Иностранные банки в России: тенденции и перспективы
Активизация иностранных банков в России
В 2005 году совокупный капитал российских банков увеличился на 17% и достиг 444,4 млрд руб. Из 63,9 млрд руб. его прироста почти половину - 26 млрд руб. - составили иностранные инвестиции. По итогам прошлого года они возросли более чем в 2,1 раза.
Если на начало прошлого года их доля в совокупном капитале российских банков составляла 6,2%, то к началу этого достигла 11,2% (т.е. выросла почти вдвое) и приблизилась к уровню квоты в 12%, которую однажды, в 1996 году, Банк России уже вводил для иностранцев. Сейчас никакой квоты нет, хотя закон и позволяет ее ввести. А в ходе переговоров о вступлении России в ВТО уже обозначалась возможность ее введения на уровне 50%.
Для сравнения доля иностранных банков в экономиках США и Японии - около 5%, в странах Центральной и Восточной Европы - до 90%, а в Южной Корее, Индии и Кувейте - 0%.
Иностранная доля в уставном капитале - единственный публикуемый Банком России показатель, информирующий о позициях нерезидентов на рынке. Оценить же их роль в сегментах кредитования, депозитов, в общем объеме активов и собственных средств официальная статистика полностью не позволяет.
Тем не менее доля в уставном капитале является одним из основных показателей для оценки степени влияния иностранцев: он демонстрирует их вовлеченность в стратегические решения. По сути, это величина прямых иностранных инвестиций в банковский сектор. Поэтому вслед за ростом доли в уставном капитале должен произойти рост и по остальным основным показателям (табл. 1).
Основные конкурентные преимущества иностранных банков - резидентов - это высокое доверие российских клиентов и доступ к дешевому международному средне- и долгосрочному капиталу. К основным сферам их позиционирования относятся: 1) обслуживание иностранных компаний, работающих в России; 2) финансирование капитальных вложений и оборота экспортно-ориентированной промышленности; 3) розничный бизнес.
Банки с иностранным участием (не являющиеся филиалами иностранных банков в обычном понимании) имеют положительную репутацию на внутреннем рынке как у частных, так и у корпоративных клиентов: несмотря на значительные потери в результате финансового кризиса 1998 года, все эти банки выполнили все свои обязательства по отношению к своим клиентам. Разница между процентными ставками по вкладам между иностранными банками и государственными российскими банками составляет около 4-8%, но объемы привлеченных ими средств физических и юридических лиц постоянно растут.
Иностранные банки реализуют крупномасштабную кампанию по кредитованию домашних хозяйств и самых надежных и устойчивых предприятий. Они предоставляют кредиты населению в виде несвязанных кредитов, кредитов на приобретение товаров и ипотечного кредитования. Финансовые результаты деятельности (прежде всего, прибыль (капитал)) этих банков намного превышают результаты российских банков.
Незначительное участие отечественных банков в долгосрочном финансировании реального сектора способствует переключению крупных российских корпораций на западных кредиторов. Кредиты иностранных банков российским компаниям и организациям превысили 12 млрд долл. (по данным BIS*(1)), тогда как кредитный портфель российских банков - около 48 млрд долл., из которых кредиты сроком более года - около 14 млрд долл.
Иностранные и государственные банки: конкуренция растет
Рассматривая тенденцию развития российской банковской системы в среднесрочной перспективе, можно предположить, что позиции иностранных банков будут усиливаться в той же степени, что и позиции государственных банков. У тех и других имеются явные преимущества по пассивам (главным образом, доступ к относительно дешевым депозитам и иностранным кредитам), и они занимают наиболее привлекательные сегменты внутренних финансовых рынков. Именно у этих банков имеется потенциал для поддержания стабильного роста российской экономики.
