Информационный аутсорсинг как форма поддержки малого
предпринимательства
Представители малого бизнеса сталкиваются с рядом трудностей в процессе осуществления предпринимательской деятельности, исключить и избежать негативные последствия которых возможно за счет рационального применения достоверной, актуальной, качественной информации. От оптимального применения информации зависит рационализация предпринимательской деятельности, снижение временных и стоимостных затрат предпринимателей, что, в конечном итоге, приводит к увеличению численности и доходности субъектов малого бизнеса, обеспечивает повышение объема поступлений в бюджет и снижает негативное влияние теневого сектора.
Предоставление информации субъектам малого предпринимательства - создание льготных условий использования информационных ресурсов - является одним из направлений государственной поддержки малого предпринимательства в РФ (ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации").
Информация является объектом гражданских прав наряду с вещами (включая деньги, ценные бумаги) и иным имуществом, работами и услугами, результатами интеллектуальной деятельности, нематериальными благами и т.д. (ст. 128 Гражданского кодекса РФ). Согласно ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Процесс передачи информации, особенности информационного обеспечения, порядок сбора, хранения, накопления и обработки информации, особенности создания и использования информационных технологий и средств их обеспечения, вопросы защиты информации регулируются названным Федеральным законом.
Информационное обеспечение малого бизнеса входит в состав приоритетных направлений государственной поддержки малого предпринимательства, законодательно регулируются вопросы предоставления информации. Информация является объектом гражданских прав, мероприятия, направленные на информационную поддержку, ежегодно включаются для реализации в программы поддержки малого предпринимательства. Однако в действующей информационной инфраструктуре малого бизнеса можно выделить ряд проблем, которые затрудняют процесс получения субъектами малого предпринимательства информации:
1) территориальная разбросанность объектов информационной инфраструктуры значительно затрудняет получение услуг и информации, необходимых субъектам малого предпринимательства, т.е. отсутствует концентрация информации;
2) отсутствуют единые принципы и стандарты предоставления информационных услуг субъектам малого предпринимательства;
3) мероприятия, которые отражаются в программах поддержки малого предпринимательства, имеют тенденцию к повторению, в них практически не учитывается ни положительный, ни отрицательный опыт прошлых лет;
4) общественные организации дублируют функции друг друга в области предоставления информации, т.е. отсутствует четкое распределение полномочий и сфер деятельности данных организаций;
5) получение информации относительно особенностей предоставляемых услуг предприятиями и организациями, которые могут оказать помощь и поддержку субъектам малого предпринимательства, затруднено и т.д.
В настоящее время в большинстве регионов РФ отсутствует координация информации для малого предпринимательства, что затрудняет ее получение. Сложность и дороговизна ее получения вынуждает представителей малого бизнеса обращаться к сомнительным источникам или осуществлять свою деятельность на основе самостоятельно собранной информации либо при ее отсутствии, что в свою очередь ведет к усложнению положения субъектов малого предпринимательства, увеличению административных барьеров и формированию ряда иных проблем. Таким образом, информационная поддержка малого предпринимательства должна стать приоритетным направлением развития предпринимательства.
Одним из выходов в сложившейся ситуации может стать создание единого информационно-консультационного центра, в котором будут концентрироваться информационные потоки, непосредственно имеющие значение и необходимые субъектам малого предпринимательства. Таким центром должен стать Центр информационного аутсорсинга.
Для наиболее перспективного функционирования представителей малого бизнеса целесообразно освободить их от выполнения ряда непрофильных функций (функций сбора и обработки информации), т.е. создать условия снижения необоснованных затрат времени на выполнение задач, реализацию которых можно передать сторонней организации (Центру информационного аутсорсинга).
Аутсорсинг (от английского out- внешний и source- источник, ресурс) - это передача на внешнее управление некоторых, обычно второстепенных, функций компании.
Аутсорсинг - это весьма новое понятие для России, его определение даже отсутствует в российском законодательстве. По своей сути аутсорсинговые услуги в соответствии с действующим законодательством могут регулироваться гл. 39 "Возмездное оказание услуг "ГК РФ.
В свою очередь, под информационным аутсорсингом целесообразно понимать передачу функций по поиску, обработке и предоставлению информации сторонней организацией, в результате чего организация-аутсорсер берет на себя обязательства по предоставлению необходимой для заказчика информации из перечня возможной.
Для рационализации процесса информационного обеспечения разумно создавать Центр информационного аутсорсинга как связующее звено между органами государственной власти и управления, общественными организациями предпринимателей непосредственно с субъектами малого предпринимательства. Целесообразно закрепить за Центром роль координатора информационных потоков, необходимых представителям малого бизнеса, и обеспечивать постоянный мониторинг информационных потребностей субъектов малого предпринимательства, т.е. выполнять функции механизма обратной связи между предпринимателями и органами государственной власти и управления. Кроме того, необходимо осуществить законодательное закрепление Положения о деятельности Центра информационного аутсорсинга, в котором следует обязать органы государственной власти и управления, общественные организации предпринимателей, субъектов предпринимательской деятельности содействовать процессу сбора и обработки информации, необходимой представителям малого бизнеса.
Оказание Центром услуг разумно предоставлять как на коммерческой основе (предоставление информации по индивидуальным запросам): по договору возмездного оказания услуг исполнитель (в данном случае - Центр информационного аутсорсинга) обязуется по заданию заказчика (субъекта малого предпринимательства) оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги, - так и на льготной основе: предоставление информации общепредпринимательского характера (информации, которая интересует широкий круг представителей малого бизнеса). Предоставление информации субъектам малого предпринимательства на льготных условиях возможно в соответствии с действующим законодательством. В статье 16 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" определено, что информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях, которые предусмотрены действующим законодательством. При этом предприятия, учреждения и организации, предоставляющие информационные услуги субъектам малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Кроме этого, фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать субъектам малого предпринимательства полностью или частично расходы, связанные с информационным обслуживанием их деятельности.
Создание Центра информационного аутсорсинга имеет ряд преимуществ для органов государственной власти и управления, поскольку за счет его рациональной работы появится возможность:
1) осуществлять периодический мониторинг информационных потребностей субъектов малого предпринимательства;
2) рационализировать осуществление диалога между органами власти и управления и представителями малого бизнеса;
3) своевременно выявлять проблемы предпринимателей;
4) сформировать положительный имидж органов власти и управления, общественных организаций предпринимателей;
5) роста количества субъектов малого предпринимательства за счет оптимального информационного обеспечения предпринимательской деятельности;
6) сформировать рациональную систему контроля за движением информационных ресурсов.
Пользование услугами Центра информационного аутсорсинга для субъектов малого предпринимательства будет иметь ряд преимуществ, поскольку обеспечится:
1) возможность за счет поручения Центру функций сбора и обработки информации концентрации внимания руководства на основном виде деятельности;
2) возможность перераспределения ресурсов организации, ранее задействованных в выполнении функций сбора и обработки информации;
3) формирование фиксированных и предсказуемых затрат на информацию;
4) снижение необходимости расширения штата персонала;
5) повышение прибыльности бизнеса за счет снижения затрат, направленных на сбор информации;
6) получение доступа к возможностям и технологиям более высокого уровня, которые отсутствуют у большинства субъектов малого предпринимательства;
7) возможность применения и использования специализированной информации и услуг, для поиска и выполнения которых субъект малого предпринимательства не имеет специалистов или ресурсов;
8) уменьшение риска за счет предоставления Центром гарантии качества информации и услуг;
9) надежность услуг за счет сочетания глубокой специализации и накопленного опыта Центра;
10) предоставление возможности получать разнородную информацию и услуги концентрированно в едином центре.
В результате работы Центра информационного аутсорсинга (единого информационно-консультационного центра) обеспечится:
1) устранение дублирования и предоставления неверной информации;
2) уменьшение расхождений в информации, получаемой из разных источников;
3) оптимизация деятельности органов государственной власти и управления, общественных организаций предпринимателей по предоставлению информации;
4) рационализация потоков информации;
5) оптимизация системы получения информации за счет ее рациональной концентрации в центре;
6) осуществление системы регулирования и контролирования информационных потоков;
7) формирование действенной системы обратной связи и взаимодействия субъектов малого предпринимательства с органами власти и управления, общественными организациями предпринимателей и т.д.;
8) своевременное выявление информационных потребностей представителей малого бизнеса;
9) уменьшение негативного влияния на экономику и предпринимательскую деятельность теневого сектора;
10) снижение затрат времени предпринимателей на получение информации;
11) четкое закрепление ответственности за предоставленную информацию.
Результат работы Центра информационного аутсорсинга - это оптимально функционирующая информационная инфраструктура, рост количества субъектов малого предпринимательства, рост дохода государства за счет поступлений средств от малых предприятий, увеличение на рынке отечественных производителей, быстрое приспособление к изменению его конъюнктуры.
И.Н. Николаева,
старший преподаватель кафедры "Управление и экономика
предпринимательства" Уфимской государственной академии
экономики и сервиса, специалист в области проблем
информационного обеспечения малого предпринимательства
"Право и экономика", N 8, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный аутсорсинг как форма поддержки малого предпринимательства
Автор
И.Н. Николаева - старший преподаватель кафедры "Управление и экономика предпринимательства" Уфимской государственной академии экономики и сервиса, специалист в области проблем информационного обеспечения малого предпринимательства
Родилась 14 июня 1979 г. в г. Уфе. В 2001 г. окончила Московский государственный университет сервиса (Уфимский технологический институт сервиса).
"Право и экономика", 2006, N 8