г. Вологда
25 мая 2009 г. |
Дело N А05-1109/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 марта 2009 года по делу N А05-1109/2009 (судья Сметанин К.А.),
установил
администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - УФАС, антимонопольная служба) о признании незаконным пункта 2 решения от 22.12.2008 по делу N 197мз-08.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Арт-Дизайн" (далее - ООО "Арт-Дизайн"), общество с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - ООО "Орион"), общество с ограниченной ответственностью "Нордстроймастер" (далее - ООО "Нордстроймастер").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 марта 2009 года пункт 2 оспариваемого акта признан незаконным. С антимонопольной службы взысканы расходы администрации по оплате госпошлины в сумме 2000 руб.
УФАС не согласилось с решением суда в части взыскания с него расходов по оплате госпошлины. В обоснование своей позиции ссылается на пункт 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), освобождающий государственные органы от уплаты государственной пошлины. В остальной части решение суда первой инстанции антимонопольным органом не оспаривается.
Отзывы администрации и третьих лиц на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 11.11.2008 на официальном сайте администрации Архангельской области для размещения информации о размещении заказов http://gz.dvinalad.ru опубликовано извещение N 2008.13220МА-1 о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по замене трубопроводов водоснабжения, канализации и санитарных приборов в здании корпуса МУЗ "Онежская ЦРБ".
В соответствии с протоколом от 05.12.2008 N 6 до окончания указанного в извещении срока поступило 9 заявок на участие в конкурсе, из которых 6 допущены до участия в торгах, в том числе заявки ООО "Орион", ООО "Нордстроймастер". При этом ООО "Арт-Дизайн" к участию в конкурсе не допущено.
На основании жалобы последнего УФАС провело внеплановую проверку соблюдения аукционной комиссией требований Закона N 94-ФЗ.
В ходе проверки УФАС посчитало, что в аукционных заявках ООО "Орион" и ООО "Нордстроймастер" в нарушение требований подпункта 2 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) отсутствовали сведения о соответствии предлагаемых данными обществами работ требованиям технического задания, а именно: постатейное задание к техническому заданию, демонстрирующее, что работы будут соответствовать заданным условиям.
Антимонопольным органом 22.12.2008 вынесено решение N 04-107/5125, в пункте 2 которого аукционная комиссия признана нарушившей вышеуказанное положение Закона N 94-ФЗ.
Администрация с пунктом 2 названного решения не согласилась и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление администрации, поскольку вышеуказанные сведения о функциональных и качественных характеристиках работ указаны не в самой форме заявки, а в приложении к ней. В связи с признанием оспариваемого решения частично незаконным суд первой инстанции взыскал с УФАС расходы администрации по госпошлине в сумме 2000 руб.
Апелляционная инстанция считает правомерным взыскание расходов с УФАС по следующим основаниям.
Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 АПК РФ.
В силу части 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, составляет для организаций 2000 рублей.
На основании пункта 47 статьи 2 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производится из бюджета.
На основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25.12.2008 N 281 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступившими в силу с 31.01.2009) государственные органы, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
В статью 333.37 НК РФ Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ внесены вышеназванные изменения, при этом в статью 333.40 НК РФ изменения не вносились.
Поскольку главой 24 АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 АПК РФ в отношении сторон по делам искового производства.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Такая позиция зафиксирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08.
Из материалов дела следует, что государственная пошлина за подачу заявления уплачена администрацией платежным поручением от 28.01.2009 N 24, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 25.12.2008 N 281 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем, решение суда первой инстанции принято после вступления данного Закона в силу, следовательно, суд первой инстанции правомерно руководствовался его положениями при разрешении вопроса о распределении судебных расходов.
В связи с этим суд не находит оснований для удовлетворения жалобы УФАС и отмены решения Арбитражного суда Архангельской области от 23 марта 2009 года.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина по апелляционной жалобе УФАС в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 марта 2009 года по делу N А05-1109/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1109/2009
Истец: Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
Третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Орион", Общество с ограниченной ответственностью "Нордстроймастер", Общество с ограниченной ответственностью "Арт-Дизайн"
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1993/2009