Правомерны ли действия организации, которая, арендуя федеральное или муниципальное имущество, не удерживает НДС с доходов, уплачиваемых арендодателю?
Согласно ст. 161 НК РФ на арендаторов федерального и муниципального имущества, которые признаются налоговыми агентами, возлагается обязанность по удержанию и перечислению в бюджет суммы НДС с доходов арендодателя.
В соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ налоговая ставка НДС определяется как процентное отношение налоговой ставки 18% к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (18%), то есть 18/118.
Согласно ст. 174 НК РФ налоговые агенты уплачивают НДС по месту своего нахождения, а также представляют в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Следует отметить, что налоговый агент - плательщик НДС имеет право на вычеты сумм этого налога, удержанных и уплаченных из доходов налогоплательщика, при соблюдении следующих условий:
- он использует арендуемое государственное и муниципальное имущество для осуществления своей производственной деятельности;
- в счете-фактуре сумма НДС выделена отдельной строкой;
- имеются первичные документы, подтверждающие уплату арендной платы и НДС.
Кроме того, согласно ст. 171 и 172 НК РФ если организация перечисляет арендную плату авансом в счет будущих периодов, то суммы НДС принимаются к вычету по мере наступления тех периодов, к которым относится арендная плата.
При выставлении счетов-фактур налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что арендатор самостоятельно составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой "Аренда государственного (или муниципального) имущества", в котором в качестве поставщика услуг указывается арендодатель, а в качестве покупателя - арендатор. Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. В книге покупок счет-фактура регистрируется только в той части платежа, которая подлежит списанию на издержки производства и обращения в данном отчетном периоде, и в соответствующей доле - НДС. При этом вышеуказанный счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации-арендатора.
В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Кроме того, согласно ст. 75 НК РФ у организации возникает обязательство по перечислению в бюджет пеней. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей во время просрочки ставки рефинансирования Банка России.
Учитывая вышеизложенное, невыполнение организацией - налоговым агентом обязанностей по удержанию и перечислению НДС влечет начисление штрафа и пеней.
Е.Н. Исакина,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
1 июля 2006 г.
"Налоговый вестник", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1