Дальнейшее развитие банковской системы будет связано с либерализацией внутреннего рынка банковских услуг. Сейчас иностранные финансовые учреждения формально сталкиваются с некоторыми ограничениями своей деятельности на российском рынке. Закон о регулировании деятельности банковской системы в России в целом либерален, но его исполнение регламентируется различными инструкциями Центрального банка РФ. Например, существуют ограничения по открытию филиалов иностранных банков (которые в случае руководствования иностранными инструкциями могут оказаться в более выгодном положении из-за менее жестких требований к ним, в том числе по созданию обязательных резервов), а также некоторые другие ограничения (в частности, наличие двухлетнего опыта работы в России до начала оказания услуг физическим лицам). Они не следуют из закона, но устанавливаются инструкциями Банка России, которые могут меняться в зависимости от политической ситуации.
В посткризисный период государственные и иностранные банки являлись нетто-кредиторами российской банковской системы. Они имеют большие преимущества по росту пассивов, занимая позицию, близкую к монопольной, на рынках депозитов физических лиц, а также по доступу к иностранным кредитам.
Первые занимают доминирующее положение на наиболее ликвидных и наименее рискованных сегментах внутренних финансовых рынков. Эти банки наряду с иностранными банками увеличивают свою долю в общих объемах кредитования банками российского реального сектора (в силу наличия у них более дешевых и долгосрочных пассивов, а также больших объемов капитала).
Поэтому можно утверждать, что проблема повышения темпов роста российской экономики будет решаться главным образом через развитие государственных и иностранных банков. У российских частных банков остается не так много вариантов дальнейшего существования - в первую очередь через процедуру слияния и (или) через слияние (продажу) иностранным банкам.
Возможное открытие внутреннего финансового рынка для мировых финансовых учреждений (в процессе вступления в ВТО, например) предполагает определенные сценарии развития российской банковской системы, что может изменить как ключевые ее параметры, так и структуру финансовых потоков в российской экономике. Три типа сценария (пессимистичный, консервативный и оптимистичный) определяются различными внешними и внутренними факторами и позволяют оценивать ключевые индикаторы национальной банковской системы на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Однако реализация любого из этих сценариев будет проходить скорее всего в рамках общей российской банковской тенденции - укрепления государственных и иностранных банков.
Частные коммерческие банки предположительно будут занимать лишь определенные сегменты (некоторые региональные проекты, операции с рисковыми инструментами и т.п.) при интенсивном процессе слияния и продаж своих акций иностранным инвесторам. При этом крупнейшие банки либо усилят свои позиции за счет концентрации и будут постепенно выдавливать своих более мелких конкурентов, либо менее крупные и средние банки за счет более качественной работы со средним и мелким бизнесом смогут выдерживать конкуренцию с более крупными "коллегами", а сами системообразующие банки приобретут более открытый и конкурентный характер. В пользу первого варианта говорят усилившиеся процессы слияний и поглощений, затрагивающие банки первой российской "сотни", а также объявленное рядом крупнейших банков стремление сокращать долю операций со своими основными клиентами-собственниками. Кроме того, отчетливо прослеживается региональная экспансия, например, крупнейших московских банков. Многие же мелкие банки (чистые активы - меньше 50 млн долл.) либо работают в экономически не самых сильных регионах, либо обслуживают небольшое число предприятий, фактически осуществляя только расчеты, либо вообще созданы для осуществления отдельных, зачастую весьма специфических функций.
Вступление России в ВТО не окажет значительного влияния на вышеуказанный процесс главным образом потому, что движение национальной банковской системы к мировому рынку долгосрочного ссудного капитала должно быть ускорено независимо от дискуссий по ВТО для поддержания экономического роста.
