Новая система оплаты труда работников здравоохранения
в Санкт-Петербурге
От редакции:
Многие годы идут разговоры о необходимости совершенствования системы оплаты труда работников здравоохранения. Федеральный закон N 122-ФЗ предоставил субъектам РФ право самостоятельно устанавливать системы оплаты труда работников бюджетной сферы. И хотя многие регионы воспользовались предоставленными полномочиями, на кардинальные изменения решились только власти Санкт-Петербурга, полностью отказавшиеся от оплаты труда по Единой тарифной сетке. Сегодня мы публикуем статью руководителей Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, посвященную этому вопросу. Желающие более детально ознакомиться с новой системой оплаты труда работников здравоохранения в Санкт-Петербурге, могут найти полные тексты всех соответствующих нормативных документов на сайте Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга: www.zdrav.spb.ru.
В ближайших номерах планируется опубликовать аналитический материал, касающийся методологических проблем введения региональных систем оплаты труда работников здравоохранения; изменений, произошедших в системах оплаты труда в различных регионах РФ; достоинств и недостатков конкретных систем оплаты труда.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительских) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (N 122-ФЗ от 22.08.04) в Санкт-Петербурге был принят закон "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" от 12.10.2005 г. N 531-74 (далее - Закон).
Наиболее важным положением указанного Закона является то, что он предполагает отход от оплаты труда работников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке (ЕТС) и переход на так называемую окладную систему. Согласно Закону оплата труда руководителей, специалистов и служащих государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, производится на основе схемы расчета должностных окладов. Оплата труда рабочих (к числу которых в соответствии с действующими нормативными актами относятся, кстати, и санитарки), производится на основе тарифной сетки (отличающейся от ЕТС).
В соответствии с Законом было принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1673 "О системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга". Постановление предусматривает, что размеры повышающих коэффициентов для определения размера должностных окладов руководителей, специалистов и служащих учреждений здравоохранения устанавливаются в порядке, определенном Комитетом по здравоохранению.
В целях реализации указанного Постановления Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга было издано распоряжение от 28.11.2005 N 431-р "Об утверждении Положения о порядке оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга".
Вкратце суть новой системы оплаты труда работников здравоохранения заключается в следующем.
Оплата труда руководителей, специалистов и служащих государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, производится на основе схемы расчета должностных окладов (Приложение 1).
При этом используются следующие основные понятия:
окладная система оплаты труда - совокупность окладов, надбавок к ним и доплат, установленных за выполнение трудовых обязанностей и норм труда в соответствии с базовым коэффициентом и коэффициентами надбавок и доплат;
базовая единица - величина, принимаемая для расчета должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Размер базовой единицы, принимаемой для расчета должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников устанавливается законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и подлежит ежегодной индексации на величину не менее уровня инфляции (потребительских цен). На 01.01.2006 г. он был установлен в размере 3691 руб.
базовый коэффициент - относительная величина, зависящая от уровня образования и применяемая для определения базового оклада;
базовый оклад - размер оплаты труда работника, рассчитанный как произведение базовой единицы на базовый коэффициент;
повышающий коэффициент - относительная величина, определяющая размер повышения базового оклада.
Порядок формирования должностных окладов
Размер должностного оклада руководителя, специалиста и служащего определяется путем суммирования базового оклада и произведений базового оклада на повышающие коэффициенты к базовому окладу.
Размер базового оклада руководителя, специалиста и служащего устанавливается как произведение базовой единицы на базовый коэффициент.
Базовый коэффициент устанавливается исходя из уровня образования руководителя, специалиста и служащего.
Повышающие коэффициенты к базовому окладу устанавливаются исходя из стажа работы (коэффициент стажа работы); условий труда, типов, видов учреждений и их структурных подразделений, занимаемой должности (коэффициент специфики работы); квалификации (коэффициент квалификации); масштаба и сложности руководства учреждением (коэффициент масштаба управления) и должности, занимаемой в системе управления учреждением (коэффициент уровня управления).
