На балансе банка числятся дисконтный вексель третьего лица с просроченным сроком погашения ("по предъявлении, но не ранее 1 сентября 2001 года"). В данный момент сроки вексельной давности истекли (банк имел право предъявить требования к векселедателю не позднее 1 сентября 2005 года) и у банка отсутствует право требования к векселедателю об уплате вексельной суммы.
Может ли банк отнести убытки от списания задолженности по просроченному векселю на внереализационные расходы как безнадежный долг, учитывая, что срок исковой давности по данному векселю истек?
Дисконтный вексель третьего лица, числящийся на балансе банка, учитывается для целей налогообложения прибыли как долговая ценная бумага, и все операции, связанные с обращением векселя, регулируются положениями ст. 280 НК РФ.
Согласно российскому законодательству вексель является неэмиссионной ценной бумагой, которая признается не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг.
В соответствии с п. 10 ст. 280 НК РФ убытки, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в пределах доходов, полученных банком по данной категории ценных бумаг.
Таким образом, убытки от операций с векселями третьих лиц не могут быть приравнены к внереализационным расходам как убытки от списания безнадежных долгов или долгов, нереальных ко взысканию, то есть как убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.
Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
1 июля 2006 г.
"Налоговый вестник", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1