г. Вологда
09 апреля 2009 г. |
Дело N А13-5597/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Журавлева А.В., Козловой С.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" Погорелец Н.В. по доверенности от 07.11.2008, от администрации Сокольского муниципального района Швецовой Е.Н. по доверенности от 17.01.2007, от Комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Швецовой Е.Н. по доверенности от 01.09.2008, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области Аксеновской В.В. по доверенности от 14.01.2009, от Департамента имущественных отношений Вологодской области Свириной Г.Л. по доверенности от 03.10.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 февраля 2009 года по делу N А13-5597/2008 (судья Виноградов О.Н.),
установил
открытое акционерное общество "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - ОАО "Сокольский ЦБК") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Сокольского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района (далее - КУМИ) с требованием обязать администрацию Сокольского муниципального района принять в собственность объекты: одноэтажное здание пожарного депо комбината, ул. Советская, д. 20, с жилой пристройкой, инвентарный номер 100044; одноэтажный 36-комнатный жилой дом (общежитие), Советский проспект, д. 1, инвентарный номер 100001, а также обязать КУМИ включить указанные объекты в реестр муниципальной собственности.
Определением суда от 05 августа 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент).
Определением суда от 08 сентября 2008 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Сокол, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области (далее - Территориальное управление).
Определением суда от 09 октября 2008 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация города Сокол, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Смирнов Николай Николаевич, Чехлова Зинаида Николаевна, Кубишкин Леонид Мануилович, Соловьёва Татьяна Ивановна, Соловьёва Анна Владимировна, Пашиничев Владимир Алексеевич, Пашиничева Валентина Павловна, Голованов Сергей Николаевич, Голованова Елена Сергеевна, Голованов Владимир Сергеевич, Голованов Дмитрий Сергеевич, Носов Игорь Гурьевич, Носова Лидия Федоровна, Носов Антон Игоревич, Носов Артем Игоревич, Абрамова Татьяна Борисовна, Абрамова Юлия Викторовна, Абрамова Ольга Викторовна, Беляева Людмила Михайловна, Иванов Даниил Александрович, Беляев Александр Олегович, Старковская Татьяна Владимировна, Старковская Ирина Николаевна, Катанова Наталья Викторовна, Кичигина Тамара Александровна, Мухин Алексей Евгеньевич, Мухина Ирина Леонидовна, Мухин Владислав Алексеевич, Масакова Римма Владимировна, Масакова Татьяна Сергеевна, Евграфова Евгения Александровна, Евграфова Надежда Александровна, Калинина Елена Александровна, Цеханович Ирина Ивановна, Цеханович Дмитрий Викторович, Цеханович Савелий Дмитриевич, Цеханович Ульяна Дмитриевна, Соловьева Наталия Викторовна, Соловьева Елена Юрьевна.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 02 февраля 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано. С истца в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб.
ОАО "Сокольский ЦБК" с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к тому, что обязанность по приемке имущества в муниципальную собственность возникла с момента принятия решения Комитетом по управлению имуществом администрации Вологодской области от 12 июля 1995 года N 154 о внесении изменений в решение от 16 марта 1993 года, которое не было исполнено. Податель жалобы считает несостоятельной ссылку суда на применение Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), предусматривающего, что для передачи объектов из федеральной собственности в муниципальную необходимо решение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника. Истец считает, что объекты жилого фонда являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца доводы жалобы поддержал.
КУМИ в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании возражали против доводов жалобы и удовлетворения иска к КУМИ, считают, что спорные жилые помещения предназначены для решения вопросов местного значения городских и сельских поселений, в связи с этим не могут быть переданы в муниципальную собственность Сокольского района.
Администрация Сокольского муниципального района в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании указали на то, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не обладает полномочиями по распоряжению муниципальным имуществом.
Департамент в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании считают, что жалоба и иск подлежат удовлетворению, поскольку имеется решение Комитета по управлению имуществом администрации Вологодской области от 12 июля 1995 года N 154 о передаче спорного имущества в муниципальную собственность. Поскольку в настоящее время существуют два уровня муниципальной собственности, полагают, что суду необходимо решить вопрос о том, в собственность Сокольского района или городского поселения город Сокол подлежат передаче объекты.
Территориальное управление в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании находят апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку объекты недвижимости выбыли из федеральной собственности и отнесены решением Комитета по управлению имуществом администрации Вологодской области от 12 июля 1995 года N 154 к муниципальной собственности, при этом администрации города Сокол и Сокольского района было поручено принять соответствующее имущество на баланс.
Администрация города Сокол, граждане - третьи лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей не направили, отзывы на жалобу не представили. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителей сторон, Департамента, Территориального управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность принятого решения, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, акционерное общество открытого типа "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" (правопредшественник ОАО "Сокольский ЦБК") создано в 1993 году в результате приватизации находившегося в федеральной собственности государственного предприятия "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат". Одноэтажное здание пожарного депо комбината с жилой пристройкой, расположенное по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 20, а также одноэтажный 36-комнатный жилой дом (общежитие) по адресу: Вологодская область, г. Сокол, Советский проспект, д. 1, не вошли в план приватизации.
Комитетом по управлению имуществом администрации Вологодской области решением от 16 марта 1993 года N 206 (с учетом решения Комитета по управлению имуществом администрации Вологодской области от 12 июля 1995 года N 154) поручено администрации города Сокол и Сокольского района в срок не более 6 месяцев с момента издания решения N 154 принять на баланс (или заключить с акционерным обществом договор по содержанию) объекты социально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении акционерного общества и не включенные в уставный капитал общества. В приложении к решению от 16 марта 1993 года N 206 в числе объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, указаны объекты, в отношении которых заявлены требования по настоящему иску. Пунктом 2 решения N 154 предусмотрено считать данные объекты отнесенными к муниципальной собственности с момента издания настоящего решения, за исключением объектов, переданных ранее.