Для определения размера должностного оклада руководителей учреждений здравоохранения и руководителей их структурных подразделений применяются следующие повышающие коэффициенты к базовому окладу:
коэффициент специфики работы;
коэффициент квалификации;
коэффициент масштаба управления;
коэффициент уровня управления.
Для определения размера должностного оклада специалистов применяются следующие повышающие коэффициенты к базовому окладу:
коэффициент стажа работы;
коэффициент специфики работы;
коэффициент квалификации.
Для определения размера должностного оклада служащих применяются следующие повышающие коэффициенты к базовому окладу:
коэффициент стажа работы;
коэффициент специфики работы.
Базовый оклад
Базовый оклад работника исчисляется по формуле:
Бо = Б х Кб,
где Бо - размер базового оклада работника;
Б - величина базовой единицы, устанавливаемая Правительством Санкт-Петербурга при утверждении бюджета Санкт-Петербурга на очередной финансовый год;
Кб - базовый коэффициент - коэффициент уровня образования работника.
Образовательному уровню работника с "основным общим образованием" присваивается коэффициент 1,0. Для уровней образования выше "неполного среднего" устанавливаются повышающие коэффициенты (см. Приложение 1).
Повышающие коэффициенты
Повышения базового оклада производятся в соответствии со следующими повышающими коэффициентами:
К1 - коэффициент стажа работы;
К2 - коэффициент специфики работы;
К3 - коэффициент квалификации работника;
К4 - коэффициент масштаба управления;
К5 - коэффициент уровня управления.
Коэффициент стажа работы (К1)
Для работников учреждений здравоохранения устанавливаются пять стажевых групп (с подгруппами) в зависимости от продолжительности работы (табл. 1).
Коэффициент стажа не распространяется на руководителей всех уровней управления здравоохранения и рабочих.
Абсолютный размер повышения по К1 исчисляется по формуле:
АК1 = Бо х К1, где:
АК1 - абсолютный размер повышения по данному основанию (по К1);
Бо - базовый оклад;
К1 - коэффициент повышения по стажу.
Таблица 1.
Коэффициент стажа (К1)
Группы | Подгруппы | |
1 | 2 | |
Стаж до 2-х лет | 0 | 0 |
Стаж от 2 до 5 лет | 0,23 | 0,12 |
Стаж от 5 до 10 лет | 0,28 | 0,16 |
Стаж от 10 до 20 лет | 0,30 | 0,18 |
Стаж 20 и более лет | 0,32 | 0,20 |
В соответствии с подгруппой 1 устанавливаются коэффициенты стажа для следующих категорий работников:
врачи, провизоры;
специалисты с немедицинским образованием.
В соответствии с подгруппой 2 устанавливаются коэффициенты стажа для следующих категорий работников:
средний медицинский и фармацевтический персонал;
служащие.
Коэффициент специфики работы (К2)
Абсолютный размер повышения по К2 исчисляется по формуле:
АК2 = Бо х К2, где:
АК2 - абсолютный размер повышения по данному основанию (по К2);
Бо - базовый оклад;
К2 - коэффициент специфики работы.
Коэффициенты специфики работы включают в себя:
коэффициенты, отражающие опасные для здоровья и тяжелые условия труда (вредность). Этот перечень соответствует "Перечню учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда" (Приложение 2 к "Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации" Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. N 377). Однако вместо процентов используются коэффициенты и их значение другое;
коэффициенты, отражающие прочие условия, определяющие коэффициент специфики. Эти коэффициенты отражают специфику работы и оплаты труда ряда категорий работников в рамках одного уровня образования (например, более высокий уровень оплаты оперирующих труда врачей-хирургов и т.д.).
Коэффициенты специфики работы для работников различных категорий работников отражены в специальном приложении "Перечень типов учреждений (подразделений, категорий работников) здравоохранения для установления коэффициента специфики работы (К2)" (этот перечень в данной статье не приводится).
