"Гамлетовский" вопрос по акцизам
Плательщики акцизов
Свидетельство есть - деловой цели нет
Купил один раз - заплатил акциз дважды?
Нефтепродукты - товар подакцизный, и на совершение с ними операций нужно получать свидетельство. Что делать, если организация его получила, но операций с нефтепродуктами не ведет, а только покупает их для собственных нужд? Платить акциз или не платить, у налоговых органов сомнений нет - надо платить. Так ли это на самом деле?
Примером может служить письмо департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25 августа 2004 г. N 03-04-06/12.
Организация в январе 2003 г. получила свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. В течение первого полугодия этот налогоплательщик покупал топливо для собственного транспорта. Организация решила, что если нет дальнейшей реализации нефтепродуктов, а акциз уплачен в цене товара, то и положения ст. 179 НК РФ на эти нефтепродукты не распространяются. Сотрудниками инспекции МНС России была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой организация была привлечена к налоговой ответственности за неуплату акцизов. На решение была подана жалоба в арбитражный суд.
Плательщики акцизов
В соответствии со ст. 179 НК РФ плательщиками акциза являются организации, совершающие операции, которые подлежат налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ. Получение нефтепродуктов организацией, которая имеет свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельство), признается объектом обложения акцизом (подп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ). Как указал налоговый орган в акте и в решении, организация в 2003 г. имела свидетельство на оптовую и оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, что и послужило основанием для доначисления налога и привлечения налогоплательщика к ответственности.
Истец ведет деятельность, которая связана с оказанием автотранспортных услуг как организациям, так и населению. В производственных целях приобретаются ГСМ: бензин, дизельное топливо, масла. Весь объем закупаемых ГСМ используется организацией только для собственного потребления.
Организации, которые имеют свидетельство на реализацию нефтепродуктов, но не ведут эту деятельность, не должны исчислять и уплачивать акциз с получаемых нефтепродуктов, поскольку это получение никак не связано с деятельностью, на которую выдано свидетельство.
В качестве доказательства сошлемся на ст. 179.1 НК РФ, в соответствии с которой свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдается организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся следующими видами деятельности:
производством нефтепродуктов (свидетельство на производство);
оптовой реализацией нефтепродуктов (свидетельство на оптовую реализацию);
оптово-розничной реализацией нефтепродуктов (свидетельство на оптово-розничную реализацию);
розничной реализацией нефтепродуктов (свидетельство на розничную реализацию).
Таким образом, налоговый орган выдает свидетельства на конкретные виды деятельности и только тем лицам, которые их ведут. Все перечисленные виды деятельности связаны с продажей нефтепродуктов. Однако организация эти виды деятельности не осуществляла.
Следовательно, получение нефтепродуктов организацией, имеющей свидетельство, будет признаваться объектом обложения акцизом, а сама организация плательщиком акциза, только когда данное получение будет связано с деятельностью по реализации указанных нефтепродуктов. До этого момента она не может считаться плательщиком акциза, и объекта налогообложения не возникнет.
Свидетельство есть - деловой цели нет
Получение плательщиком свидетельства на реализацию нефтепродуктов дает ему право на вычет исчисленных и уплаченных при приобретении нефтепродуктов сумм акциза (п. 8 ст. 200 НК РФ). Кроме того, конечная цель введения свидетельств - повышение собираемости акцизов и формирование прозрачной системы торговли нефтепродуктами.
Для чего конечному потребителю нефтепродуктов брать свидетельство? Для того чтобы просто так на основании подп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ платить акциз в бюджет? Это, безусловно, противоречит деловой цели любой организации, а именно получению прибыли.
В настоящий момент суды все чаще применяют доктрину "деловой цели", которая предполагает, что каждая сделка заключается с определенной целью. Если она не достигнута, значит, сделка недействительна. В нашем случае наличие свидетельства не делает организацию плательщиком акцизов, так как нет реализации, а следовательно, и деловой цели нет.
К тому же следует обратить внимание на то, что Конституционный Суд Российской Федерации не раз высказывался о необходимости принимать "во внимание все соответствующие обстоятельства", а не слепо следовать норме (Определение КС РФ от 4 декабря 2003 г. N 441-О).
Таки образом, мы видим, что КС РФ не позволяет налоговым органам произвольно применять буквальное толкование закона в отрыве от основополагающих принципов налогового права.
Купил один раз - заплатил акциз дважды?
Предлагаемое налоговым органом толкование положений главы 22 НК РФ противоречит основам законодательства о налогах и сборах (налоги должны быть экономически обоснованными и не могут носить дискриминационный характер), установленным Конституцией Российской Федерации (ст. 57, ч. 1, 2 ст. 19 и ст. 55) и Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 3).
Если провести анализ порядка уплаты акциза, который отстаивала налоговая инспекция, то результат покажет, что этот порядок порождает двойное налогообложение одного и того же объекта, а также дискриминацию в зависимости от наличия или отсутствия свидетельства у участников операций по совершению сделок с нефтепродуктами.
В цепочке, показанной на рис. 1, производитель, оптовики и розничный продавец имеют свидетельства, и акциз уплачивается один раз - при реализации нефтепродуктов розничным продавцом (в предыдущих сделках он принимался к вычету, если были соблюдены все условия).
