Проблемы использования средств индивидуализации в сети Интернет
В настоящее время наиболее распространенным способом привлечения пользователей глобальной сети к посещению того или иного сайта является использование средств индивидуализации в доменных именах.
Доменное имя (от англ. Domain - область, территория) представляет собой зарегистрированное в установленном порядке уникальное словесно-цифровое обозначение, служащее для индивидуализации информационных ресурсов в международной сети Интернет и заменяющее технический адрес компьютера, подключенного к сети. Как правило, доменное имя отражает либо индивидуальные особенности владельца сайта, либо содержание сайта, а если это сайт Интернет-магазина - совокупность товаров и сферу предлагаемых услуг. Таким образом, доменное имя выступает своего рода аналогом средства индивидуализации. Приобретая широкую известность, как и любое средство индивидуализации, доменное имя расширяет аудиторию посетителей сайта - потенциальных покупателей.
В российском законодательстве правовой статус доменного имени не определен.
При возникновении первых споров по доменам сложилось мнение о том, что доменное имя - это товарный знак, используемый в специфической сфере - Интернете. Так, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 января 2001 г. N 1192/00 по спору о доменном имени kodak.ru фактически выносится правовая оценка соотношения терминов "товарный знак" и "доменное имя". В документе отмечается, что доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного знака. Однако такую позицию нельзя признать правильной.
Во-первых, согласно ст. 1 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарный знак/знак обслуживания- это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических или физических лиц *(1). Что касается доменных имен, то они действительно могут представлять собой обозначения, способные отличать товары одних юридических или физических лиц от товаров других юридических или физических лиц, но в то же время доменное имя может идентифицировать его владельца (при использовании в домене имени физического лица).
Во-вторых, доменное имя может состоять лишь из ограниченного числа словесных и изобразительных средств, тогда как в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Доменным именам не свойственно цветовое различие, а товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
В-третьих, если для товаров и услуг разных классов Международной классификации товаров и услуг допускается регистрация одного и того же слова в виде товарного знака/знака обслуживания, но на имя разных владельцев (т.е. возможно существование нескольких десятков тождественных обозначений, являющихся товарными знаками), то доменное имя - уникально и именно на этом его свойстве построена вся система адресации в Интернете. Кроме того "сторонники признания доменных имен товарными знаками допускают весьма существенную ошибку, смешивая понятия "товарный знак" и "словесное обозначение". Одного факта, что доменное имя является словом, недостаточно для признания тождественности указанных терминов" *(2).
В-четвертых, в доменные имена для привлечения внимания пользователей включаются не только товарные знаки, но и фирменные наименования, фамилии, названия географических объектов и др. Таким образом, доменное имя нельзя отождествлять с товарным знаком.
По нашему мнению, доменное имя - самостоятельное средство индивидуализации, отличительной особенностью которого является то, что, с одной стороны, доменное имя выступает как способ адресации в сети Интернет, индивидуализирует массив информации, а с другой - может одновременно являться средством индивидуализации товаров и услуг, предоставляемых лицами, осуществляющими коммерческую деятельность в Интернет.
Примечательно, что Гражданский кодекс РФ оставляет открытым перечень средств индивидуализации. Такая законодательная формулировка и сама цель существования доменного имени в виде индивидуализации информационных ресурсов в международной компьютерной сети Интернет позволяют рассматривать его как средство индивидуализации.
В настоящее время в РФ отсутствуют какие-либо специальные нормативные правовые акты, регулирующие статус доменных имен, их регистрацию, порядок разрешения споров и т.д.
Регистрация доменных имен осуществляется на основе Регламента и тарифов на услуги по регистрации доменов второго уровня в зоне RU, сформулированного главной организацией, ранее осуществлявшей регистрацию доменных имен в РФ - Российским научно-исследовательским институтом развития общественных сетей (РосНИИРОС) и недавно делегировавшей свои полномочия по регистрации автономной некоммерческой организации "Региональный сетевой информационный центр" (РСИЦ). При этом регистрация доменного имени представляет собой лишь техническую процедуру, не урегулированную действующим законодательством. Данная процедура носит заявительный характер и не предусматривает обязанности регистратора проверять заявленные к регистрации доменные имена на совпадение их со средствами индивидуализации. Любое заинтересованное лицо может самостоятельно выбрать имя домена и зарегистрировать его (за исключением случая, когда такое имя уже зарегистрировано). Таким образом, у заявителя есть возможность включить в доменное имя товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование. Данное обстоятельство сделало возможным новый вид мошенничества в сфере электронной торговли - киберсквоттинг, представляющий собой регистрацию доменных имен, совпадающих либо достаточно сходных со средствами индивидуализации юридических и физических лиц, и их последующую продажу владельцам известных средств индивидуализации.