Конкуренция со стороны иностранных банков становится все более ощутима. Citibank, например, в прошлом году развернул агрессивное наступление на розничном фронте в столице и даже предложил Президенту России стать клиентом. Хотя у многих граждан по поводу сервиса банка возникают нарекания, его бизнес постоянно растет. Французская группа Societe Generale купила активно работающий на рынке автокредитования самарский Промэк-банк (эта сделка стала первой покупкой регионального банка иностранным) и пионера российского ипотечного рынка - банк "Дельтакредит". Вышли на наш рынок Хансабанк, "внучка" одного из крупнейших в Скандинавии Swedbank, и "Морган Стэнли банк", учрежденный одноименным мировым гигантом.
При этом, испытывая спрос на свои услуги, иностранные банки не ощущают особой конкуренции в России, особенно на рынке кредитования. А ведь иностранным и российским банкам есть что противопоставить друг другу. Первые имеют более дешевые ресурсы и прогрессивные технологии, зато у российских банкиров уже создана сетевая инфраструктура и они лучше понимают предпочтения потребителей и предъявляют к своим клиентам более мягкие требования.
Тем не менее 2006 год сулит не меньшее усиление влияния иностранцев, чем предыдущий. "Газпром" намерен отдать Dresdner Bank треть в капитале Газпромбанка, а Raiffeisen выкупит Импэксбанк. В ходе IPO иностранцы могут получить более чем по 10% акций Росбанка и Внешторгбанка. Тогда доля нерезидентов может превысить 15%. Макроэкономическая ситуация в России улучшается, и местный рынок становится все привлекательнее для иностранных инвесторов.
Скорее всего в ближайшие два-три года их доля не поднимется выше планки в 15-20%. Иностранцам слишком много надо вкладывать в развитие пока еще небольших банков, поскольку доступных для покупки крупных банков с серьезной долей рынка практически нет.
Иностранный капитал в банковских системах
В постсоветское время в ряде близлежащих к нам стран иностранный капитал оказал неоднозначное влияние на национальные банковские системы.
В связи с вступлением, например, Польши в ЕС европейские банки получили свободный доступ к польскому банковскому рынку без получения соответствующих лицензий у польских органов надзора. При этом приватизация польских банков стала осуществляться при активном участии иностранного капитала, что объяснялось недостаточным объемом частных сбережений в стране. Экономическая ситуация в Польше, а также потребность в развитии банковской системы заставили польские коммерческие банки искать стратегических иностранных партнеров. Поначалу техническая помощь польским банкам со стороны иностранных партнеров оказывалась в рамках отдельных проектов модернизации и структурной перестройки некоторых банков. Затем польские банки стали заключать двусторонние договоры с иностранными банками (в основном из стран ЕС) о сотрудничестве. И наконец, иностранные банки стали участвовать в приватизации польских банков. Главный аргумент сторонников присутствия иностранного капитала в польских банках заключался в том, что иностранные частные банки работают более эффективно и имеют более низкие расходы. К тому же банки надеялись на получение новых технологий от иностранных банков. За довольно короткий период капитал многих банков перешел под контроль иностранных инвесторов.
Основным способом проникновения иностранного капитала в польскую банковскую систему является приобретение контрольных пакетов акций в процессе приватизации. В том случае, когда иностранный инвестор приобретает пакет акций, составляющий 5-10% капитала, он должен информировать об этом Комиссию по банковскому надзору. Приобретение более чем 10-процентного пакета акций требует предварительного разрешения этой комиссии. После проведения приватизации, а также операций по слиянию в банковском секторе количество банков, находящихся под контролем польского (преимущественно государственного капитала), составило на начало 2005 года всего 20 против 46 банков, контролируемых иностранным капиталом.
В настоящее время иностранный капитал уверенно доминирует в польском банковском секторе: на его долю приходится около 80% основного капитала банков, более 60% депозитов нефинансового сектора (в том числе от населения) и более 70% общей суммы кредитов нефинансового сектора. Наибольший объем иностранных инвестиций в польской банковской системе на начало 2005 года приходился на Германию (около 25%) и США (около 20%).