Письмами от 24 апреля 2008 года N 220-юр, от 19 мая 2008 года N 244-юр ОАО "Сокольский ЦБК" предложило администрации Сокольского муниципального района создать комиссию по передаче указанных объектов в муниципальную собственность района, однако названные письма оставлены без ответа.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и положения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и постановление Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 235), ОАО "Сокольский ЦБК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "Сокольский ЦБК" является ненадлежащим истцом, поскольку спорное имущество относится к федеральной собственности и передача его из федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется согласно Федеральному закону N 122-ФЗ на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника.
Апелляционная инстанция считает данный вывод суда ошибочным в связи с неправильным применением норм материального права, а именно применением Федерального закона N 122-ФЗ, не подлежащего применению к правоотношениям по настоящему делу, так как положения указанного закона, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04 декабря 2007 года N 828-О-П, относятся к случаям передачи имущества между различными уровнями публичной собственности в порядке, предусмотренном статьей 154 Федерального закона N 122-ФЗ, в то время как настоящий спор вытекает из иных правоотношений. В данном случае иск предъявлен в защиту прав и законных интересов ОАО "Сокольский ЦБК", как частного собственника, нарушенных в результате неисполнения решения от 16 марта 1993 года N 206 (с учетом решения от 12 июля 1995 года N 154), законность которого не оспорена.
Как правильно указывает ОАО "Сокольский ЦБК" в жалобе, на момент обращения в суд с настоящим иском порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность регламентирован Положением, утвержденным Постановлением N 235.
Согласно пункту 5 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
Решение собственника о передаче спорных объектов, расположенных на территории Сокольского муниципального района Вологодской области, в муниципальную собственность оформлено решением от 16 марта 1993 года N 206 (с учетом решения от 12 июля 1995 года N 154), после чего у органов местного самоуправления возникла обязанность принять передаваемые объекты.
Суд апелляционной инстанции считает, что в связи с проведением реформы местного самоуправления надлежащим ответчиком по делу является администрация города Сокола.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Указанным законом, как и уставом муниципального образования Сокольский муниципальный район, к вопросам местного значения муниципального района не отнесено содержание жилого фонда.
Из материалов дела следует, что одноэтажное здание пожарного депо с жилой пристройкой и одноэтажный 36-комнатный жилой дом (общежитие) расположены на территории городского поселения город Сокол, в связи с этим и с учетом положений Федерального закона N 131-ФЗ указанные объекты подлежат приему в муниципальную собственность данного поселения. Кроме того, администрация города Сокола в отзыве на иск не возражала против принятия в муниципальную собственность городского поселения здания пожарного депо (т. 2, л. 43).
Ввиду изложенных обстоятельств обжалуемое решение суда подлежит отмене, иск ОАО "Сокольский ЦБК" подлежит удовлетворению в части обязания администрации города Сокол принять в муниципальную собственность одноэтажного здания пожарного депо с жилой пристройкой и одноэтажный 36-комнатный жилой дом (общежитие). В иске к КУМИ и администрации Сокольского муниципального района следует отказать.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 февраля 2009 года по делу N А13-5597/2008 отменить.
Обязать администрацию города Сокола в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу постановления суда по настоящему делу принять в муниципальную собственность объекты: одноэтажное здание пожарного депо с жилой пристройкой, расположенное по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 20; одноэтажный 36-комнатный жилой дом (общежитие), расположенный по адресу: Вологодская область, г. Сокол, Советский проспект, д. 1.
В иске к администрации Сокольского муниципального района и Комитету по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежным поручениям от 23.07.2008 N 382 и от 19.02.2009 N 791 за рассмотрение иска и апелляционной жалобы. Платежные поручения выдать из материалов дела.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5597/2008
Истец: ОАО "Сокольский ЦБК"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района, Администрация Сокольского муниципального района, Администрация города Сокол
Третье лицо: Чехлова Зинаида Николаевна, Цеханович Ульяна Дмитриевна, Цеханович Савелий Дмитриевич, Цеханович Ирина Ивановна, Цеханович Дмитрий Викторович, Управление Федеральной регистрационной службы по Вологодской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области, Старковская Татьяна Владимировна, Старковская Ирина Николаевна, Соловьева Татьяна Ивановна, Соловьёва Наталия Викторовна, Соловьёва Елена Юрьевна, Соловьева Анна Владимировна, Смирнов Николай Николаевич, Пашиничева Валентина Павловна, Пашиничев Владимир Алексеевич, Носова Лидия Федоровна, Носов Игорь Гурьевич, Носов Артем Игоревич, Носов Антон Игоревич, Мухина Ирина Леонидовна, Мухин Владислав Алексеевич, Мухин Алексей Евгеньевич, Масакова Татьяна Сергеевна, Масакова Римма Владимировна, Кубишкин Леонид Мануилович, Кичигина Тамара Александровна, Катанова Наталья Викторовна, Калинина Елена Александровна, Иванов Даниил Александрович, Евграфова Надежда Александровна, Евграфова Евгения Александровна, Департамент имущественных отношений Вологодской области, Голованова Елена Сергеевна, Голованов Сергей Николаевич, Голованов Дмитрий Сергеевич, Голованов Владимир Сергеевич, Беляева Людмила Михайловна, Беляев Александр Олегович, Абрамова Юлия Викторовна, Абрамова Татьяна Борисовна, Абрамова Ольга Викторовна