В России споры по доменным именам рассматриваются судами общей юрисдикции или арбитражными судами. Судебная практика в настоящее время представлена достаточным количеством дел, вызванных столкновением прав и законных интересов физических и юридических лиц - обладателей прав на товарные знаки, фирменные наименования и владельцев доменных имен (дела по доменам www.mosfilm.ru, www.kodak.ru, www.ntv.ru и др.). Анализ судебной практики показывает, что проблема отчасти порождена отсутствием правового регулирования отношений по регистрации, делегированию и использованию доменных имен.
При первых же возникших спорах встал вопрос о процессуальном положении РосНИИРОС при рассмотрении данной категории дел. В известных судебных разбирательствах по доменным именам ntv.ru и coca-cola.ru истцы - владельцы товарных знаков пытались привлечь РосНИИРОС в качестве ответчика *(3). Однако, по нашему мнению, в данных спорах сторонами должны быть обладатели прав на товарный знак (знак обслуживания) или фирменное наименование - истцы и владельцы доменов - ответчики, а РосНИИРОС должен выступать в роли третьего лица без самостоятельных требований, которое может оказывать содействие в исполнении вступивших в законную силу решений по доменным именам. РосНИИРОС может выступать ответчиком лишь по делам о нарушении установленного порядка регистрации в домене RU. Именно такое процессуальное положение при рассмотрении дел по доменным спорам соответствует мировой практике, в соответствии с которой организации, осуществляющие регистрацию доменов, либо не участвуют в спорах о доменных именах, либо привлекаются в качестве третьих лиц.
Решения первых судебных разбирательств о признании нарушения прав на товарный знак влекли за собой лишь прекращение его использования, но не смену владельца домена В этом заключался существенный недостаток принятых решений. Статья 4 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" предусматривает только возможность запрета использования товарного знака (в том числе в доменном имени), а следовательно, вынесение судом решения о запрете одному киберсквоттеру использовать в наименовании домена спорный товарный знак не препятствует другому зарегистрировать этот домен на себя еще до того, как это успеет сделать правообладатель, и в последующем предложить последнему выкупить домен. Этому способствует то обстоятельство, что процедура регистрации доменных имен, как и товарных знаков, предусматривает возможность неиспользования в течение определенного времени зарегистрированного средства индивидуализации, а это предоставляет правообладателям возможность "продать" доменное имя/товарный знак.
Примечательно, что, например, в США заявители при подаче заявки обязаны сразу же подавать декларацию об использовании заявляемого обозначения. Ввод таких же жестких требований в Регламент и тарифы на услуги по регистрации доменов второго уровня в зоне RU позволил бы предотвратить многочисленные перепродажи доменных имен.
В 2002 г. РосНИИРОС, не дожидаясь законодательного урегулирования данной проблемы, внес изменения в Регламент и тарифы на услуги по регистрации доменов второго уровня в зоне RU, предоставив правообладателям средств индивидуализации, на основе вынесенного судебного решения возможность в приоритетном порядке зарегистрировать домен на себя. Для реализации преимущественного права указанное лицо обязано направить в РосНИИРОС письменное заявление о регистрации доменного имени в течение 30 дней со дня аннулирования регистрации.
На основе сложившейся судебной практики в п. 4 ст. 4 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" были внесены следующие изменения: "Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения: в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации". Использование товарного знака и наименования места происхождения товара или сходного с товарным знаком или наименованием места происхождения товара обозначения влечет за собой гражданскую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Однако "данная норма не выгодна как добросовестным владельцам товарных знаков, так и добросовестным владельцам доменных имен" *(4). С одной стороны, существуют случаи, когда доменное имя, содержащее товарный знак или знак обслуживания, регистрируется, но не используется в целях последующей "продажи" домена владельцу соответствующего товарного знака, желающего зарегистрировать соответствующее доменное имя. В Законе идет речь только об использовании товарного знака в Интернете, однако сам факт регистрации вряд ли может быть признан использованием товарного знака, сходного с доменным именем. В данном случае речь может идти только о нарушении правил регистрации, однако в настоящее время не установлен непосредственный запрет на совпадение регистрируемого доменного имени с определенными товарными знаками и знаками обслуживания. Следовательно, никаких правовых ограничений для киберсквотерров не создано, т.к. в большинстве случаев они не используют "захваченные" доменные имена.