В развитии польской банковской системы наблюдается прогрессирующая тенденция к формированию банковских групп, которые в Кодексе торговых обществ определяются как "группы банков, стабильно связанных между собой капиталом или отношениями организационного характера". Участниками группы могут быть только банки, которые организованы в форме акционерного общества. Банковская группа создается в том случае, когда доминирующий банк владеет более 50% акций и имеет более 50% голосов на общем собрании акционеров зависимого банка, который не может быть акционером доминирующего банка. Еще одно условие создания банковской группы - подписание соответствующего соглашения. Платежеспособность каждого банка - члена группы гарантируется другими банками группы. Банки, входящие в состав группы, используют названия и обозначения, указывающие на их принадлежность к группе. Большинство действующих в Польше банков с участием иностранного капитала функционируют в рамках таких международных банковских групп, как Pekao S.A., находящаяся под контролем итальянско-немецкого консорциума Unicredito Italiano и Allianz; группа BPH PBK S.A., контролируемая Bayerische Hypo u.Vereinsbank AG, группа автомобильных банков с иностранным капиталом (Fiat Bank Polska S.A., Ford Bank S.A., Opel Bank S.A., Volkswagen Bank Polska S.A.) и др.
В последнее время лицензионная политика польских властей, которая привела к тому, что 4/5 капитала банковского сектора находится под иностранным контролем, подвергается в стране все более острой критике.
Опыт Китая нам интересен с точки зрения предстоящего вступления нашей страны в ВТО.
До 2001 года КНР запрещала или жестко ограничивала возможности иностранных финансовых институтов конкурировать с национальными банками. Так, Народный банк Китая (НБК) ограничивал число городов, в которых могли работать иностранные банки, а также перечень операций, которые иностранные финансовые институты могли осуществлять на китайской территории. На протяжении многих лет основной деятельностью инобанков в КНР было банковское обслуживание предприятий, созданных с участием иностранного капитала, и граждан-нерезидентов. Все операции инобанки могли осуществлять только в иностранной валюте. НБК лимитировал и возможный объем подобных операций, требуя соблюдения инобанками валютного баланса.
Начиная с 1997 года НБК постепенно стал выдавать инобанкам лицензии, дающие право на ведение отдельных банковских операций в юанях. При этом НБК устанавливал ряд ограничений на операции инобанков на китайском рынке, которые сводились, в частности, к длительности (до 3 лет) процедуры получения лицензии, высоким (не менее 100 млн долл.) требованиям, ограничениям по резидентству, географическим и балансовым ограничениям, ограничениям по объему операций, а также валютным ограничениям.
Результатом данных ограничений было то, что хотя в конце 1990-х годов на китайском рынке присутствовало большое число инобанков, их юаневый бизнес был незначительным по масштабам китайского рынка.
Согласно требованиям приема в ВТО, КНР обязалась постепенно открыть национальный финансовый рынок. Накануне вступления в ВТО в 2000 году в КНР присутствовало более 150 иностранных банков в 23 городах страны. Однако совокупные активы иностранных финансовых институтов были ничтожно малы по сравнению с совокупными активами китайской банковской системы.
При вступлении в ВТО КНР взяла на себя обязательство в течение пяти лет после приема, т.е. к 1 января 2007 года, открыть инобанкам доступ на внутренний рынок, устранив несколько ограничений: а) географические; б) клиентские; в) режима правового регулирования. КНР обязалась предоставить инобанкам тот же режим регулирования, что и национальным институтам. КНР также обязалась к 2007 году снять все ограничения по формам собственности и видам деятельности инобанков, а через три года после приема в ВТО разрешить увеличение доли иностранного партнера в капитале совместной кредитной организации до 49%. Особенно важно обязательство КНР к этому времени перейти на рыночные принципы формирования процентных ставок.
