31 марта 2009 г. |
г. Вологда Дело N А05-13571/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Богатыревой В.А., Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 января 2009 года по делу N А05-13571/2008 (судья Пигурнова Н.И.),
установил
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция, межрайонная ИФНС России N 3) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному образовательному учреждению "Пингишенская основная общеобразовательная школа" муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" Архангельской области (далее - учреждение, МОУ "Пингишенская основная школа") о взыскании в доход бюджета соответствующего уровня 27 833 рублей 80 копеек, в том числе: 26 516 рублей 64 копеек недоимки по единому социальному налогу (далее - ЕСН), зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС), за полугодие 2008 года и 1317 рублей 16 копеек пеней, начисленных за просрочку уплаты ЕСН.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции принял уточнение заявленных требований об уменьшении суммы, предъявленной к взысканию, до 10 322 рублей 27 копеек, в том числе по ЕСН до 9408 рублей, по пеням до 913 рублей 71 копейки.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28.01.2009 по делу N А05-13571/2008 в удовлетворении требований межрайонной ИФНС России N 3 отказано.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что МОУ "Пингишенская основная школа" не исполнило обязанность по уплате авансового платежа по ЕСН за полугодие 2008 года и соответствующих пеней.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в ходе контроля полноты и своевременности уплаты учреждением налогов инспекция пришла к выводу, что оно допустило просрочку исполнения обязанности по уплате авансовых платежей по ЕСН, зачисляемому в ФСС, за полугодие 2008 года.
Межрайонная ИФНС России N 3 направила учреждению требование N 13403 по состоянию на 06.08.2008, которым предложила в срок до 25.08.2008 уплатить недоимку по ЕСН в сумме 26 516 рублей 64 копеек; требование N 8459 по состоянию на 09.10.2008 об уплате в срок до 29.10.2008 задолженности по пеням в сумме 778 рублей 97 копеек.
Поскольку данные требования в установленный срок не исполнены, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения недоимки по налогу и задолженности по пеням.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) учреждение является плательщиком ЕСН.
Согласно статье 240 НК РФ налоговым периодом по ЕНС признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 243 НК РФ сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 243 НК РФ предусмотрено, что в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 243 НК РФ ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения ФСС сведения (отчеты) о суммах: 1) начисленного налога в ФСС; 2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию; 3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; 4) расходов, подлежащих зачету; 5) уплачиваемых в ФСС.
Из материалов дела следует, что согласно расчету авансовых платежей по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за 1 квартал 2008 года учреждение начислило авансовые платежи по ЕСН в ФСС в общей сумме 36 550 рублей, в том числе, за январь 2008 года в сумме 11 765 рублей, за февраль 2008 года в сумме 12 660 рублей, за март 2008 года в сумме 12 125 рублей.
Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за счет средств ФСС, составили 42 081 рубль, в том числе: за январь 2008 года - 4810 рублей, за февраль 2008 года - 14 905 рублей, за март 2008 года - 22 366 рублей.
Таким образом, за январь 2008 года авансовые платежи начислены к уплате в ФСС в сумме 6955 рублей (11765-4810), за февраль 2008 года к возмещению из ФСС в сумме 2245 рублей (12660-14905), за март 2008 года к возмещению из ФСС в сумме 10 241 рубля (12125-22366). Итого за 1 квартал 2008 года начислено к возмещению из ФСС РФ в сумме 5531 рубля (6955-2245-10241).
Фактически учреждение уплатило авансовые платежи: за январь 2008 года в сумме 6982 рублей, за февраль 2008 года в сумме 1978 рублей (557+1421), за март 2008 года в сумме 267 рублей. Всего в сумме 9227 рублей.
Следовательно, по итогам 1 квартала 2008 года общая сумма переплаты в ФСС составила 14 758 рублей (5531+9227).
Согласно расчету авансовых платежей по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за полугодие 2008 года учреждение начислило авансовые платежи по ЕСН в ФСС в общей сумме 52 170 рублей, в том числе: за апрель 2008 года в сумме 13 697 рублей, за май 2008 года в сумме 13 765 рублей, за июнь 2008 года в сумме 24 708 рублей.
Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за счет средств ФСС, за 2 квартал 2008 года составили 25 952 рублей, в том числе: за апрель 2008 года - 8815 рублей, за май 2008 года - 6312 рублей, за июнь 2008 года - 10 825 рублей.
Перечислено учреждению из ФСС денежных средств в общей сумме 32 529 рублей, в том числе 12 487 рублей в мае 2008 года, 20 042 рубля - в июне 2008 года.
Таким образом, за 2 квартал 2008 года авансовые платежи начислены к уплате в ФСС в общей сумме 58 747 рублей, в том числе: за апрель 2008 года в сумме 4882 рублей (13697-8815), за май 2008 года в сумме 19 940 рублей (13765-6312+12487), за июнь 2008 года в сумме 33 925 рублей (24708-10825+20042).
Фактически учреждение уплатило авансовые платежи в общей сумме 28 977 рублей 24 копеек, в том числе: за апрель 2008 года в сумме 278 рублей, за май 2008 года в сумме 28 574 рублей 24 копеек (254+606+27714,24), за июнь 2008 год в сумме 125 рублей (37+88).
Следовательно, по итогам 2 квартала 2008 года к уплате в ФСС подлежала общая сумма 29 769 рублей 76 копеек (58747-28977,24).
Всего за полугодие 2008 года в ФСС не уплачена сумма авансовых платежей в размере 15 011 рублей 76 копеек (29769,76-14758).
Однако в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 243 НК РФ учреждением представлена расчетная ведомость по средствам ФСС за 2 квартал 2008 года, из которой следует, что за исполнительным органом ФСС на конец отчетного периода имеется задолженность в сумме 1939 рублей 21 копейки за счет переплаты по ЕСН.
Кроме того, по предложению суда первой инстанции государственное учреждение - Архангельское региональное отделение ФСС составило расчет переплаты по ЕСН, где также подтверждается отсутствие недоимки по ЕСН за полугодие 2008 года, поскольку на 01.01.2008 числилась переплата в сумме 17 074 рублей 06 копеек.
При таких обстоятельствах при наличии переплаты в сумме 17 074 рублей 06 копеек недоимки за полугодие 2008 года не имеется.
При отсутствии недоимки начисление пеней неправомерно.
В силу положений части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.
Таким образом, инспекция должна доказать, что учреждение имеет недоимку по ЕСН, подлежащему зачислению в ФСС.
Суд апелляционной инстанции отмечает недостоверность расчета недоимки по ЕСН, произведенного инспекцией, поскольку он составлен за период 01.01.2008 по 15.10.2008, в расчете использованы суммы ЕСН за 2007 год, авансовых платежей за 9 месяцев 2008 года, в то время как в заявлении указано, что взыскиваются суммы авансовых платежей за полугодие 2008 года.
Кроме того, сумма переплаты на 01.01.2008 не совпадает с данными государственного учреждения - Архангельского регионального отделения ФСС.
Таким образом, отсутствуют основания для взыскания 9408 рублей 56 копеек недоимки по ЕСН, подлежащему зачислению в ФСС, за полугодие 2008 года, 913 рублей 71 копейки задолженности по пеням, начисленным за несвоевременную уплату ЕСН.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований инспекции.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 января 2009 года по делу N А05-13571/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
В.А. Богатырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13571/2008
Истец: МИФНС России N 3 по Архангельской области и НАО
Ответчик: Муниципальное образовательное учреждение "Пингишенская основная общеобразовательная школа" МО "Холмогорский муниципальный район" Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-916/2009