Общая информация по законотворчеству в банковской сфере
Редакция журнала "Бухгалтерия и банки" направила запрос в Госдуму и получила ответ от депутата П.А. Медведева, который мы доводим до вашего сведения.
В настоящее время в работе находятся следующие законопроекты:
1. О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части идентификации клиента, находящегося на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а также в части дополнения перечня таких организаций) - проект направлен на устранение необходимости для кредитной организации в некоторых случаях идентифицировать плательщика. После принятия поправки кредитным организациям будет разрешено осуществлять операции приема платежей на сумму до 30 000 руб. (или эквивалент в иностранной валюте) от физических лиц без проведения процедуры идентификации личности вносителя платежа. Кроме того, законопроектом предусмотрено разрешение кредитным организациям проводить валютно-обменные операции в размере до 15 000 руб. (или эквивалента в иностранной валюте) без идентификации клиента.
Применение ККТ при осуществлении кредитными организациями кассовых операций по расчетам наличными денежными средствами (или с использованием пластиковых карт) представляется нецелесообразным. Кредитные организации используют специальную технику и специальное программное обеспечение, которое позволяет фиксировать, архивировать и хранить необходимую информацию о каждой проводимой операции. Использование дополнительной техники (в частности, контрольно-кассовой) усложняет документооборот кредитной организации, ведет к излишнему дублированию информации, увеличивает временные затраты на обслуживание одного клиента. Принятие поправки позволит ликвидировать обременительную и излишнюю обязанность по применению ККТ при кассовых операциях в банках с наличными денежными средствами или с платежными картами.
Проект направлен на изменение необходимого уровня относительной достаточности собственных средств банка. Лицензия у кредитной организации отзывается, если относительная достаточность капитала опускается до 2% или составляет 8% или меньше в течение трех месяцев. В первом чтении авторы законопроекта предлагали отзывать лицензию у кредитной организации, если относительная достаточность собственного капитала снижается до 10% и менее и сохраняется таковой в течение двух месяцев. На заседании комитет принял решение о 8% и трех месяцах. В настоящее время проект принят в двух чтениях. Есть надежда, что при окончательном принятии закона норма относительной достаточности 8% будет заменена на 6%, а срок продлен до шести месяцев. Возможно, проект будет положен "под сукно".
Проект закона, внесенный депутатом Аксаковым, предусматривает обязанность кредитора запрашивать согласие потенциального заемщика на предоставление кредитором информации о заемщике в кредитное бюро. Согласие должно быть оформлено документально.
Законопроектом предусматривается установление обязательного условия для вновь открывающихся кредитных организаций иметь собственный капитал в размере не менее эквивалента в 5 млн евро. 7 апреля 2006 года Государственная Дума приняла проект в третьем чтении, "дедушкина оговорка" в законопроекте сохранена: к кредитным организациям, созданным до принятия закона и имеющим уставный капитал меньше установленной нормы, штрафные санкции применяться не будут.
Проект направлен на создание нового вида банковских вкладов - безотзывного вклада (вклад, который не может быть востребован вкладчиком до окончания срока банковского договора). Создание такого типа вклада (по мнению авторов законопроекта) даст банку возможность уверенно распоряжаться привлеченными средствами в течение срока, указанного в договоре. Изъять денежные средства из безотзывного вклада до окончания срока договора вкладчик сможет только по решению суда, если иное не предусмотрено банковским договором.
Комментарий к проекту закона об исключении ряда платежей из банковских операций. Такой проект действительно был предложен на рассмотрение Государственной Думы, в рамках обсуждения проблемы передачи некредитным организациям функции приема денежных средств за коммунальные услуги и средства связи у населения. В ходе обсуждения проекта на комитете от этой идеи отказались. Никакие операции из числа банковских не исключаются.
Содержательная часть законопроекта вызвала сомнения из-за необходимости контролировать денежные потоки от некредитной организации до организации, предоставляющей гражданину услугу. Группа депутатов предложила решить эту проблему, обязав некредитные организации, желающие работать в этом секторе заключать агентские договоры с кредитными организациями. В договоре будет указано, что некредитная организация является агентом банка (кредитной организации) и имеет право на прием платежей от имени банка.
Комментарий к проекту закона об изменениях в КоАП РФ (кассовая дисциплина). Законопроект, который предполагал снять с банков обязанность следить за соблюдением кассовой дисциплины их клиентами, был отклонен. Банки продолжают заниматься этой несвойственной для них функцией, поскольку не удалось определить иную организацию, которой можно передать обязанность контролировать кассовую дисциплину юридических лиц.
Комментарий по НДС с банковских операций. Банковские операции НДС не облагаются. Список банковских операций изменять не планируется. С небанковских операций НДС взимается в соответствии с действующим законодательством.
П.А. Медведев,
депутат
"Бухгалтерия и банки", N 6, июнь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540