В то же время НБК сохранил поэтапную процедуру выхода инобанков на национальный рынок, ввел требования о представлении разрешения от регулирующих органов страны регистрации инобанка, балансов за три последних года, новые квалификационные требования к руководящему персоналу и ряд других. Более того, были введены новые экономические требования. Так, обратиться за юаневой лицензией может только тот инобанк, чья деятельность была прибыльной в течение как минимум двух лет подряд из последних трех лет до обращения. Каждый филиал инобанка должен располагать операционным капиталом в размере не менее 600 млн юаней. Инобанки, получившие банковские лицензии, обязаны соблюдать действующие в КНР пруденциальные нормы, в том числе и устанавливаемые НБК процентные ставки и тарифы, своевременно предоставлять в органы надзора полный комплект финансовой отчетности. Китайские регулирующие органы вправе проводить проверки деятельности инобанка, смещать руководителей, требовать от иностранного или совместного финансового института изменить размер акционерного капитала и состав акционеров, владеющих 10% акций.
С 1 января 2004 года вступило в силу новое положение, разрешающее одному иностранному финансовому институту владеть 20% капитала китайской кредитной организации. Ранее действовала норма в 15%.
Согласно оценкам, после пяти лет членства в ВТО доля активов, контролируемых иностранными банками, вряд ли превысит 2-3% совокупных активов китайской банковской системы, скорее всего она останется на нынешнем уровне. Ожидается, что только через пять лет после вступления в ВТО иностранные банки могут начать представлять какой-то вызов китайским финансовым институтам, и то если НБК не будет устанавливать для инобанков дискриминирующие нормативы.
Однако и после этого бизнес иностранных банков в КНР будут сдерживать, по меньшей мере, две группы факторов: отсутствие достаточного числа кредитоспособных заемщиков и пруденциальные требования НБК. Во втором случае наиболее важный норматив - показатель достаточности собственного капитала. В отношении иностранных банков, действующих на территории КНР, при расчете данного норматива учитывается только капитал филиала банка. Поэтому масштабы расширения бизнеса иностранного банка на китайском рынке будут зависеть от решения головной конторы банка реинвестировать или репатриировать прибыль.
На момент вступления в ВТО совокупный капитал иностранных банков в КНР составлял 2,68 млрд долл. Учитывая установленное значение норматива достаточности собственного капитала в 8%, максимально возможный объем активов инобанков не мог превышать 33,5 млрд долл. Таким образом, возможности дальнейшего роста бизнеса иностранных банков напрямую зависят от объема будущих прямых инвестиций материнских компаний.
Китайские регулирующие органы устанавливают прямую зависимость между расширением масштабов деятельности инобанков на национальном рынке и объемом зарубежных инвестиций в банковский сектор. После вступления КНР в ВТО активы инобанков стали расти высокими темпами, но одновременно увеличивался и объем прямых иностранных инвестиций в банковский сектор.
Сложность и длительность процедуры открытия инобанка на китайской территории, а также высокие сопутствующие затраты стимулируют зарубежные финансовые институты искать более простые пути выхода на китайский рынок банковских услуг. Одним из таких методов стала покупка доли в капитале китайских акционерных и городских коммерческих банков.
Участие в капитале китайского банка для зарубежных банков ускоряет доступ на китайский рынок. Покупка доли в капитале уже действующего банка позволяет иностранному институту быстрее получить разрешение регулирующих органов на присутствие на китайском рынке и сразу начать обслуживание выбранной клиентской группы и предоставление избранных банковским менеджментом услуг. Однако данный путь также сопряжен для иностранных инвесторов с рядом трудно решаемых проблем.
В частности, иностранным инвесторам выгоднее приобретать только небольшие доли в капитале китайских банков. По действующим в КНР нормам, если доля зарубежного партнера в капитале превышает 25%, предприятие должно быть преобразовано в совместное. Это меняет правовой режим его регулирования. Тем самым сделка лишается смысла - получения быстрого доступа к операциям с резидентами. Кроме того, покупая небольшие доли в капитале акционерных банков, иностранные инвесторы не получают возможности оказывать влияние на процесс принятия решений китайскими партнерами, а потому вынуждены следовать курсу, вырабатываемому китайским менеджментом. Наконец, покупая долю в уже действующем банке, иностранный инвестор зачастую не знает истинное финансовое положение кредитной организации и то, на какие дополнительные расходы ему придется пойти после завершения сделки.
