14 апреля 2009 г. |
г. Вологда Дело N А13-2182/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
при участии от негосударственного образовательного учреждения Череповецкого авиационно-спортивного клуба Российской оборонной спортивно-технической организации директора Серова А.В., Судакова А.В. по доверенности от 24.06.2008 N 01/06/2008, от Комитета по управлению имуществом города Череповца Тихомировой Н.А. по доверенности от 29.12.2008 N 01-27/3803,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу негосударственного образовательного учреждения Череповецкого авиационно-спортивного клуба Российской оборонной спортивно-технической организации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 декабря 2008 года по делу N А13-2182/2008 (судья Мамонова А.Е.),
установил
негосударственное образовательное учреждение Череповецкий авиационно-спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации (далее - учреждение, НОУ Череповецкий АСК РОСТО, авиаспортклуб, Череповецкий АСК) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к мэрии города Череповца (далее - мэрия), Комитету по управлению имуществом города Череповца (далее - комитет, КУИ) о признании незаконными действий по отказу в выдаче проекта границ земельного участка, предоставленного в бессрочное безвозмездное пользование, возложении на комитет обязанности подготовить проект границ данного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области (далее - управление Роснедвижимости).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25.12.2008 по делу N А13-2182/2008 в удовлетворении требований НОУ Череповецкого АСК РОСТО отказано.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что изготовление проекта границ на момент обращения учреждения входило в компетенцию комитета; обязанность по внесению сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости лежит на КУИ. Указывает, что оспаривает действия комитета в части неисполнения им обязанностей, возложенных на него статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Комитет в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Мэрией и управлением Роснедвижимости отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Представители мэрии и управления Роснедвижимости, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителей учреждения и комитета, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании решения от 24.06.1982 N 266 исполнительным комитетом Череповецкого районного (городского) Совета народных депутатов Череповецкому городскому комитету ДОСААФ передано в бессрочное и безвозмездное пользование 125,5 га земли в границах землепользования для открытия авиаспортклуба парашютного профиля.
Выдан государственный акт на право пользования землей от 05.07.1982 серии А-I N 255731.
Приказом Центрального комитета ДОСААФ СССР от 10.12.1982 N 686 в городе Череповце открыт авиационно-спортивный клуб ДОСААФ второго разряда парашютного профиля.
Постановлением мэра города Череповца о регистрации предприятия от 11.02.1994 N 237 зарегистрирован Череповецкий АСК.
В свою очередь, Череповецкий АСК РОСТО является правопреемником Череповецкого АСК ДОСААФ.
В соответствии с государственным актом пользования землей от 05.07.1982 серии А-I N 255731 учреждение обратилось в комитет с заявлением от 28.03.2007 N 03/03 о подготовке границ земельного участка, его межевания и постановки на государственный кадастровый учет.
В ответе от 24.04.2007 N 01-27/1195 КУИ отказал в удовлетворении заявления в связи с тем, что пунктом 2 постановления мэрии от 17.06.1997 N 1574 признаны утратившими силу все ранее выданные документы на земельные участки в кадастровом квартале 35:21:5:4:4, в том числе и названный государственный акт.
В ответе от 28.05.2007 N 01-27/08-08/1473 на письмо от 07.05.2007 N 04/05 комитет со ссылкой на пункт 2 постановления мэра повторно сообщил, что оснований для подготовки проекта границ формируемого земельного участка не имеется.
НОУ Череповецкий АСК РОСТО в письме от 29.11.2007 указало, что считает отказ в подготовке проекта границ земельного участка необоснованным; просило детально разобраться в данном вопросе.
Правовое управление мэрии города Череповца в ответе от 24.01.2008 N 1921/1823 сообщило о том, что государственный акт не зарегистрирован в Книге записей актов на право пользования землей, следовательно, является недействительным. Кроме того, указало, что авиаспортклуб утратил право пользования земельным участком, поскольку не произвел перерегистрацию прав на него.