Если одно из звеньев цепи (рис. 2) не имеет свидетельства, то при реализации ему нефтепродуктов продавец не может принять акциз к вычету и вынужден увеличивать на соответствующую сумму цену нефтепродуктов. Получается, что лицо, не имеющее свидетельства, при покупке нефтепродуктов уплачивает в составе их стоимости акциз, но права на его вычет не имеет, поэтому вынуждено включать эту сумму в цену нефтепродуктов.
Рассмотрим разные варианты движения нефтепродуктов стоимостью 100 000 руб. объемом, влекущим начисление акциза в сумме 20 000 руб.
Вариант 1
Производитель начислил акциз в сумме 20 000 руб., не имея права на вычет, затем реализует нефтепродукты за 120 000 руб. Оптовик, приобретая нефтепродукты, акциз не начисляет и реализует их по той же цене - 120 000 руб. (рис. 3).
Вариант 2
Если у одного из звеньев цепи (рис. 4) имеется свидетельство (например, у оптовика 2), ему придется в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ начислить акциз . Теперь, если у его покупателя не окажется свидетельства, оптовик 2 не сможет принять указанный акциз к вычету, уплатит его в бюджет и будет вынужден включить эту сумму в цену нефтепродуктов (цена реализации увеличивается до 140 000 руб.).
Очевидно, что в этом случае оптовик 2 и все его покупатели попадают в невыгодное положение.
Вариант 3
Даже если у всех покупателей оптовика 2 будут свидетельства, они все равно оказываются в невыгодном положении. Ведь нефтепродукты реализуются за 120 000 руб. без акциза, что обусловливает необходимость начислять акциз в дальнейшем (по крайней мере при розничной реализации, поскольку у потребителя не может быть свидетельства, а если бы оно и было, то этот акциз ему пришлось бы заплатить в бюджет). Покупатель все равно получает нефтепродукты за 140 000 руб.
В последнем варианте (рис. 5) розничный продавец уплачивает акциз дважды - поставщику и в бюджет, и потребитель дважды - оба раза в цене товара.
Согласно теории налогового права выделяются прямые и косвенные налоги. Акциз относится к последним. В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет однократно производителем подакцизного товара и перекладываются на потребителя. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Таким образом, существующий порядок исчисления акцизов является неконституционным в той мере, в которой он предполагает обязанность покупателя исчислить акциз . Причем независимо от того, уплачен ли уже по соответствующим нефтепродуктам акциз и увеличена ли на эту сумму цена товара.
Правоту данной позиции подтвердил Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа, признав недействительным решение ИМНС России о привлечении организации к ответственности.
Автор выражает признательность налоговому эксперту АКГ "Советник" И.В. Васильевой за содействие в подготовке статьи.
|
начисление вычет начисление вычет начисление вычет начисление |
------------ ------------- -------------- \---------------
/-------------\ /-------------\ /-------------\ /------------------\ /--------------\
|Производитель| | Оптовик | | Оптовик 2 | |Розничный продавец| | Потребитель |
|свидетельство| |свидетельство| |свидетельство| | свидетельство | | |
\-------------/ \-------------/ \-------------/ \------------------/ \--------------/
Рис. 1
20 000
уплата
|
20 000 | НП НП
начисление --------- ----------
/--------------\ /-------------------\
|Производитель | | Оптовик |
|свидетельство | | нет свидетельства |
\--------------/ \-------------------/
---------- ----------
120 000 120 000
Рис. 2
20 000
уплата
|
20 000 | НП НП НП НП
начисление | ------------- ------------- -------------- ---------------
/---------------\ /-------------------\ /--------------------\ /--------------------\ /-------------\
| Производитель | | Оптовик | | Оптовик 2 | | Розничный продавец | | Потребитель |
| свидетельство | | нет свидетельства | | нет свидетельства | | нет свидетельства | | |
\---------------/ \-------------------/ \--------------------/ \--------------------/ \-------------/
------------- ------------ ------------- ---------------
120 000 120 000 120 000 120 000
Рис. 3
20 000 20 000 20 000
уплата начисление | уплата
| |
20 000 | НП НП | НП НП
начисление | ------------- ------------- | -------------- ---------------
/---------------\ /-------------------\ /--------------------\ /--------------------\ /-------------\
| Производитель | | Оптовик | | Оптовик 2 | | Розничный продавец | | Потребитель |
| свидетельство | | нет свидетельства | | нет свидетельства | | нет свидетельства | | |
\---------------/ \-------------------/ \--------------------/ \--------------------/ \-------------/
------------- ------------ ------------- ---------------
120 000 120 000 140 000 140 000
Рис.4
20 000 20 000 20 000 20 000 | 20 000
уплата начисление вычет начисление | уплата
| |
20 000 | НП НП НП | НП
начисление | ------------- ------------- -------------- | ---------------
/---------------\ /-------------------\ /--------------------\ /--------------------\ /-------------\
| Производитель | | Оптовик | | Оптовик 2 | | Розничный продавец | | Потребитель |
| свидетельство | | нет свидетельства | | свидетельство | | свидетельство | | |
\---------------/ \-------------------/ \--------------------/ \--------------------/ \-------------/
------------- ------------ ------------- ---------------
120 000 120 000 120 000 140 000
Рис. 5
Р.А. Червонцев,
юрист АКГ "Советник", г. Омск
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru