г. Вологда
01 июня 2009 г. |
Дело N А05-3479/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Исакогорского района города Архангельска на определение о прекращении производства по делу Арбитражного суда Архангельской области от 07 апреля 2009 года по делу N А05-3479/2009 (судья Ипаев С.Г.),
установил
прокурор Исакогорского района города Архангельска (далее - прокурор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к предпринимателю Дзиковской Галине Павловне о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 07 апреля 2009 года производство по делу прекращено.
Прокурор с определением суда не согласился и обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и привлечь предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ с учетом произведенной переквалификации. Полагает, что в действиях предпринимателя имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, поскольку установлен факт нарушений им требований госстандартов, выразившихся в немаркировке товара знаком соответствия и отсутствии товарного ярлыка. Считает неправомерным вывод суда о том, что совершенное предпринимателем правонарушение имеет признаки состава, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав представленные документы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 16.03.2009 сотрудниками БППР и ИАЗ МОБ ОВД по Искогорскому округу г. Архангельска проведена проверка принадлежащего предпринимателю торгового павильона, расположенного по адресу: г. Архангельск, п. Цигломень, ул. Красина, д. 8, корп. 2, по результатам которой составлен акт проверки, акт контрольной закупки и протокол изъятия (л.д.14-16).
В ходе проверочной закупки предпринимателем допущена реализация товара (детского вязаного костюма красно-белого цвета по цене 160 руб.) при отсутствии товарного ярлыка с реквизитами о наименовании изделия, о модели (или артикуле) и без знака соответствия. При этом на данный товар предпринимателем представлен сертификат соответствии N РОСС CN-KR-PL-RU-TR-BY-UA-SY-TY-HU-KG АЯ46.В2153 сроком действия с 21.04.2008 по 21.04.2009 (л.д. 22), выданный органом по сертификации промышленной продукции - Ростест-Москва.
По данному факту прокурор вынес постановление от 17.03.2009 о возбуждении в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении по части 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 8).
Руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава вменяемого правонарушения, наличием признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, полномочия по привлечению к ответственности по которой у суда отсутствуют.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) под знаком соответствия понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
На основании Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1013, хозяйственные товары, в том числе детская одежда, подлежат обязательной сертификации.
При обязательной сертификации инструмента подтверждается его соответствие требованиям, установленным ГОСТ Р 28554-90.
На основании статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификация продукции представляет собой форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Посредством сертификации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для ее выполнения, удостоверяют в письменной форме, что продукция соответствует техническим регламентам, положениям стандартов или условиям договоров.
Статьей 18 этого Закона определено, что сертификация (подтверждение соответствия) осуществляется в целях: удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг.
Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 10.05.2000 N 26 (далее - Правила по проведению сертификации), предусматривают, что изготовители (продавцы, исполнители) продукции при проведении обязательной сертификации в числе прочего маркируют сертифицированную продукцию знаком соответствия (пункт 3.8).
Согласно пункту 4.6 Правил по проведению сертификации знак соответствия наносят как на сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации, так и непосредственно на продукцию (тару, упаковку).
В силу пункта 3.6.2 "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 20.05.1994 N 15, маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец) на основании сертификата или декларации о соответствии, зарегистрированной в органе по сертификации.
Пунктом 3.6.3 указанного Порядка установлено, что знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию. Знак соответствия наносят на тару или упаковку при невозможности нанесения знака соответствия непосредственно на продукцию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ). При необходимости используют специальные технические средства, такие как ярлыки, ленты, выполненные как встроенная часть продукции (для канатов, кабелей и т.д.).
Нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 данного Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии) или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованную выдачу сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, влечет применение ответственности по части 2 статьи 19.19 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что судом первой инстанции предложено прокурору представить доказательства выдачи вышеуказанного сертификата соответствия предпринимателю органом по сертификации.
В ответ на запрос ЗАО "Региональный орган по сертификации и тестированию" (ЗАЛ "Ростест") в письме от 20.03.2009 N 11-7/091 сообщил, что вышеназванный сертификат им не выдавался, при этом в системе сертификации ГОРС Р указание в регистрационном номере одного сертификата нескольких стран-изготовителей не предусмотрено.
Таким образом, предприниматель осуществлял продажу товара без сертификата соответствия, следовательно, привлечение к ответственности за отсутствие знака соответствия неправомерно.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно установил отсутствие в действиях Дзиковской Г.П. состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия согласна с тем, что действия предпринимателя необходимо квалифицировать по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ, а не по части 1 статьи 19.19 данного Кодекса, как утверждает административный орган.
Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.
В указанной статье прямо предусмотрено, что она не применяется в случаях, определенных частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.
При этом статья 14.4 КоАП РФ находится в главе 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности". Данное правонарушение посягает на права покупателей и интересы государства в области предпринимательской деятельности.
В отличие от указанной нормы часть 1 статьи 19.19 КоАП РФ находится в главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления". Правонарушения, названные в диспозиции части 1 статьи 19.19 Кодекса и регулируемые главой 19 Кодекса, могут являться основанием для привлечения к административной ответственности лишь в случае выявления в их составе нарушений против порядка управления.
При этом непосредственным предметом правонарушения по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ являются обязательные требования государственных стандартов, соответствие которым определяется в порядке обязательной сертификации продукции и услуг.
Как установлено судом первой инстанции, в данном случае сертификат у предпринимателя отсутствовал, следовательно, отсутствуют и правоотношения, связанные с обязательной сертификацией и соответствующими ГОСТами.
Из материалов дела видно что, предприниматель осуществлял деятельность в сфере розничной торговли продукцией, которая должна соответствовать обязательным требованиям стандартов. Правонарушение, вменяемое предпринимателю, посягает на права покупателей и интересы государства в области предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, правонарушение следует квалифицировать по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 23.49 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.4 названного Кодекса, рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, следовательно, суд первой инстанции правомерно установил отсутствие у него полномочий по привлечению предпринимателя к ответственности по названной статье.
В силу пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены определения о прекращении производства суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
определение Арбитражного суда Архангельской области о прекращении производства по делу от 07 апреля 2009 года по делу N А05-3479/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора Исакогорского района города Архангельска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3479/2009
Истец: Прокурор Исакогорского района г.Архангельска
Ответчик: Предприниматель Дзиковская Галина Павловна
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2414/2009