На запрос учреждения от 20.02.2008 N 02/08 территориальный отдел управления Роснедвижимости в ответе от 14.03.2008 N 0114/316 сообщил, что данными о регистрации государственного акта на право пользования землей не располагает ввиду отсутствия в государственном фонде данных Книги записей государственных актов на право пользования землей за 1982 год. При этом в государственном фонде данных имеется План красных линий в Зашекснинском районе, на котором отображен земельный участок, идентичный тому, план которого изображен в государственном акте на право пользования землей серии А-1 N 255731. Поэтому из него можно сделать вывод, что данный участок находится в кадастровых кварталах 35:21:05 04 004 (старый номер 35:21:050004), 35:21:05 04 001 (старый номер 35:21:050403), 35:21:05 01 001 (старый номер 35:21:050102), 35:21:05 01 005 (старый номер 35:21:050109), 35:21:05 01 006 (старый номер 35:21:050115). Кроме того, имеются заполненные Череповецким АСК РОСТО (ДОСААФ) декларации о фактах использования земельных участков на территории города Череповца. Всего заполнены декларации по 5 земельным участкам в кадастровых кварталах старый номер 35:21:050404, старый номер 35:21:050403. По другим кадастровым кварталам, в которых расположен земельный участок Череповецкого АСК РОСТО, инвентаризация земель не проводилась.
Череповецким АСК в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству представлены декларации от 25.12.1995 о факте использования земельных участков на территории кадастровых кварталов 35:21:5:4:3:13, 35:21:5:4:3:14, 35:21:5:4:3:10, 35:21:5:4:4:49, 35:21:5:4:4:83 с целью эксплуатации жилых домов, в которых он просил оформить (переоформить) право на земельный участок и выдать документы, устанавливающие (удостоверяющие) это право. Всего заполнены декларации по 5 земельным участкам в кадастровых кварталах старый номер 35:21:050404, старый номер 35:21:050403.
Постановлением мэрии города Череповца от 04.06.1997 N 1462 утверждены, в том числе, материалы инвентаризации в кадастровом квартале 35:21:5:4:3 площадью 21,10 га в следующих границах: ось улицы Раахе - ось улицы Матуринской - правый берег ручья Негодяйка; признаны утратившими силу ранее выданные правоустанавливающие документы на земельные участки в названном кадастровом квартале; земельные участки с кадастровыми номерами 35:21:5:4:3:2 (площадью 4,9014 га), 35:21:5:4:3:7 (площадью 0,6410 га), 35:21:5:4:3:16 (площадью 0,3804 га) включены в земли резерва; земельный участок 35:21:5:4:3:1 площадью 1,4483 га признан землей общего пользования. Кроме того, Комитету по земельным ресурсам и землеустройству города поручено перерегистрировать права на землю в связи с уточнением границ, площадей, фактическим состоянием, полнотой, эффективностью и целевым использованием земель по утвержденным материалам инвентаризации в кадастровом квартале 35:21:5:4:3 согласно перечню землепользователей и арендаторов земельных участков.
Пунктом 7 названного перечня изменена площадь участка с кадастровым номером 35:21:5:4:3:10 (отвод + 1846), пунктом 10 - с кадастровым номером 35:21:5:4:3:13 (отвод + 0,3869), пунктом 11 - с кадастровым номером 35:21:5:4:3:14 (отвод + 0,7336).
Землепользователям и арендаторам, в свою очередь, предложено оформить (переоформить) документы на право пользования земельными участками и их аренды.
Постановлением мэрии от 17.06.1997 N 1574 утверждены материалы инвентаризации земель в кадастровом квартале 35:21:5:4:4 площадью 33,95 га в следующих границах: правый берег ручья Негодяйка - ось улицы Матуринской - кадастровый квартал 35:21:5:4:1 - кадастровый квартал 35:21:5:4:3 - кадастровый квартал 35:21:5:4:2 - ось проектируемой улицы Рыбинская - ось проектируемой улицы Раахе. Признаны утратившими силу ранее выданные правоустанавливающие документы на земельные участки в названном кадастровом квартале. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству также поручено перерегистрировать права на землю в связи с уточнением границ, площадей, фактическим состоянием, полнотой, эффективностью и целевым использованием земель по утвержденным материалам инвентаризации в кадастровом квартале 35:21:5:4:4 согласно перечню землепользователей и арендаторов земельных участков.
Пунктом 49 названного перечня изменена площадь участка с кадастровым номером 35:21:5:4:4:49 (отвод +4,5553), пунктом 83 - с кадастровым номером 35:21:5:4:4:81 (отвод +1,8015).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие названного Кодекса.