Коэффициент квалификации (К3)
Коэффициент квалификации применяется для исчисления должностных окладов работников, которым присваивается квалификационная категория по итогам аттестации работникам, имеющим ученую степень, а также лицам, которым присвоены почетные звания Российской Федерации или СССР, при условии их соответствия занимаемой должности.
Коэффициент квалификации устанавливается путем суммирования коэффициента за квалификационную категорию или за ученую степень с коэффициентом за почетное звание Российской Федерации, СССР.
Работникам, имеющим два и более почетных звания Российской Федерации (СССР), коэффициент квалификации определяется исходя из одного почетного звания Российской Федерации (СССР) по выбору работника.
Абсолютный размер каждого повышения исчисляется, исходя из базового оклада, без учета повышения по другим основаниям.
Абсолютный размер повышения по К3 исчисляется по формуле:
АК3i = Бо х К3i,
где
АК3i - абсолютный размер повышения по данному основанию (по К3);
Бо - базовый оклад;
i - основание для применения повышающего коэффициента, размер которого установлен в табл. 3 данного Положения;
К3 - коэффициент квалификации, установленный в табл. 2.
Таблица 2
Коэффициенты квалификации
За наличие квалификационной категории: | |
Высшая категория | 0,33 |
Первая категория | 0,20 |
Вторая категория | 0,10 |
За ученую степень: | |
Доктор наук | 0,40 |
Кандидат наук | 0,35 |
За почетные звания: | - |
Почетные звания Российской Федерации, СССР | - |
"Народный..." | 0,40 |
"Заслуженный..." | 0,35 |
Таблица 3.
Коэффициенты масштаба управления
Группы по оплате труда руководителей |
Коэффициент масштаба управления | ||
1 уровень управления | 2 уровень управления | 3 уровень управления | |
I | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
II | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
III | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
IV | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
V | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Коэффициент масштаба управления (К4)
Коэффициент масштаба управления - объемный показатель деятельности учреждения здравоохранения, который оценивает масштаб и сложность руководства учреждением.
Для учреждений здравоохранения устанавливаются пять групп по оплате труда руководителей (табл. 3).
Коэффициент масштаба управления определяется в зависимости от отнесения учреждения здравоохранения к соответствующей группе по оплате труда руководителей согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения".
Коэффициент масштаба управления устанавливается для руководителей, осуществляющих руководство учреждением в целом или одним из направлений его деятельности (1 и 2 уровень управления). Коэффициент масштаба управления для руководителей подразделений (3 уровень управления), применяется только в отношении подразделений, имеющих в своем составе другие структурные подразделения. В этом случае применяется коэффициент масштаба управления, соответствующий мощности возглавляемого им подразделения.
Абсолютный размер повышения по К4 исчисляется по формуле:
АК4 = Бо х К4,
где:
АК4 - абсолютный размер повышения по данному основанию (по К4);
Бо - базовый оклад;
К4 - коэффициент масштаба управления.
Коэффициент уровня управления (К5)
К должностям руководителей в соответствии с "Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения" (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 N 377) и Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 ноября 1992 года N 30 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих" относятся:
1. Руководители учреждений:
главный врач (директор, заведующий, начальник).
2. Заместители:
Заместитель Главного врача (директора, заведующего, начальника);
Главные специалисты: главный бухгалтер, главная медицинская сестра, главная акушерка, главный фельдшер, главный инженер и т.д.;
Директор, выполняющий функции руководителя технической, хозяйственной и др. службы на правах заместителя руководителя учреждения и подчиненный руководителю учреждения.
3. Руководители структурных подразделений учреждений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.):
Заведующий;
Начальник.
Старшие: врач, провизор, фармацевт, фельдшер, акушерка, медсестра, зубной техник не относятся к категории руководителей. В соответствии с "Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения" они относятся к категории специалистов.
