27 апреля 2009 г. |
г. Вологда Дело N А66-9691/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе предсе-дательствующего Потеевой А.В., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарём судебного заседания Смыковой Ю.А.,
при участии от общества Назарова П.О. по доверенности от 11.01.2009; от МРИ ФНС России N 10 по Тверской области Черновой О.А. по доверенности от 22.09.2008 N 04-35, Горбачёвой О.В. по доверенности от 20.03.2009 N 04-55,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 17 февраля 2009 года по делу N А66-9691/2008 (судья Бажан О.М.),
установил
Городское муниципальное унитарное энергетическое предприятие тепловых сетей "Тверьгортеплоэнерго" (далее - МУП "Тверьгортеплоэнерго", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с требованием, уточнённым по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными извещений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 29.09.2008 N 8077 и от 17.12.2008 N 8077-б о принятых решениях о зачёте.
В качестве устранения последствий допущенного нарушения прав и законных интересов просило суд обязать ответчика возвратить предприятию из бюджета налог на добавленную стоимость в сумме 23 867 841 руб.
Решением арбитражного суда от 17 февраля 2009 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Налоговый орган, не согласившись с судебным актом, обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что предельные сроки взыскания задолженности по налогу на доходы физических лиц, установленные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не истекли, так как инспекция не имела возможности применить бесспорный порядок взыскания ввиду отсутствия у предприятия расчётных счетов в банках.
МУП "Тверьгортеплоэнерго" в отзыве отклонило доводы жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Заслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и письменные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 06 декабря 2004 года по делу N А66-1603/2004 МУП "Тверьгортеплоэнерго" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство (т. 1, л. 25-34).
Инспекцией по результатам камеральной проверки декларации предприятия по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 квартал 2008 года вынесено решение от 26.08.2008 N 21-15/1238/с/15043 о частичном возмещении налога в сумме 23 867 841 руб. (т. 1, л. 8-10).
Заявление налогоплательщика от 26.08.2008 N 333 о возврате указанной суммы на его расчётный счёт инспекция оставила без удовлетворения, мотивировав решение от 26.08.2007 N 2427 тем, что соответствующее заявление от имени предприятия было подписано неуполномоченным лицом - помощником конкурсного управляющего, не наделённого такими полномочиями (т. 1, л. 11, 12, 59).
Впоследствии налоговый орган самостоятельно произвёл зачёт суммы НДС, подлежащей возмещению, в счёт погашения задолженности по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), о чём сообщил предприятию извещениями от 29.09.2008 N 8077 и от 17.12.2008 N 8077-б (т. 1, л. 14, 95-97).
Задолженность по НДФЛ выявлена инспекцией по результатам выездной проверки предприятия за период 2002-2003 годов, зафиксирована в решении от 18.04.2005 N 14-19/83 и является задолженностью предприятия как налогового агента, не исполнившего обязанность по перечислению в бюджет удержанного со своих работников налога (т. 1, л. 76-84).
В соответствии с положениями статьи 176 НК РФ налогоплательщик имеет право на возврат сумм НДС, заявленных к возмещению по декларации, после камеральной проверки налоговым органом обоснованности заявленных сумм, при наличии заявления налогоплательщика, а также при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию.
При наличии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачёт суммы налога, подлежащей возмещению, в счёт погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам (пункт 4).
Применение указанных положений в случае банкротства налогоплательщика разъяснено постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве". В пункте 17 названного постановления указано, что после вынесения определения о введении наблюдения налоговый орган вправе засчитывать подлежащую возмещению сумму налога только в счёт погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 24.10.2005 N 133-ФЗ) (далее - Закон о банкротстве), пунктам 3 и 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
В то же время требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве (пункт 10 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25).
Таким образом, МУП "Тверьгортеплоэнерго" имеет право на возврат НДС, заявленного к возмещению по декларации за 1 квартал 2008 года, при отсутствии у предприятия задолженности по текущим обязательным платежам и наличии поданного в налоговый орган заявления о возврате этого налога.
Зафиксированная в решении инспекции от 18.04.2005 N 14-19/83 задолженность предприятия по НДФЛ как налогового агента, не исполнившего обязанность по перечислению в бюджет удержанного со своих работников налога, по своему характеру не является текущим обязательным платежом.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, налоговым органом утрачена возможность взыскания указанной задолженности.
Порядок взыскания налога (сбора), а также пеней и штрафов с организации регламентирован статьями 46 и 47 НК РФ.