Статьей 2 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, в том числе, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
На основании пункта 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2001 N 61 "Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства" указано, что порядок перераспределения земельных участков в связи с непереоформлением на них документов не установлен.
Из материалов дела следует, что государственный акт от 05.07.1982 серии А-I N 255731, которым удостоверялось право пользования землей, не содержит сведений о его регистрации. Управление Роснедвижимости и мэрия также не располагают такой информацией ввиду отсутствия в государственном фонде данных Книги записей государственных актов на право пользования землей за 1982 год.
На момент выдачи государственного акта действовал ЗК РСФСР 1970 года, в соответствии со статьей 12 которого предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода; отвод производится на основании решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся с указанием цели, для которой они отводятся, и основных условий пользования землей.
На основании статьи 17 ЗК РСФСР 1970 года запрещено приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей.
Следовательно, к основаниям возникновения прав на земельный участок, находящийся в государственной собственности, относился акт компетентного органа; непереоформление прав пользования участком не является основанием для его изъятия и перераспределения.
Таким образом, авиаспортклуб утратил право пользования земельным участком только после издания постановления мэрии города Череповца от 17.06.1997 N 1574.
Кроме того, ранее были произведены отводы части спорного земельного участка под строительство объектов жилья и соцкультбыта.
Так решением исполнительного комитета Череповецкого городского совета народных депутатов от 02.02.1988 N 55 за производственным объединением "Аммофос" закреплен земельный участок площадью 55,2 га, из них на землях авиаспортклуба Вологодского областного комитета ДОСААФ - 22,4 га для проектирования и строительства объектов жилья и соцкультбыта в микрорайоне 105 Зашекснинского района.
Исполнительный комитет Череповецкого городского Совета народных депутатов Вологодской области решением от 29.11.1988 N 459 закрепил за отделом капитального строительства горисполкома земельный участок площадью 40 га; на землях авиаспортклуба - 4,4 га для проектирования и строительства молодежного жилого комплекса в микрорайоне 106 этого района города.
Решением от 30.09.1988 N 343 на землях авиаспортклуба Вологодского областного комитета ДОСААФ закреплен земельный участок площадью 20,5 га для проектирования и строительства объектов жилья и соцкультбыта в микрорайоне 112 названного района города.
Решением комиссии по земельным отношениям Череповецкого городского совета народных депутатов двадцать первого созыва от 14.03.1991 N 4 предоставлен Управлению капитального строительства горисполкома земельный участок площадью 40 га, в том числе для строительства объектов жилья и соцкультбыта и молодежного жилищного комплекса в микрорайоне 5.9 Зашекснинского района с изъятием земельного участка площадью 4,4 га, отведенного Череповецкому авиаспортклубу.
Постановлениями Президиума Череповецкого городского Совета народных депутатов Вологодской области двадцать первого созыва от 26.09.1991 N 182 производственному объединению "Аммофос" отведен земельный участков площадью 55,2 га, из них на землях авиаспортклуба - 22,4 га для строительства объектов жилья и соцкультбыта в микрорайоне 105 (микрорайоны 5,10) Зашекснинского района города; территориально-строительному объединению "Череповецметаллургхимстрой" - земельный участок площадью 59,9 га, из них на землях авиаспортклуба - 20,5 га; Управлению капитального строительства исполкома горсовета - земельный участок площадью 40 га, из них на землях авиаспортклуба - 4,4 га для строительства объектов жилья и соцкультбыта в микрорайоне 106 (микрорайоны 5,9) Зашекснинского района города.
Таким образом, постановлениями мэрии города Череповца от 04.06.1997 N 1462, от 17.06.1997 N 1574 установлено фактическое землепользование Череповецкого авиаспортклуба на участки 35:21:5:4:3:10, 35:21:5:4:3:13, 35:21:5:4:3:14, 35:21:5:4:4:81.
Материалы инвентаризации земель города Череповца также утверждены постановление мэра города Череповца от 31.01.2001 N 350.
Таким образом, из представленных в материалы дела документов невозможно определить границы и размеры находящегося (оставшегося) в пользовании авиаспортклуба земельного участка. Работы по его формированию и установлению границ учреждением не проводились, поэтому отсутствует возможность установить площадь и границы земельного участка, подлежащего передаче Череповецкому АСК РОСТО.