Коэффициент уровня управления оценивает уровень управления - должность, занимаемую руководителем в системе управления учреждением здравоохранения. Для этой цели выделяются три уровня управления с подуровнями.
Значения коэффициента уровня управления приведены в Приложении 1.
Порядок исчисления должностного оклада
Должностной оклад - это фиксированный размер месячной оплаты труда, который устанавливается руководителям, специалистам и служащим.
Для каждой категории работников, в соответствии со Схемой формируется должностной оклад по собственному набору коэффициентов.
Исчисление должностного оклада различным категориям работников производится в следующем порядке:
Должностной оклад руководителя исчисляется по формуле:
Орук = Бо + Бо х К2 + Бо х К3 + Бо х К4 + Бо х К5,
где
Орук - размер должностного оклада руководителя;
Бо - величина базового оклада;
К2 - коэффициент специфики работы;
К3 - коэффициент квалификации;
К4 - коэффициент масштаба управления;
К5 - коэффициент уровня управления.
Должностной оклад специалиста исчисляется по формуле:
Осп = Бо + Бо х К1 + Бо х К2 + Бо х К3,
где
Осп - размер должностного оклада специалиста;
Бо - величина базового оклада;
К1 - коэффициент стажа;
К2 - коэффициент специфики работы;
К3 - коэффициент квалификации.
Должностной оклад служащего исчисляется по формуле:
Осл = Бо + Бо х К1 + Бо х К2
где
Осл - размер должностного оклада;
Бо - величина базового оклада;
К1 - коэффициент стажа;
К2 - коэффициент специфики работы.
Оплата труда рабочих
Размер тарифной ставки (оклада) рабочих (в т.ч. санитарок) определяется путем умножения базовой единицы на тарифный коэффициент, указанный в "Тарифной сетке по оплате труда рабочих государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга".
Размер тарифной ставки (оклада) рабочих, занятых на работах с особыми условиями труда, определяется в повышенном размере.
В случае, когда установленные в соответствии с Законом Санкт-Петербурга для работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, должностные оклады, тарифные ставки (оклады) с учетом доплат и надбавок оказываются ниже установленных по состоянию на 31 декабря 2005 года должностных окладов (тарифных ставок) с учетом надбавок и доплат указанным работникам на время работы в данном учреждении в занимаемой должности выплачивается соответствующая разница в заработной плате.
Учитывая принципиальную новизну внедряемой системы оплаты труда, Комитетом по здравоохранению были дополнительно разработаны "Методические рекомендации по оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга".
Была организована "Горячая линия" по телефону и электронной почте. Любой желающий мог получить ответы на интересующие его вопросы, связанные с новой системой оплаты труда. Информация о горячей линии была направлена в средства массовой информации.
На сайте Комитета по здравоохранению размещены все основные нормативные документы, касающиеся новой системы оплаты труда, а также дополнительные официальные документы (например, "Общероссийский классификатор" - для определения того, кто относится к руководителям, специалистам, служащим или рабочим) и справочные материалы (таблицы соответствия и т.д.). Кроме того, на сайте размещена справочная информация, включая рубрику "Вопросы и ответы". Подобные материалы рассылаются в учреждения здравоохранения и по электронной почте.
Была организована еженедельная публикация в газетах "Социальная политика", "Медицина Петербурга" рубрики "Новая система оплаты труда работников здравоохранения в вопросах и ответах".
Все это позволило сравнительно безболезненно перейти на принципиально новую систему оплаты труда, которая была положительно оценена большинством работников здравоохранения Санкт-Петербурга.
