Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 9 апреля 2009 г. N 14АП-966/2009
09 апреля 2009 г. |
г. Вологда Дело N А52-4983/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В., Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Агентства недвижимости "Четыре угла" на решение Арбитражного суда Псковской области от 20 января 2009 года по делу N А52-4983/2008 (судья Лебедев А.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Четыре угла" (далее - общество, ООО АН "Четыре угла") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям (далее - комитет, КУМИ Псковской области) о признании незаконными действий, выразившихся в направлении запроса в администрацию города Пскова для проведения формирования испрашиваемого земельного участка с целью выставления его на торги при рассмотрении заявления общества о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции принял уточнение заявленных требований, а именно: общество просит признать незаконными действия КУМИ Псковской области, выразившиеся в направлении запросов от 19.11.2007 N 1/7-3166, от 10.04.2008 N 1/4-1381 в администрацию города Пскова для проведения формирования испрашиваемого земельного участка с целью выставления его на торги при рассмотрении заявления общества о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 20.01.2009 по делу N А52-4983/2008 в удовлетворении требований ООО АН "Четыре угла" отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Комитет в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, государственное предприятие Псковской области "Псковавтотранс" (далее - предприятие, ГП "Псковавтотранс") обратилось в КУМИ Псковской области с заявлением от 13.11.2007 N 5/1128 о выделении земельного участка, расположенного по адресу: город Псков, улица Леона Поземского, дом 119, под ранее существующим объектом незавершенного строительства.
Комитет в адрес мэра города Пскова направил запрос от 19.11.2007 N 1/7-3166 о подготовке и утверждении проекта границ земельного участка.
В ответе от 14.12.2007 N 3254 на указанный запрос Управление строительства и архитектуры администрации города Пскова сообщило, что земельный участок под строительство объекта производственного назначения не предоставлялся, разрешение на строительство не выдавалось, документов, подтверждающих право собственности не представлено, запрашиваемый земельный участок может быть сформирован в соответствии с постановлением администрации Псковской области от 06.12.2007 N 435 "О порядке принятия администрацией области решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена" с целью подачи заявки на торги.
Поэтому комитет направил в адрес мэра города Пскова письмо от 10.04.2008 N 1/4-1381, в котором просил провести работы по формированию земельного участка для выставления его на торги.
В свою очередь ООО АН "Четыре угла" обратилось в КУМИ Псковской области с заявлением от 07.06.2008 N Р-4УШ87 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства.
Письмом от 10.07.2008 N 1/4-2673 комитет сообщил о том, что этот земельный участок находится в стадии формирования для строительства с целью выставления на торги, после принятия решения о проведении торгов общество может подать заявку и принять в них участие.
По мнению ООО АН "Четыре угла", действия КУМИ Псковской области, выразившиеся в направлении в администрацию города Пскова запросов от 19.11.2007 N 1/7-3166, от 10.04.2008 N 1/4-1381 для проведения формирования испрашиваемого земельного участка с целью выставления его на торги при наличии заявления общества о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства, являются незаконными.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:1) проведение работ по формированию земельного участка, 2) государственный кадастровый учет земельного участка, 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка, 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
На основании пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Статьей 1 Закона Псковской области от 29.12.2005 N 518-оз "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений на территории Псковской области" (далее - Закон N 518-оз) предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Пскове, за исключением предоставления для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, осуществляется администрацией области или уполномоченным ею органом исполнительной власти области в случаях предоставления земельных участков для строительства; предоставления земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия и в границах зон охраны объектов культурного наследия; продажи земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные из собственности области до 1 июля 2006 года.
Принятие решений по распоряжению земельными участками, указанными в статье 1 названного Закона, осуществляется в порядке, устанавливаемом администрацией области (статья 2 Закона N 518-оз).
Постановлением администрации области от 06.12.2007 N 435 утвержден Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками), в разделе I которого изложен порядок принятия решений о предоставлении для строительства в собственность или в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Пскове, за исключением предоставления для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии.
При предоставлении земельного участка в собственность для строительства в соответствии с пунктом 5 Порядка принятия решений по распоряжению земельными участками в 10-дневный срок после получения заявления о предоставлении земельного участка от заинтересованного лица, за исключением случаев обращения органа местного самоуправления, комитет направляет в администрацию города Пскова информацию о местоположении и площади земельного участка для проведения в месячный срок следующих работ по формированию испрашиваемого земельного участка: подготовка проекта границ земельного участка; определение разрешенного использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включающих в себя электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение, и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу пункта 6 Порядка принятия решений по распоряжению земельными участками по окончании работ, указанных в пункте 5 этого Порядка, комитет организует проведение независимой оценки рыночной стоимости земельного участка либо рыночного размера арендной платы.
Решение о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка оформляется актом администрации области, проект которого вносит в установленном порядке комитет.
Согласно пункту 11 указанного Порядка предоставление земельного участка для строительства на праве аренды осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта.
В этом случае в соответствии с пунктом 12 Порядка принятия решений по распоряжению земельными участками комитет в 10-дневный срок после получения заявления направляет в администрацию города Пскова для осуществления выбора земельного участка информацию об объекте капитального строительства и предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка.
Администрация города Пскова обеспечивает выбор земельного участка с соблюдением требований статьи 31 ЗК РФ посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, муниципальными организациями и осуществляет изготовление проекта границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Администрация города Пскова направляет в комитет утвержденные проекты границ земельных участков в соответствии с возможными вариантами их выбора и документы, подтверждающие согласование с соответствующими государственными органами, муниципальными организациями.
Комитет осуществляет выбор земельного участка. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные администрацией города Пскова проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Из материалов дела следует, что установленный законодательством порядок в отношении спорного земельного участка комитетом соблюден, в частности действия комитета соответствуют положениям пункта 4 статьи 30 ЗК РФ, пунктам 5, 6 Порядка принятия решений по распоряжению земельными участками.
В апелляционной жалобе общество указывает, что суд неправильно истолковал поданное им заявление об уточнении исковых требований от 15.12.2008 N Р-4УШ125, поскольку ООО АН "Четыре угла" не изменило их, а только конкретизировало, о каких именно запросах комитета идет речь.
Истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично (части 1, 2 статьи 49 АПК РФ).
Следовательно, уточнение исковых требований является правом лица, участвующего в деле, а не его обязанностью.
Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Материалами дела подтверждается, что первоначально в заявлении от 28.10.2008 N Р-4УШ114 общество просило суд признать незаконным действия КУМИ Псковской области, выразившиеся в направлении запроса в администрацию города Пскова для проведения формирования испрашиваемого земельного участка с целью выставления его на торги при рассмотрении заявления ООО АН "Четыре угла" о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.
В уточнении требований от 15.12.2008 N Р-УШ125 общество обжаловало действия КУМИ Псковской области, выразившиеся в направлении запросов от 19.11.2007 N 1/7-3166, от 10.04.2008 N 1/4-1381.
Уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ правомерно приняты судом, поскольку они не противоречат закону, не нарушают права других лиц.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительными ненормативных актов, действий, решений необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
Обжалуемые действия комитета совершены 19.11.2007 и 10.04.2008, то есть задолго до поступления в его адрес заявления общества от 07.06.2008 N Р-4УШ87.
Не подлежит правовой оценке письмо комитета от 10.07.2008 N 1/4-2673, поскольку оно не являлось предметом рассмотрения.
При таких обстоятельствах действия комитета, выразившиеся в направлении запросов от 19.11.2007 N 1/7-3166, от 10.04.2008 N 1/4-1381, не нарушают права и законные интересы ООО АН "Четыре угла".
Несостоятельны доводы жалобы о том, что заявление ГП "Псковавтотранс" не соответствует требованиям пункта 1 статьи 31 ЗК РФ, пункта 3 статьи 34 ЗК РФ, пункту 3 Порядка принятия решений по распоряжению земельными участками, так как не имеют значения для рассмотрения настоящего дела.
Апелляционный суд относится критически к доводу подателя жалобы о том, что ситуационная схема является сфальсифицированным доказательством.
По мнению общества, суд первой инстанции должен был вызвать свидетелей - должностных лиц ГП "Псковавтотранс", готовивших заявление о предоставлении земельного участка, и провести экспертизу ситуационного плана с целью проверки довода о том, что служащие комитета могли его изготовить, используя экземпляр ООО АН "Четыре угла".
В соответствии с частью 1 статьи 161 АПК РФ арбитражный суд проверяет обоснованность заявления о фальсификации доказательства, если лицо, представившее это доказательство, заявило возражения относительно его исключения из числа доказательств по делу, а также принимает предусмотренные федеральным законом меры для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательства.
Таким образом, заявление о фальсификации доказательств подлежит проверке, в том числе путем исследования иных доказательств, относящихся к обстоятельствам дела.
Заявление общества принято судом и рассмотрено в установленном порядке, о чем свидетельствует протокол судебного заседания от 13.01.2009 по настоящему делу.
Апелляционная коллегия подтверждает вывод суда первой инстанции о необоснованности заявленного ходатайства, поскольку свидетельские показания должностных лиц ГП "Псковавтотранс", готовивших заявление о предоставлении земельного участка, не могут подтвердит факт изготовления ситуационного плана комитетом, общество не обосновало, какая именно экспертиза должна быть проведена.
Также правомерно отказано обществу в удовлетворении ходатайства о проведении выездного судебного заседания, о чем зафиксировано в протоколе судебного заседания от 22.12.2008.
Мнение ООО АН "Четыре угла" о том, что рассмотрению подлежит только первая надлежащая заявка, если по ней не принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта строительства, не может быть принята во внимание, поскольку такого ограничения прав третьих лиц нормы земельного законодательства не предусматривают.
Согласно пункту 1 статьи 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Данная статья не ограничивает круг лиц, заказывающих кадастровые работы.
Ссылку общества на нарушение его права на приобретение земельного участка и использование его в предпринимательской деятельности, апелляционный суд считает несостоятельной, поскольку обжалуемые действия КУМИ Псковской области не лишают ООО АН "Четыре угла" права на получение данного участка в установленном порядке.
Арбитражный суд правомерно отказал обществу в удовлетворении ходатайства о привлечении ответчиками по делу администрации города Пскова и администрации Псковской области, так как предметом требований по настоящему делу являются действия КУМИ Псковской области, выразившиеся в направлении соответствующих запросов, поэтому надлежащим ответчиком является только названный орган.
Самостоятельных требований в отношении других ответчиков обществом не заявлено, поэтому их привлечение будет противоречить нормам АПК РФ.
Таким образом, основания для привлечения к участию в деле в качестве ответчиков администрации города Пскова и администрации Псковской области отсутствовали.
Также апелляционной инстанцией не установлено нарушений судом первой инстанции норм процессуального права.
Частью 5 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Вместе с тем, названная норма не предусматривает обязательного указания в резолютивной части решения на признание оспариваемого акта соответствующим закону или иному нормативному правовому акту в случае принятия судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поэтому отсутствует нарушение указанной выше процессуальной нормы.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении требований.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по госпошлине с комитета в пользу общества взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 20 января 2009 года по делу N А52-4983/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Четыре угла" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4983/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Четыре угла"
Ответчик: Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, Администрация Псковской области
Кредитор: Шустов Григорий Николаевич (представитель ООО АН "Четыре угла")