В апелляционной жалобе НОУ Череповецкий АСК РОСТО указывает, что изготовление проекта границ на момент обращения учреждения входило в компетенцию комитета.
Данный довод отклоняется судом по следующим основаниям.
В статье 29 ЗК РФ указано, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения учреждения с заявлениями в комитет и мэрию) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения учреждения в комитет и мэрию) в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Следовательно, обязанность по предоставлению в собственность или аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, возложена на орган местного самоуправления. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка обязанность по установлению индивидуализирующих признаков земельного участка лежит на органе местного самоуправления, однако изготовление кадастровой карты (плана) и установление границ земельного участка осуществляются за счет покупателя.
Положение о Комитете по управлению имуществом города Череповца утверждено постановлением Череповецкой городской думы от 27.12.2005 N 172 (далее - Положение о комитете).
В подпунктах 3.7.3 и 3.7.5 пункта 3.7 Положения о комитете предусмотрено, что к полномочиям КУИ в области землепользования относится, в том числе, утверждение проектов границ земельных участков для строительства и эксплуатации объектов и организация работ по межеванию территорий города.
Пунктом 3.8.2 пункта 3.8 Положения о комитете (в действующей редакции) предусмотрено, что КУИ изготавливает и утверждает проекты границ земельных участков для оформления прав на земельные участки.
Таким образом, на момент обращения учреждения Положение о комитете предусматривало его обязанность утвердить проект границ земельного участка, однако в его функции не входило изготовление данного проекта.
Довод жалобы о том, что обязанность по внесению сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости лежит на КУИ, отклоняется судом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшего в спорный период) с моментом внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель связан момент возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (в редакции, действовавшей до 17.05.2008) кадастровый номер определяется как уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права.
На основании Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, на период обращения в комитет и мэрию, а также в суд отсутствовал земельный участок площадью 125,5 га, сформированный в установленном порядке.
В ходе инвентаризации земельный участок в заявленных границах не выявлен, в инвентаризационную опись не включен.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным.
Порядок внесения сведений в формы ГРЗ КР о ранее существующих, учтенных земельных участках до введения в действие Закона N 28-ФЗ, определенный приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 29.07.2002 N П/301, а также Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденные 10.04.2001 N ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, устанавливают, что внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется на основании и в соответствии с инвентаризационной описью.
Таким образом, государственный акт 1982 года может являться основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с инвентаризационной описью либо по результатам межевания.
Как указало управление Роснедвижимости, расположение земельного участка, принадлежащего Череповецкому АСК РОСТО (ДОСААФ), в определенном кадастровом квартале можно определить только при проведении межевания.
До проведения межевания территории и установления границ земельного участка на местности не мог быть решен вопрос о выдаче проекта границ земельного участка для приобретения земельного участка в собственность согласно процедуре, установленной статьей 36 ЗК РФ.
Следовательно, в рассматриваемом случае КУИ не мог внести сведения о земельном участке в государственный кадастр недвижимости; права и законные интересы в связи с отказом в изготовлении и выдаче проекта границ земельного участка в пределах границ, установленных государственном актом на землю от 05.07.1982 серия А-I N 255731, не нарушены.
Кроме того, заявления учреждения от 27.03.2007, 07.05.2007, 29.11.2007 не соответствуют требованиям, установленным в примечании к статье 3 Закона N 137-ФЗ.
Также суд первой инстанции правомерно не принял увеличение требований учреждения в части признания действий КУИ по отказу в подготовке и выдаче проекта границ (схемы расположения) земельного участка для выкупа и предоставлении земельного участка в собственность и возложении обязанности подготовить проект границ для выкупа и предоставить спорный земельный участок в собственность как противоречащее статье 49 АПК РФ.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно отказал учреждению в удовлетворении требований.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по госпошлине с мэрии и комитета в пользу учреждения взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 декабря 2008 года по делу N А13-2182/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу негосударственного образовательного учреждения Череповецкого авиационно-спортивного клуба Российской оборонной спортивно-технической организации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2182/2008
Истец: НОУ Череповецкий авиационно-спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации
Ответчик: Мэрия г. Череповца, Комитет по управлению имуществом г. Череповца
Третье лицо: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-304/2009