Приложение 1
Схема расчета должностных окладов руководителей, специалистов
и служащих государственных учреждений здравоохранения, финансируемых
за счет средств бюджета Санкт-Петербурга
N п/п |
Наименование коэффициента |
Основание для повышения величи- ны базовой единицы |
Базовый и повышающие коэффициенты для кате- гории работников |
||
Руководители | Специалисты | Служащие | |||
1. Базовый коэффициент | |||||
1.1 | Коэффициент уровня образо- вания |
Высшее профессиональное образо- вание, подтверждаемое присвое- нием лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалифика- ции "магистр" или "дипломиро- ванный специалист" |
1,50 | 1,50 | 1,50 |
Высшее профессиональное образо- вание, подтверждаемое присвое- нием лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалифика- ции "бакалавр" |
1,40 | 1,40 | 1,40 | ||
Неполное высшее образование, среднее профессиональное обра- зование |
1,20 | 1,20 | 1,20 | ||
Начальное профессиональное об- разование |
1,08 | 1,08 | 1,08 | ||
Среднее (полное) общее образо- вание |
1,04 | 1,04 | 1,04 | ||
Основное общее образование | 1,00 | Базовая единица | |||
2. Повышающие коэффициенты к базовому окладу | |||||
2.1 | Коэффициент стажа работы |
Стаж более 20 лет | - | 0,10-0,48 | 0,10-0,20 |
Стаж от 10 до 20 лет | - | 0,09-0,47 | 0,09-0,15 | ||
Стаж от 5 до 10 лет | - | 0,08-0,46 | 0,08-0,12 | ||
Стаж от 2 до 5 лет | - | 0,05-0,23 | 0,05-0,7 | ||
Стаж от 0 до 2 лет | - | 0,00 | 0,00 | ||
2.2 | Коэффициент специфики рабо- ты |
Тип 1 | 0,10-0,80 | ||
Тип 2 | 0,10-0,30 | ||||
Тип 3 | 0,10-0,15 | ||||
Тип 4 | 0,10-0,13 | ||||
Тип 5 | 0,00-0,10 | ||||
2.3 | Коэффициент квалификации работника |
Квалификационные категории: | |||
Высшая категория | 0,33 | 0,33 | - | ||
Первая категория | 0,20 | 0,20 | - | ||
Вторая категория | 0,10 | 0,10 | - | ||
Ученая степень: | |||||
Доктор наук | 0,40 | 0,40 | - | ||
Кандидат наук | 0,35 | 0,35 | - | ||
Почетные звания Российской Федерации, СССР: | |||||
"Народный" | 0,40 | 0,40 | - | ||
"Заслуженный" | 0,35 | 0,35 | - | ||
2.4 | Коэффициент ма- сштаба управле- ния |
Группа 1 | 1,0 | - | - |
Группа 2 | 0,8 | - | - | ||
Группа 3 | 0,6 | - | - | ||
Группа 4 | 0,4 | - | - | ||
Группа 5 | 0,2 | - | - | ||
2.5 | Коэффициент уровня управле- ния |
Уровень управления 1 - руково- дители |
0,80 | - | - |
Уровень управления 2 - замести- тели руководителей Подуровень 1 |
0,5-0,7 |
- |
- |
||
Уровень управления 2 - замести- тели руководителей Подуровень 2 |
0,4-0,6 |
- |
- |
||
Уровень управления 3 - руково- дители структурных подразделе- ний Подуровень 1 |
0,5-0,7 |
- |
- |
||
Уровень управления 3 - руково- дители структурных подразделе- ний Подуровень 2 |
0,4-0,7 |
- |
- |
||
Уровень управления 3 - руково- дители структурных подразделе- ний Подуровень 3 |
0,4-0,7 |
||||
Уровень управления 3 - руково- дители структурных подразделе- ний Подуровень 4 |
0,3-0,6 |
Приложение 2.
Тарифная сетка по оплате труда рабочих государственных учреждений,
финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга
Разряды платы труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Тарифный коэффициент | 1,0 | 1,01 | 1,04 | 1,09 | 1,16 | 1,22 | 1,30 | 1,40 |
Ю.А. Щербук,
Председатель Комитета по здравоохранению
Ф.Н. Кадыров,
заместитель председателя Комитета по здравоохранению,
г. Санкт-Петербург
"Менеджер здравоохранения", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru