г. Вологда
02 апреля 2009 г. |
Дело N А05-13811/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Кудина А.Г., Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Муниципальное коммунальное предприятие N 3" муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 января 2009 года по делу N А05-13811/2008 (судья Звездина Л.В.),
установил
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (далее - управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Муниципальное коммунальное предприятие N 3" муниципального образования "Город Архангельск" (далее - предприятие, МУП "МКП N 3") о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней за период просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов за полугодие 2008 года в размере 162 995 руб. 26 коп., в том числе: 137 453 руб. недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии и пеней в сумме 3787 руб. 20 коп. за период с 15.05.2008 по 16.09.2008, а также 21 125 руб. страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и 630 руб. 06 коп. пеней за указанный период.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 января 2009 года требования удовлетворены.
Предприятие в апелляционной жалобе просит судебный акт отменить. Считает, что управлением пропущен срок направления требования и предельный шестимесячный срок взыскания задолженности за 1 квартал 2008 года. Кроме того, ссылается на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в принятии к производству заявления, в котором не указано, в чем заключается нарушенное право.
Пенсионный фонд отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в связи с тем, что МУП "МКП N 3" не исполнило обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2008 года, управление направило в адрес предприятия требование N 127213 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на 16.09.2008, в соответствии с которым МУП "МКП N 3" следовало уплатить в срок до 01.10.2008 задолженность по страховым взносам и пеням за полугодие 2008 года в общей сумме 162 995 руб. 26 коп., в том числе 137 453 руб. 00 коп. недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 3787 руб. 20 коп. начисленных на нее пеней, 21 125 руб. 00 коп. - на накопительную часть трудовой пенсии и 630 руб. 06 коп. начисленных на нее пеней.
Предприятие в установленный срок требование не исполнило, в связи с чем пенсионный фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.
Порядок и сроки уплаты страховых взносов предусмотрены статьями 23 и 24 Закона N 167-ФЗ.
Согласно статье 23 данного Закона под расчетным периодом понимается год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
На основании пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), уплачиваются не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями (статья 26 Закона N 167-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона N 167-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Согласно статье 5 Закона N 167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации и в силу пункта 4 статьи 25, а также статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ производит взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в судебном либо бесспорном порядке.
Взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении юридических лиц пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 4 статьи 25 Закона N 167-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.05.2006 по делу N А05-550/04-27 предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Из статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) следует, что под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 127-ФЗ денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, являются текущими платежами. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что требования по текущим платежам не подлежат включению в реестр требования кредиторов, а кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В пунктах 4 и 45 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве). Исковые, а также иные требования по таким обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 25) указано, что при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона N 127-ФЗ и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ N 25 предусмотрено, что при решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), судам надлежит исходить из следующего.
Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего. В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим.
Согласно выставленному управлением требованию N 127213 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на 16.09.2008 с предприятия взыскивается задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2008 года. Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что требования пенсионного фонда не подлежат включению в реестр требований кредиторов и удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается наличие недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2008 года в сумме 158 578 руб., а также пеней - 4417 руб. 26 коп.
Довод МУП "МКП N 3" о пропуске пенсионным фондом установленного срока для обращения в суд о взыскании недоимки за 1 квартал 2008 года подлежит отклонению.
Согласно статье 23 Закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Каждый последующий отчетный период включает в себя нарастающим итогом предыдущий отчетный период, что соответствует части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
На основании изложенного территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации может обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании со страхователя задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по окончании как отчетных периодов, так и расчетного периода в зависимости от времени выставления соответствующего требования об уплате этой недоимки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2006) контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
В силу пункта 1 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Следовательно, требование N 127213 направлено по итогам полугодия и в срок, установленный статьей 25.1 данного Закона.
По настоящему делу управление обратилось с заявлением в арбитражный суд о взыскании недоимки и пеней за полугодие 2008 года на основании требования по состоянию на 16.09.2008 N 127213, в котором определен срок его исполнения - 01.10.2008. В арбитражный суд с заявлением о взыскании спорных сумм пенсионный фонд обратился 10.12.2008, то есть в пределах шестимесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылка подателя жалобы на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в принятии к производству заявления, в котором не указано, в чем заключается нарушенное право, не может быть принята, поскольку заявление пенсионного фонда соответствовало требованиям, определенным статьями 125-126, 214 АПК РФ, и обосновано принято судом к производству.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Оснований для изменения или отмены решения суда не имеется.
Поскольку предприятию при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, в удовлетворении жалобы ему отказано, государственная пошлина в размере 1000 руб. за рассмотрение дела подлежит взысканию в федеральный бюджет в соответствии со статьей 102 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 января 2009 года по делу N А05-13811/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Муниципальное коммунальное предприятие N 3" муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Муниципальное коммунальное предприятие N 3" муниципального образования "Город Архангельск" в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13811/2008
Истец: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске
Ответчик: Муниципальное унитарное предприятие "Муниципальное коммунальное предприятие N3" муниципального образования "Город Архангельск", Муниципальное унитарное предприятие "Муниципальное коммунальное предприятие N3" МО "Город Архангельск"
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1017/2009