Иностранные банки ориентированы на потенциальные возможности огромного китайского рынка. Поэтому часто они закрывают глаза на операционные убытки китайских филиалов. Насколько эффективна деятельность китайских подразделений инобанков, судить сложно из-за отсутствия информации. Лишь отдельные инобанки сообщают о прибылях, полученных китайскими филиалами.
По мнению наблюдателей, снятие всех ограничений на деятельность инобанков не будет означать, что бизнес иностранных банков будет вредить крупнейшим китайским банкам. Максимум, с чем они могут столкнуться, - с некоторым оттоком средств в виде депозитов и переходом на банковское обслуживание крупных китайских компаний, специализирующихся на активных внешнеэкономических операциях.
Возможно, что на практике иностранные банки и не будут стремиться расширять деятельность по привлечению юаневых депозитов быстрыми темпами. Это связано с тем, что для существенного увеличения объемов кредитования в юанях иностранные банки могут не найти нужного числа кредитоспособных заемщиков. Большинство китайских предприятий не в состоянии предоставить иностранным банкам достоверную финансовую отчетность, достаточную для полноценной оценки кредитных рисков. Поэтому скорее всего масштабы юаневых операций иностранных банков будут сдерживаться ограниченностью кредитоспособных китайских заемщиков. Данный барьер потеряет свое значение только в том случае, если права собственности китайских предприятий станут более прозрачными, а финансовая отчетность более точной и отвечающей международным стандартам.
Плюсы и минусы
Для России проблемы либерализации доступа иностранных банков на внутренний финансовый рынок, включая вопрос вступления в ВТО, требуют обсуждения с точки зрения возможных положительных и отрицательных последствий. К положительным на сегодняшний момент можно отнести следующие факторы:
доступ российских предприятий к более дешевым и долгосрочным финансовым ресурсам;
увеличение доверия российских домашних хозяйств и предприятий к национальной банковской системе после проникновения иностранного капитала;
увеличение общих банковских активов - как основы для увеличения кредитования реального сектора и поддержания устойчивого положительного роста объемов промышленного производства.
Отрицательными можно назвать следующие факторы:
переход части депозитов российских юридических и физических лиц в иностранные банки;
снижение конкурентоспособности российских коммерческих банков и активизация процесса продажи национальных коммерческих банков иностранным финансовым учреждениям - в контексте безопасности и независимости национальной банковской системы.
Этот ряд факторов может в ближайшем будущем радикально изменить вид и структуру российской банковской системы, что и объясняет сложность решения данных вопросов.
Опыт открытия банковского сектора другими странами свидетельствует, что сам факт допуска на рынок иностранных банков снижает прибыльность национальных банков. Поэтому скорее всего российские банки столкнутся с серьезным конкурентным давлением, даже если доля иностранных банков на рынке останется крайне незначительной. В то же время каких-либо катастрофических последствий деятельности инобанков для национальной банковской системы не ожидается.
В целом анализ деятельности банков, находящихся под контролем иностранного капитала, в ряде стран показал, что приватизация банковской системы с участием иностранного капитала не принесла ожидаемых результатов и не способствовала значительному повышению эффективности и притоку современных технологий. Вместо этого проявились отрицательные последствия, наиболее серьезными из которых являются неохотное кредитование мелких и средних предприятий и предпочтение вложений в более безопасные государственные ценные бумаги. Примечательно, что крупные банки с иностранным капиталом, несмотря на максимальные ограничения расходов, увольнения тысяч работников, увеличения цен на свои продукты и услуги, при равной величине собственных средств и суммы баланса, получают меньшие доходы, чем государственные банки.
При оценке роли иностранного капитала, например, в развитии польской банковской системы к преимуществам его присутствия можно отнести: ускоренное развитие и диверсификацию банковского сектора, повышение конкурентоспособности банков и качества обслуживания клиентов. К выявившимся недостаткам и угрозам следует отнести усиленную коммерциализацию банковской деятельности, при которой единственной целью становится немедленная прибыль; растущий разрыв между уровнями процентной ставки по вкладам и кредитам; недостаточное расширение сети банковских отделений; непропорционально высокую долю кредитования предприятий, принадлежащих выходцам из тех же стран, что и собственники банка; слабое кредитование местного малого и среднего бизнеса. Поскольку банки под иностранным контролем практически занимают монопольное положение и к тому же пользуются поддержкой головных банков, они могут неадекватно реагировать на кредитно-денежную политику центрального банка, уменьшая тем самым ее эффективность. Осуществлять надзор над деятельностью банков, входящих в состав международных банковских групп, очень трудно, в том числе и из-за отсутствия соответствующих правовых механизмов. В последнее время эксперты выражают опасения в связи с тем, что после вступления страны в ЕС польские банки, которые входят в состав банковских групп стран Евросоюза, будут преобразованы в простые отделения иностранных банков, которые уже не будут контролироваться Польшей.
Критики присутствия иностранного капитала в польской банковской системе указывают и на такие последствия, как отток квалифицированных специалистов, подготовленных в польских банках, отсутствие эффекта конкуренции и снижения цен на услуги, закрытие филиалов и селективный отбор наиболее прибыльных клиентов.
Что касается Китая, то полная реализация всех обязательств страны по открытию финансового рынка может привести к серьезным проблемам в китайском банковском секторе. Прежде всего это связано со слабостью национальных институтов, низкой конкурентоспособностью государственных коммерческих банков. В условиях более либеральной среды формирования процентных ставок, что будет происходить по мере того, как будет расширяться сфера деятельности инобанков, их конкурентные преимущества станут очевиднее. В силу более низких операционных издержек и более широкого ассортимента банковских услуг они в состоянии предлагать клиентам более выгодные условия обслуживания, привлечь на обслуживание как крупные национальные предприятия, так и обеспеченных граждан в крупных городах.
Можно выделить как конкурентные преимущества, так и недостатки в работе национальных банковских институтов в сравнении с иностранными.
К числу основных преимуществ, как правило, относят следующие. Во-первых, национальные институты располагают разветвленной филиальной сетью. Практически филиалы государственных банков работают во всех административных субъектах КНР. Инобанки пока располагают ограниченной филиальной сетью. Самое большое число отделений у двух инобанков, дольше всех присутствующих на китайском рынке: HSBC имеет девять, а Citibank - пять отделений. НБК придерживается курса на сдерживание географической экспансии инобанков, они не могут открывать более одного дополнительного отделения в год.
Во-вторых, у крупных национальных банков отсутствуют ресурсные ограничения. Высокая склонность населения к сбережениям, равно как и большие остатки средств на счетах предприятий, позволяет национальным банкам оперировать огромным средствами. Одновременно они имеют приоритетный доступ на рынок межбанковского кредитования и к механизмам рефинансирования. Ресурсная же база инобанков на китайском рынке ограничена. Даже те инобанки, которые допущены до китайского межбанковского рынка, могут привлечь с него не более 150% уже имевшихся у них юаневых активов.
Одновременно существует три принципиально важных недостатка, присущих китайским банкам, в силу которых они проигрывают конкуренцию инобанкам.
1. Высокие операционные затраты. Государственные банки обязаны вести сотни миллионов счетов, имеющих небольшие остатки средств. Несмотря на успехи в автоматизации операций удельный вес ручного труда остается значительным, особенно в отделениях, расположенных в отдаленных районах. Эти обстоятельства не позволяют китайским банкам снизить затраты до приемлемого по международным стандартам уровня.
