Договор обязательного страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств
С вступлением в силу Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств стало обязательным для всех владельцев транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории РФ транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Если до 1 июля 2003 г. заключение договора зависело исключительно от собственного усмотрения сторон, то в случае обязательного страхования его заключение императивно и устанавливается Законом. Поэтому договор страхования гражданской ответственности как добровольная форма является классической моделью частной автономии воли, а договор страхования как обязательный вид страхования является ограниченным, особой разновидностью принудительного договора.
Закон об обязательном страховании определяет договор страхования следующим образом: под договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) следует понимать "договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы)" (ст. 1).
Определение договора обязательного страхования носит достаточно традиционный характер. По своей сути он является соглашением между страхователем и страховщиком, но в силу того что речь идет об обязательном страховании, большинство его условий уже предопределены Законом.
Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств можно охарактеризовать как:
1) возмездный, т.к. страхователь обязан уплатить страховую премию за предоставленные ему страховые услуги;
2) двухсторонний (синаллагматический), поскольку договор обязательного страхования представляет собой соглашение двух взаимно обязывающихся сторон, которые по отношению друг к другу выступают в качестве должника и кредитора одновременно;
3) алеаторный, т.е. рисковый, поскольку на момент заключения договора стороны не могут оценить выгоду, которую они могут получить, если договор будет исполнен;
4) реальный, потому что из Закона не следует каких-либо иных правил регулирования в самом договоре момента его заключения. Отметим, что поскольку в Законе этот вопрос не урегулирован, следует опираться на норму п. 1 ст. 957 ГК РФ. Правилами обязательного страхования предусмотрено, что страховая премия уплачивается до начала действия договора и сразу за весь период страхования. Однако рассматривать это положение как запрет на преобразование договора в консенсуальный нельзя, потому что любые ограничения гражданских прав субъектов хозяйственного оборота в силу п. 3 ст. 5 Конституции РФ возможны лишь путем принятия федерального закона;
5) срочный заключаемый на определенный срок;
6) публичный.
Такой вид соглашения Закон относит к публичным, что соответствует и ст. 426 ГК РФ. Это означает, что страховщик:
не может отказаться от заключения договора обязательного страхования с лицом, которое обратилось к страховщику, если оно вправе заключать такие договоры. В случае необоснованного уклонения страховщика от заключения такого вида договора это лицо вправе обратиться в суд с требованием о понуждении страховщика заключить договор. При этом страховщик должен возместить причиненные своим необоснованным отказом убытки;
не вправе оказать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора обязательного страхования, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
ГК РФ для публичных договоров также предусматривает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. В развитие этого положения ГК РФ ст. 5 Закона устанавливает, что условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям договора обязательного страхования, содержащимся в издаваемых Правительством РФ правилах обязательного страхования.
Вместе с тем в соответствии с п. 3.2 постановления Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в связи с запросами Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова*(1)" ст. 5 Закона признана частично не соответствующей Конституции РФ. Как отмечено в указанном постановлении: "неопределенность относительно объема делегированного Правительству Российской Федерации полномочия позволила Правительству Российской Федерации включить в утвержденные им постановлением от 7 мая 2003 г. N 263 Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств положения, в которых понятия, содержащиеся в Федеральном законе "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", трактуются иначе... По сути, страхование риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств подменяется иным видом страхования - страхованием вреда, причиненного владельцем транспортного средства, и тем самым фактически ведет к самостоятельному установлению Правительством Российской Федерации условий обязательного страхования риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Это, по мнению Конституционного Суда, искажает цель обязательного страхования и является недопустимым. В связи с этим Конституционный Суд обязал Правительство устранить нарушения соответствующих положений типовых правил. Однако признание ст. 5 Закона, как сказано в постановлении, "не предполагает утрату юридической силы принятыми в соответствии с данной статьей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и заключенными в соответствии с ними договорами обязательного страхования".
Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод о необходимости приведения положений Правил обязательного страхования в соответствие с нормами Закона.
Договор страхования ответственности владельцев транспортных средств носит срочный характер. В статье 10 Закона установлен срок действия договора обязательного страхования в один год. В той же статье предусмотрены два случая, для которых установлены иные сроки действия договора.
В первом случае владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории РФ, заключают договоры обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 15 дней. Во втором случае при приобретении транспортного средства (покупке, наследовании, принятии в дар и т.п.) его владелец вправе заключить договор обязательного страхования на срок следования к месту регистрации транспортного средства. В дальнейшем владелец транспортного средства обязан до его регистрации заключить договор обязательного страхования на один год.
Граждане также вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования принадлежащих им транспортных средств. Под ограниченным использованием транспортных средств понимается сезонное использование транспортного средства, но не менее шести месяцев в календарном году (ст. 16 Закона). В соответствии с подготовленным Российским союзом автостраховщиков (далее- РСА)*(2) предложением минимальный срок страхования, возможно, будет снижен до 3 месяцев.
Наряду с этим планируется ввести страховой полис выходного дня, который будет действовать примерно с 17 часов пятницы и до 9 часов понедельника. Его можно будет приобрести на любой срок (на 1-6 месяцев, 1 год и т.д.) и выплаты будут производиться только в том случае, если машина попала в ДТП в этот период времени.
В Законе вопрос формы договора прямо не регламентируется, однако в силу п. 1 ст. 940 ГК РФ он должен быть заключен в простой письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора обязательного страхования. В той же статье ГК РФ устанавливается, что договор обязательного страхования "может быть заключен путем составления одного документа: либо вручения страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком" (п. 2 ст. 940 ГК РФ). Это следует и из требований гражданского законодательства о соблюдении письменной формы договора, т.е. оферта и акцепт должны иметь письменную форму*(3).
Для заключения договора страхования необходимо согласование сторонами существенных условий договора в установленной законом форме. Справедливости ради следует отметить, что одного лишь такого согласования недостаточно для заключения договора, т.к. он, как отмечено выше, является, по общему правилу, реальным. К существенным условиям договора страхования гражданской ответственности в соответствии со ст. 942 ГК РФ относятся:
имущественные интересы, составляющие объект страхования (ст. 4 Закона);
страховой случай (ст. 1 Закона);
размер страховой суммы (ст. 7 Закона);
срок действия договора (ст. 940 ГК РФ).
Статья 942 ГК РФ не закрепляет никаких других существенных условий договора имущественного страхования. Однако, на наш взгляд, все же имеется еще одно существенное условие - возмездность договора, которая выступает в форме страховой премии. Такой вывод следует из буквального прочтения законодательного определения договора имущественного страхования (п. 1 ст. 929 ГК РФ). А именно, включая в определение договора имущественного страхования условие об оплате страховой премии, законодатель показывает, что данное условие является необходимым для указанного вида договора, т.е. одним из его существенных условий. Размер страховой премии будет зависеть от устанавливаемых на государственном уровне базовых ставок и коэффициентов, составляющих страховые тарифы.
Алгоритм заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств условно можно разделить на два этапа: оформление и подача заявления о страховании; получение страхового полиса и перечня документов, предусмотренных Правилами обязательного страхования.
Одним из документов, который необходимо подать страховщику для заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является водительское удостоверение лица, допущенного к управлению транспортным средством. Как известно, водительское удостоверение выдается сроком на 10 лет, по истечении которых автолюбителю предстоит снова обратиться в органы ГИБДД для замены старых водительских прав на новые. В связи с этим возникает вопрос: что делать владельцу транспортного средства, если ему предстоит обменять свое водительское удостоверение в период действия договора обязательного страхования, т.е. как зафиксировать смену номера водительского удостоверения, не нарушив действительность договора и при этом избежав нарекания со стороны сотрудников ГИБДД.
Практика решает эту проблему следующим образом: в случае изменения номера водительского удостоверения страхователь на обратной стороне полиса ОСАГО указывает, например, следующее: "15 августа 2005 года водительское удостоверение серии 77МК N 034523 было заменено на водительское удостоверение серии 77ВС N 132435, далее- число и подпись. " Дополнительно страхователь должен уведомить страховщика о смене водительского удостоверения путем заявления в простой письменной форме. Данный способ признают только страховщики. Полагаем, что при замене водительского удостоверения на новое ГИБДД обязано выдавать водителю справку о сдаче старого удостоверения в архив с указанием его серии и номера, Ф.И.О. водителя и о выдаче нового с указанием необходимых реквизитов.
Сопоставление норм ст. 11 Закона и положений Правил обязательного страхования указывает на то, что эти правовые акты содержат в себе противоречащие друг другу положения. Так, Закон указывает на действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая, а Правила - на действия лиц при наступлении ДТП, выделяя в качестве последних водителей и участников ДТП, а о действиях страхователя не сказано ничего, хотя он является необходимым участником страхового правоотношения.
Кроме того, в действующем страховом законодательстве неоднозначно трактуется определение "страховой случай". Так, Закон "под "страховым случаем" понимает наступление ответственности страхователя за причинение вреда третьим лицам, а Правила обязательного страхования отождествляют факт причинения вреда (т.е. само ДТП) с понятием "страхового случая", хотя, как ранее отмечалось, факт причинения вреда еще не означает наступление ответственности за этот вред. Поскольку может возникнуть ситуация, когда вред причинен, однако ответственность за его причинение причинитель вреда не несет, т.к. не всякая ответственность за причинение вреда считается застрахованной. В результате чего имеет место подмена уведомления о страховом случае извещением о ДТП.
Следует отметить, что определенные сложности в практике урегулирования страховых случаев по договорам обязательного страхования будут вызывать вопросы оправданности тех или иных расходов, произведенных потерпевшим*(4). Например, при повреждении здоровья потерпевший может быть госпитализирован в обычное лечебное учреждение или стационар повышенной комфортности. Если повреждение здоровья таково, что страховщик в любом случае должен выплатить максимальную страховую сумму, то проблем здесь не возникает. А если размер возмещения далек от максимального лимита, возможны два подхода: 1) оплата по факту произведенных расходов; 2) оплата в пределах стоимости лечения в обычном городском стационаре. Оправдан только второй подход, потому что страховщик должен оплачивать только необходимые расходы.
Все виды дополнительных платежей производятся в пределах установленной Законом страховой суммы, включая собственно возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего. Другими словами, дополнительные расходы входят в общий размер вреда, причиненного потерпевшему.
Л.Б. Дешалыт,
государственный таможенный инспектор Шереметьевской таможни,
аспирант Российского Нового университета, специалист в области
обязательного страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств
"Право и экономика", N 8, август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2311.
*(2) Российский союз автостраховщиков (РСА) учрежден 8 августа 2002 г. в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" как некоммерческая организация, представляющая собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. См.: Типовые правила РСА. Информационный бюллетень. 2002. N 7 (29).
*(3) См.: Завидов Б.Д. Советы автострахователю // Юрист. 2004. N 9. С. 50-53.
*(4) См.: Дедиков С.В. Обязательное страхование автогражданской ответственности: Комментарий Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2003. С. 258.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Автор
Л.Б. Дешалыт - государственный таможенный инспектор Шереметьевской таможни, аспирант Российского Нового университета, специалист в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Родился 24 сентября 1982 г. в Москве. В 2003 г. окончил Московскую академию экономики и права.
Автор ряда статей.
"Право и экономика", 2006, N 8