183, решение Великолукского городского Совета от 01.03.1993 N 23 о передаче в муниципальную собственность г. Великие Луки предприятия "Редакция газеты "Великолукская правда" обоснованно не принята судом первой инстанции в силу статьи 11 Закона РФ "О средствах массовой информации", предусматривающей, что в случае смены учредителя средство массовой информации подлежит перерегистрации.
Довод думы и администрации города Великие Луки о том, что газета "Великолукская правда" официально зарегистрирована 27.08.1990 на основании Закона СССР "О печати и других средствах массовой информации" 27.08.1990, в связи с чем редакция СМИ является юридическим лицом, которое вправе осуществлять хозяйственную деятельность, судом отклоняется.
Действительно, статья 4 названного закона предусматривает, что редакция является юридическим лицом, однако материалами дела этот факт не подтверждается. Сведения о том, что газета "Великолукская правда" официально зарегистрирована 27.08.1990 на основании Закона СССР "О печати и других средствах массовой информации" из дела не следует. Тем более, как указано выше, в связи со сменой учредителей СМИ неоднократно перерегистрировалось.
Иные документы, с достоверностью подтверждающие организацию средства массовой информации - редакция газеты "Великолукская правда" как юридического лица в какой-либо организационно-правовой форме на дату принятия решения о реорганизации, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что на момент реорганизации редакция газеты "Великолукская правда" не являлась ни предприятием, ни иной коммерческой или некоммерческой организацией, ни учреждением, а также юридическим лицом, поскольку из имеющихся документов невозможно установить ее организационно-правовую форму и наличие статуса юридического лица, в связи с чем суд первой инстанции правомерно рассмотрел данный спор по существу.
Доводы думы и АНО "Редакция газеты "Великолукская правда" о наличии у редакции статуса юридического лица отклоняются.
Не оспаривая резолютивную часть решения суда, дума просит изменить практически полностью данное решение суда, изложив в ее редакции. При этом дума не указывает мотивы, по которым следует изменить, дополнить или исключить конкретные абзацы мотивировочной части решения, за исключением вывода суда об отсутствии статуса юридического лица, а также какие правовые последствия, нарушающие права и законные интересы муниципального образования, могут наступить в случае, если эти изменения не будут внесены. Как указано выше, судом установлено отсутствие у редакции статуса юридического лица и организационно-правовой формы.
При таких обстоятельствах оснований для изменения мотивировочной части решения суда не имеется, в удовлетворении апелляционной жалобы думе следует отказать.
Статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что реорганизация юридического лица может быть осуществлена на основании решения его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Таким образом, суд обоснованно заключил, что возможна только реорганизация юридического лица в юридическое лицо.
Редакция газеты "Великолукская правда" в момент принятия спорного решения не являлась юридическим лицом, не имела соответствующей организационно-правовой формы, а потому не являлась некоммерческой организацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.
В данном случае судом не установлено, что редакция газеты "Великолукская правда" существовала как некоммерческая организация.
В связи с этим суд обоснованно признал, что оспариваемое решение от 08.07.2005 (п. 2 протокола) представляет собой корпоративную сделку, направленную на создание юридического лица.
Так как предметом рассматриваемого спора является признание недействительным решения от 08.07.2005 о реорганизации "Средства массовой информации газета "Великолукская правда" (пункт 2 протокола N 4 заседания Совета учредителей "СМИ газета "Великолукская правда"), то доводы редакции, касающиеся обстоятельств 2006 года, не имеют правового значения.
Доводам редакции об отсутствии у Великолукской городской Думы права на иск и пропуск срока исковой давности дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционная инстанция согласна.
Кроме того, в соответствии со статьей 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Статьей 46 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (действующей на момент обращения думы в суд) органам местного самоуправления предоставлено право предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
Поэтому ссылка редакции на отсутствие у думы права на обжалование внутреннего решения организации, учредителем которой она не является, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Дума в данном споре выступает не в защиту своих прав и законных интересов, а, реализуя контрольные полномочия, защищает интересы муниципального образования, то есть жителей города Великие Луки (пункт 1 статьи 58 Устава города). К исключительным полномочиям Великолукской городской Думы относится определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом и порядка принятия решений о реорганизации муниципальных организаций (пункты 5, 6 статьи 27 Устава города).
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражный суд правомерно рассмотрел заявление думы по существу.
Суд обоснованно указал на ошибочность довода ответчика о возможности применения к спорному правоотношению по аналогии исковой давности, предусмотренной пунктом 1 статьи 43 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", как основанный на неверном понимании указанных норм права, поскольку такой подход противоречит положениям ГК РФ о сроках исковой давности, согласно которым для защиты права лица применяются общие сроки исковой давности, если законом не предусмотрено иное, закон такой аналогии не допускает. Кроме того, как правильно отметил суд, аналогия права применяется в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством.
На основании изложенного апелляционная жалоба АНО "Редакция газеты "Великолукская правда" удовлетворению не подлежит.
В части распределения расходов по госпошлине решение суда не обжалуется.
Таким образом, нормы материального и процессуального права судом первой инстанции соблюдены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение суда от 24.10.2008 законно и обоснованно, отмене не подлежит.
Поскольку органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, госпошлина в сумме 1000 руб. за рассмотрение дела в апелляционной инстанции взысканию с думы не подлежит. АНО "Редакция газеты "Великолукская правда" при подаче апелляционной жалобы уплачена госпошлина в сумме 1000 руб. по платежному поручению от 14.11.2008 N 233, в удовлетворении ее апелляционной жалобы отказано, расходы по уплате данной суммы госпошлины подлежат отнесению на нее в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 24 октября 2008 года по делу N А52-4137/2007 оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального образования города Великие Луки в лице Великолукской городской Думы и автономной некоммерческой организации "Редакция газеты "Великолукская правда" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4137/2007
Истец: Муниципальное образование г. Великие Луки в лице Великолукской городской Думы
Ответчик: Администрация города Великие Луки, Автономная некоммерческая организация "Редакция газеты "Великолукская правда"
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-458/2008
15.05.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А52-4137/2007
19.02.2008 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-458/2008