2. Низкий уровень профессионализма среди сотрудников не позволяет применять современные методы управления рисками, ликвидностью и пр.
3. Действующая практика назначения на руководящие должности приводит к тому, что зачастую институтами управляют неспециалисты. Структура корпоративного управления непрозрачна.
Иностранные банки умеют более точно, чем китайские, оценивать кредитные риски. Это дает им важные преимущества по сравнению с национальными банками при выборе наиболее кредитоспособных заемщиков. Более того, китайское правительство не в состоянии требовать, чтобы инобанки занимались "политическим" кредитованием. Только по этим двум причинам возможные убытки кредитных портфелей инобанков должны быть значительно меньше, чем у национальных банков.
В силу конкурентных преимуществ инобанки в состоянии предлагать клиентам более выгодные условия обслуживания, получать прибыль при более узкой процентной марже, т.е. устанавливать более высокие процентные ставки по депозитам и более низкие ставки по кредитам отдельным заемщикам, чем национальные банки.
Таким образом, процесс вовлечения иностранных банковских учреждений в экономическую жизнь страны таит в себе неоднозначные преимущества и отрицательные последствия. Для каждой страны они специфичны. Однако, учитывая относительную неразвитость российской банковской системы, можно утверждать, что при дальнейшем допуске иностранных банков на российский рынок нашим банкам будет очень тяжело выдерживать конкуренцию. Тем более что Банк России, упростив Базель П и приняв за основу упрощенный стандартизированный подход, отказался от применения международных рейтингов.
Таблица 1
Показатели деятельности банков с иностранным участием*, %
01.01.03 | 01.01.04 | 01.01.05 | 01.10.05 | |
Активы | 8,1 | 7,4 | 7,6 | 8,5 |
Собственные средства | 7,1 | 6,6 | 7,8 | 9,2 |
Корреспондентские счета в банках-не- резидентах |
22,9 | 19,7 | 14,0 | 9,5 |
Кредиты и прочие размещенные средства, предоставляемые нефинансовым пред- приятиям и организациям, включая юри- дических лиц - нерезидентов |
7,1 | 6,1 | 6,2 | 7,3 |
Кредиты, депозиты и иные размещенные средства, предоставленные банкам |
25,9 | 22,0 | 15,8 | 22,6 |
Средства на счетах физических лиц | 2,2 | 2,2 | 2,9 | 3,3 |
В том числе вклады физических лиц | 1,5 | 1,5 | 2,4 | 3,3 |
Средства, привлеченные от предприятий и организаций** |
5,5 | 5,7 | 6,6 | 11,1 |
* По кредитным организациям с иностранным участием в уставном капитале свыше 50%. ** Включая депозиты, средства государственных внебюджетных фондов, Минфина России, финансовых органов, клиентов по факторинговым, форфейтинговым операциям, средства в расчетах, средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корсчету кредитной организации |
Таблица 2
Финансовые результаты отдельных банков на российском рынке
за последние три года
Банки | Прибыль/капитал, % |
Российские | |
Сбербанк РФ | 30,1 |
Внешторгбанк РФ | 23,1 |
Газпромбанк | 15,2 |
Альфа-Банк | 1,6 |
Международный Промышленный Банк | 1,9 |
Росбанк | 15,5 |
МДМ-банк | 4,7 |
Банк Москвы | 14,2 |
Иностранные | |
Citibank | 37,6 |
International Moscow Bank | 391,5 |
Raiffeisenbank | 49,7 |
Eurofinance - Moskovsky Narodny Bank | 21,9 |
Commerzbank (Eurasia) | 39,6 |
ABN AMRO (Eurasia) | 44,0 |
Deutshebank | 35,5 |
CSFB | 31,1 |
А. Саркисянц
"Бухгалтерия и банки", N 6, июнь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Bank of International Settlements - Банк международных расчетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540