Целесообразно было бы регистрировать доменные имена только после предоставления заключения, что тождественное или сходное до степени смешения средства индивидуализации не охраняется в РФ в качестве товарного знака/знака обслуживания иного лица или не поданы заявки на регистрацию этого обозначения на имя другого лица. Это позволило бы обладать правом на регистрацию в качестве доменного имени уже законно существующего объекта исключительных прав только данному правообладателю.
Кроме того, Закон говорит об использовании товарного знака только в отношении товаров, для которых товарный знак зарегистрирован. В Интернете налицо случаи использования чужого товарного знака только для привлечения внимания пользователей к конкретному сайту. Нарушители зачастую наносят ущерб деловой репутации и имиджу многих юридических и физических лиц - обладателей товарных знаков, т.к. на сайтах с доменными именами, содержащими соответствующие товарные знаки, часто размещается информация ярко выраженного порнографического характера и иные порочащие имидж компании сведения.
Существуют и обратные ситуации, когда широко известное доменное имя может быть зарегистрировано в качестве товарного знака не владельцем доменного имени, а другим лицом с целью извлечения прибыли от осуществления в дальнейшем коммерческой деятельности. Кроме того, данное физическое или юридическое лицо сможет в дальнейшем подать иск о прекращении деятельности сайта и использовании данного доменного имени, а затем и приобрести это имя. Например, регистрируя сейчас товарный знак "Копирайтер" заявитель сможет в дальнейшем добиться передачи ему уже известного доменного имени copyrighter.ru. Таким образом "указанная в Законе "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" формулировка способствует известной миру процедуре "обратного захвата" *(5). Решение данной проблемы возможно при установлении запрета на регистрацию товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, совпадающего с уже зарегистрированным другим лицом доменным именем.
Таким образом, решение споров между владельцами доменных имен и правообладателями средств индивидуализации возможно только через установление взаимного сотрудничества регистрирующих органов и наличия сравнимой базы доменных имен и базы средств индивидуализации. Однако и в данном случае возникают проблемы, поскольку даже российский Единый государственный реестр юридических лиц находится только в стадии формирования. При регистрации юридического лица осуществляется проверка по базе данных, ограниченной определенной местностью, в результате чего возникают ситуации, когда различные лица имеют одинаковые фирменные наименования на территории РФ. Данная проблема трудноразрешима с технической, организационной, а также и финансовой точки зрения.
Внеся поправки в Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", РФ пошла по пути установления приоритета прав и интересов владельцев товарных знаков над правами и интересами владельцев доменных имен. В то же время большинство развитых стран делает попытки найти оптимальное соотношение прав владельцев товарных знаков и прав владельцев доменных имен, опираясь при рассмотрении возникающих споров на Единые Правила Рассмотрения Споров о Доменных Именах (UDRP), принятых 26 августа 1999 г. Корпорацией ИНТЕРНЕТ по регистрации имен и нумерации (ICANN) на основе рекомендаций ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности) *(6). "Несмотря на употребление в тексте UDRP термина "товарный знак", в него (в силу определенных положений доктрины англо-американского права) включаются практически все средства индивидуализации, что позволяет рассматривать UDRP как универсальный путь разрешения споров об использовании средств индивидуализации в составе доменных имен" *(7). Данный международный документ основан на принципе согласования прав владельцев средств индивидуализации и прав владельцев доменных имен. UDRP устанавливает, что для лишения лица его доменного имени одного совпадения доменного имени со средствами индивидуализации недостаточно. При рассмотрении спора истец должен доказать одновременное наличие трех фактов:
1) наименование домена тождественно или сходно до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания, правообладателем которого является истец;
2) владелец наименования домена не имеет законных интересов в отношении наименования домена;
3) наименование домена было зарегистрировано и используется недобросовестно.
Наличие законного интереса признается в следующих случаях:
1) до получения уведомления о наличии спора в отношении доменного имени владелец доменного имени начал его использование (или использование обозначения, соответствующего доменному имени) или продемонстрировал подготовку к такому использованию в связи с добросовестным предложением товаров и услуг;
2) владелец доменного имени стал общеизвестным именно благодаря данному доменному имени (даже если у него отсутствуют товарные знаки);
3) владелец доменного имени осуществляет законное некоммерческое использование или иное добросовестное его использование без намерения получить коммерческую выгоду от введения в заблуждение потребителей или от нанесения ущерба данному товарному знаку.