В соответствии со статьёй 46 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ) принудительное взыскание налога производится по решению налогового органа путём направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации, инкассового поручения. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В этот же срок налоговый орган имел право согласно статье 47 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ) принять решение о взыскании задолженности за счёт имущества.
По истечению срока на бесспорное взыскание налоговый орган был вправе обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации причитающейся к уплате суммы налога. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ) исчислялся с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
В данном случае по результатам выездной проверки инспекция направила предприятию требование N 36231 об уплате налогов и пеней по состоянию на 25.04.2005 со сроком исполнения до 05.05.2005, в том числе неперечисленного НДФЛ в размере 13 136 733 руб. и 11 280 219 руб. 04 коп. пеней. В связи с невыполнением МУП "Тверьгортеплоэнерго" требования в добровольном порядке налоговым органом принято решение от 17.05.2005 N 19621 о взыскании задолженности за счёт денежных средств предприятия(т. 2, л. 29-37).
Однако инкассовые поручения в банк не направлялись, с заявлением в суд о взыскании задолженности налоговый орган не обращался.
В силу части 6 статьи 13 АПК РФ, универсальности воли законодателя, системного толкования и сравнительного анализа подпункта 8 пункта 1 статьи 23, подпунктов 1, 2 пункта 3 статьи 44, пункта 8 статьи 78, абзаца первого статьи 87, статьи 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента её образования (постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07).
Проведённые инспекцией зачёты, по существу, являются способом взыскания с МУП "Тверьгортеплоэнерго" задолженности по НДФЛ, при котором соблюдение требований статей 46 и 47 НК РФ, а также предельных сроков взыскания налоговой задолженности является обязательным.
Отсутствие у предприятия расчётных счётов, на что указывает инспекция, не продлевает сроки, в течение которых налоговый орган имеет право взыскать задолженность. Кроме того, доводы инспекции в этой части не соответствуют действительности, так как согласно справке налогового органа от 10.02.2009 (т.2, л. 27-28) МУП "Тверьгортеплоэнерго" имело счета, с которых уплачивались налоги:
в АКБ "ИНКАРОБАНК" (ЗАО) г. Москва, открытый 24.11.2006 по настоящее время (т.2, л. 1-24);
в ОАО "ТКБ", открытый с 11.04.2005 по 03.07.2006 (т.1, л. 133-146);
в ОАО "ОРБ", открытый с 15.05.2006 по 05.12.2006 (т.1, л. 147-150).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительными извещения инспекции от 29.09.2008 N 8077 и от 17.12.2008 N 8077-б о принятых решениях о зачёте.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, признав оспариваемый акт недействительным, в резолютивной части решения должен указать на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции возложил на налоговый орган обязанность произвести возврат предприятию НДС в размере 23 867 841 руб. Избранный судом способ устранения последствий допущенного нарушения прав и законных интересов МУП "Тверьгортеплоэнерго" апелляционная коллегия считает надлежащим.
Из приведённых выше положений статьи 176 НК РФ следует, что НДС подлежит возврату налогоплательщику при наличии его письменного заявления, в котором указан расчётный счёт.
В материалах дела имеется заявление МУП "Тверьгортеплоэнерго" от 26.08.2008 N 333 на возврат НДС в размере 23 867 841 руб., подписанное от имени предприятия помощником конкурсного управляющего Назаровым О.П.
В соответствии со статьями 26, 27 и 28 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Уполномоченным представителем налогоплательщика является физическое или юридическое лицо, наделённое налогоплательщиком правом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Выданная Назарову О.П. доверенность от 28.05.2008 подписана конкурсным управляющим МУП "Тверьгортеплоэнерго" Трушниковым М.А. (т. 1, л. 59). Указанная доверенность не отозвана и не признана судом недействительной. Более того, вторая доверенность, содержащая аналогичные полномочия, выдана Назарову О.П. 11.01.2009 (т. 1, л. 68).
Правоспособность конкурсного управляющего установлена определениями Арбитражного суда Тверской области от 19 мая 2008 года и от 24 декабря 2008 года по делу N А66-1603/2004.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и процессуального права, вынес законное и обоснованное решение, поэтому основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 17 февраля 2009 года по делу N А66-9691/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Потеева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-9691/2008
Истец: Городское муниципальное унитарное энергетическое предприятие тепловых сетей "Тверьгортеплоэнерго"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Тверской области