Просим дать консультацию по вопросу начисления (или неначисления пени) при уплате регулярных платежей за пользование недрами "не на тот" КБК в период с 2004 по 2006 г.г. (расчет регулярно сдавался в ИФНС, и уплата регулярных платежей весь период осуществлялась, но, как выяснилось, не на тот КБК).
В соответствии со статьей 1 федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации"*(1), бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Иными словами, целью и смыслом бюджетной классификации является упорядочение бюджетного процесса, а не процедуры уплаты налогов и сборов. Таким образом, неверное указание кода бюджетной классификации (КБК) не должно иметь каких-либо негативных последствий в сфере налогообложения, это может лишь затруднить функционирование бюджетной системы.
Однако судебная практика по этому вопросу складывается неоднозначно. Так, ФАС Московского округа указал, что неверное указание КБК при перечислении налога не влечет образования задолженности налогоплательщика перед соответствующим бюджетом. Такой вывод сделан, в частности, в постановлении по делу КА-А40/13552-05. В то же время, суд указал, что основания начисления пени отсутствовали лишь потому, что задолженность перед бюджетом по причине неверного указания КБК*(2) не возникла. Отсюда можно сделать косвенный вывод о том, что если бы неверное указание КБК повлекло непоступление средств в соответствующий бюджет, суд посчитал бы начисление пени правомерным. В постановлении того же суда от 27 октября 2005 г. по делу N КА-А41/10358-05 указано, по сути, что неверное распределение средств между бюджетами вследствие неверного указания КБК может повлечь возникновение недоимки и требование об уплате пени было признано незаконным по той причине, что в данной ситуации неверного распределения средств не возникло.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство арбитражных судов исходят из того, что в случае неверного указания КБК пени не начисляются только в том случае, если это не повлекло неверного распределения средств между бюджетами различных уровней.
Отметим, что Минфин России в своем письме от 1 марта 2005 г. N 03-02-07/1-54 также указал на то, что при устранении ошибки в указании КБК (которая устраняется после проведения сверки данных информационных ресурсов налогового органа с данными документов налогоплательщика), при условии своевременной и полной уплаты налога в бюджет, оснований начисления налогоплательщику пени не имеется.
В то же время, имеются и постановления судов с более либеральными выводами, в пользу налогоплательщиков. Так, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 8 сентября 2003 года по делу N А29-1435/2003А указал, что действующее законодательство не ставит возникновение недоимки в зависимость от правильности указания налогоплательщиком кода бюджетной классификации.
Как устно пояснено исполнителем запроса, ЗАО "Х" уплачиваются регулярные платежи за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации. В соответствии с положениями абзаца 2 пункта 4 статьи 43 Закона "О недрах"*(3), суммы указанных платежей направляются в федеральный бюджет. Таким образом, уплата данных платежей обществом с ошибочным указанием КБК может повлечь признание судом правомерным начисление обществу пени, если неверное указание КБК привело к зачислению платежей не в федеральный, а в иной бюджет.
Исходя из этого, полагаем необходимым привести следующие доводы в защиту интересов Общества. Обязанность налогоплательщика по оплате налога считается выполненной с момента направления в банк платежного поручения на перечисление налога (при наличии средств на счете). Исполнение этой обязанности не поставлено налоговым законодательством в зависимость от правильности указания плательщиком кода бюджетной классификации. Кроме того, ряд судов прямо говорит о том, пени могут начислены только, если неверное указание КБК повлекло неверное зачисление сумм в бюджет. Иными словами, суды ставят начисление пени в зависимость от причинно-следственной связи между неверным указанием КБК и поступлением средств не в тот бюджет, в который они должны направляться. Исходя из этого, в случае спора можно настаивать на том, что расчетно-кассовый центр, осуществляющий распределение поступающих платежей по бюджетам различных уровней, должен был руководствоваться не только указанным КБК, но и требованиями законодательства, которым предусмотрено, что зачисление платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации производится в бюджет РФ. Таким образом:
- прямой связи между неверным указанием КБК и непоступлением средств в бюджет РФ нет
- четкого указания на обязанность налогоплательщика указать КБК в налоговом законодательстве нет.
Следовательно, обязанность налогоплательщика по уплате налога должна считаться надлежаще исполненной независимо от правильности указания КБК.
Тем не менее, учитывая то, что подавляющее большинство судов полагают, что факт поступления (непоступления) средств в бюджет является определяющим для решения вопроса о начислении пени, полагаем весьма вероятным возникновение судебных споров, исход которых предсказать не представляется возможным.
Отметим, что в соответствии с пунктом 6 статьей 12 НК РФ, не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ. Перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов приведен в статьях 13-15 НК РФ, среди него нет такого вида налога (сбора), как налог (сбор) за пользование недрами. Данный вид налога был исключен из НК РФ федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ, этим же законом был признан утратившим силу Закон "Об основах налоговой системы", подпунктом "и" пункта 1 статьи 19 которого был предусмотрен такой вида налога (сбора), как платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет. Исходя из этого, после внесения вышеназванных изменений в налоговое законодательство, регулярные платежи за пользование недрами могут взиматься только как неналоговый платеж. Соответственно, к нему не подлежат применению нормы налогового законодательства, в том числе и нормы о начислении пеней за просрочку оплаты указанных платежей. Таким образом, в качестве дополнительного обоснования неправомерности начисления пени можно использовать и эти доводы.
Вывод:
1. Неверное указание кода бюджетной классификации не влечет начисления пени, за исключением случаев, когда в результате этого средства не поступили в соответствующий бюджет.
2. В случае спора по поводу начисление пеней при неверном указании КБК, для защиты прав общества рекомендуем воспользоваться мотивацией, изложенной выше.
ООО "Аудит-новые технологии"
15 июня 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ.
*(2) Аналогичный вывод сделан, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 8 августа 2005 года по делу N А26-5/2005-25, а также ряда постановлений ФАС Восточно-Сибирского и Уральского округов.
*(3) Закон РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.