Единая политика разрешения споров предусматривает административный порядок разрешения возникающих споров. Согласно данным правилам возникающие споры разрешают третейские комиссии, формируемые провайдерами, о чем и делается отметка в каждом договоре по регистрации доменного имени. Соответственно, заявитель, подписывая договор о регистрации доменного имени, автоматически соглашается на предлагаемую процедуру рассмотрения возможных споров (см. рис.)
В настоящее время действуют следующие международные третейские центры:
Арбитражный и посреднический центр ВОИС;
Национальный арбитражный форум (штат Миннесота, США);
Азиатский центр по разрешению доменных споров;
Институт CPR по разрешению споров (Нью-Йорк, США);
Канадская организация "eResolution".
Таким образом, устанавливается внесудебный порядок рассмотрения споров о доменах, в то время как в РФ возникающие споры разрешаются в судебном порядке. Однако рассмотрение спора согласно процедуре UDRP в административном порядке не лишает стороны возможности перенести спор в суд как до, так и после административного процесса.
"Схема. Процедура рассмотрения споров"
UDRP приняты регистраторами в доменах родовых зонах .com, .org, .net и распространяются на всех лиц, регистрирующих домены в этих зонах, в том числе и на российских администраторов. Поэтому российские владельцы доменных имен в зонах .com, .org, .net могут участвовать в рассмотрении возникших споров в рамках процедуры UDRP. Однако большинство российских юридических и физических лиц регистрируют доменные имена в национальной зоне RU, UDRP на которую пока не распространяются, в связи с чем представляется целесообразным создание в РФ специального процессуального института, который бы рассматривал споры, связанные с доменными наименованиями. Кроме того, необходима разработка специального закона, регулирующего вопросы правового статуса доменного имени, регистрации доменных имен и др., основанного на опыте применения UDRP, поскольку "внесение же только изменений в существующие нормативные правовые акты лишь усилит противоречия, так как не позволит учесть всю специфику доменных имен" *(8).
Н.Н. Лебедева,
заместитель заведующего кафедрой права, доцент Российского
государственного университета инновационных
технологий и предпринимательства, кандидат юридических наук,
специалист в области теории государства и права,
информационного права
"Право и экономика", N 8, август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2322.
*(2) Осокин А.А. Правовой статус доменных имен // http://www.conf3.parkmedia.ru/any_r.asp?URL=osok.asp
*(3) См. подр.: Наумов В.Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. М.: Книжный дом "Университет", 2002. С.356-364.
*(4) Калятин В.О. Право в сфере Интернета. М.: Норма, 2004. С.223.
*(5) Серго А. Интернет и право. М.: Бестселлер, 2003. С.38.
*(6) Ссылка на UDRP включена в договор между ICANN и регистраторами соответствующих доменов первого уровня как доменов общего назначения (.com, .net, .org. и т.п.), так и доменов 244 стран (.ru, .de и др.), а также в договоры, которые эти регистраторы заключают с конечными пользователями, т.е. лицами, подающими заявку на регистрацию того или иного доменного имени. Официальный текст UDRP расположен по адресу www.iccan.org./udrp./udrp.htm
*(7) Калятин В.О. Указ. соч. С. 242.
*(8) Мозгов М.В., Серго А.Г. Пути урегулирования споров между владельцами средств индивидуализации юридических лиц и администраторами доменов // "ИС. Авторское право и смежные права". 2003. N 3 С. 58.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проблемы использования средств индивидуализации в сети Интернет
Автор
Н.Н. Лебедева - заместитель заведующего кафедрой права, доцент Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, кандидат юридических наук, специалист в области теории государства и права, информационного права
Родилась 7 октября 1979 г. в г. Муроме. В 2001 г. окончила юридический факультет Муромского института - филиал Владимирского государственного университета.
Автор более 40 научных трудов и статей: "Право. Личность. Интернет" (М., 2004); "Проблема контроля за рабочим местом служащего" (Российская юстиция. 2003. N 11); "Влияние Интернета на взаимоотношения государства и общества" (Государство и право. 2004. N 10); "Доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти" (Вестник МГУ. Сер. "Право". 2005. N 5) и др.
"Право и экономика", 2006, N 8