Отчетность по бизнес-сегментам:
анализ и перспективы
Инновация может появиться в любом
месте, где сходятся светлые умы и
предпринимательский дух.
Сэмюэл А. Дипиаза, Роберт Дж. Экклз.
Будущее корпоративной отчетности.
Как вернуть доверие общества
В экономике пертурбация: банкротства крупных мировых корпораций; распад аудиторских фирм; уголовные и гражданские процессы против высших менеджеров, известных финансовых институтов и адвокатских контор; неустойчивость фондового рынка, обусловленная пересмотром результатов деятельности компаний и обеспокоенностью инвесторов. Последствия этого глобальны и могут являться предвестниками финансового кризиса. Почему это случилось? Многие специалисты признают, что одной из основных причин является несовершенство корпоративной отчетности, обусловливающее проблему информационных пробелов рынка. Значительная часть информации, поступающая сейчас на рынок в форме корпоративной отчетности, не соответствует потребностям ее пользователей. Какие показатели восполнят эти пробелы и помогут инвесторам принимать обоснованные решения? Чтобы ответить на этот сложный вопрос, следует провести серьезное научное исследование. Необходимо определить систему показателей активности бизнеса, позволяющую рассчитать стадию его жизненного цикла и стадию цикла его стоимости. В данной статье предпринята попытка обосновать необходимость систем оценки циклов стоимости бизнеса с целью прогнозирования его привлекательности для инвесторов. Идентификация фазы и стадии цикла стоимости бизнеса сделает возможным прогноз и оценку его долгосрочного развития.
По каким показателям можно судить об успехе бизнеса?
В последние годы в экономической литературе довольно часто звучит критика традиционных финансовых показателей, источником которых является система бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Показатели, формируемые в среде традиционного бухгалтерского учета, в последние годы в значительной мере утратили ценность для менеджмента и инвесторов. Еще в 1997 и 1998 годах компания PriceWaterhouseCoopers провела глобальный опрос среди сотен институциональных инвесторов и фондовых аналитиков в 14 странах. Всего 19% опрошенных инвесторов и 27% аналитиков признали финансовые отчеты полезным инструментом выявления подлинной стоимости компаний. Составители отчетов, т.е. сами компании, с таким суждением вполне согласны. Только 38% руководителей фирм в США считают полезной для принятия решений отчетность своих компаний. Картина даже еще драматичнее: в таком же опросе представители высокотехнологичных отраслей США и Канады лишь 7% инвесторов, 16% аналитиков и 13% руководителей фирм сочли данные финансовых отчетов полезными для определения подлинной стоимости. В этой связи многие известные специалисты, высокие профессионалы бухгалтерского учета и аудита предлагают свои оригинальные идеи к решению проблемы низкой информативности существующих форм корпоративной отчетности. Среди наиболее серьезных, можно сказать фундаментальных, разработок, получивших широкое применение в учетно-аналитической работе корпораций, следует отметить систему сбалансированных показателей (The Balanced Scorecard, BSC), предложенную директором Norlan Norton Institute Дэвидом Нортоном (в настоящее время занимает пост руководителя Balanced Scorecard Collaborative) и профессором Harvard Business School Робертом Капланом, а также предложенную специалистами фирмы PriceWaterhouse Coopers концепцию отчетности о стоимости (ValueReporting), включающую трехуровневую модель обеспечения прозрачности корпораций, которая дополняет традиционный набор стоимостных характеристик бизнеса информацией о нефинансовых результатах деятельности и о нематериальных активах. Также, на наш взгляд, заслуживает внимания проект изучения влияния нематериальных активов на показатели стоимости бизнеса, организованный профессором Барухом Левом в Стерновской школе бизнеса при Нью-Йоркском университете.
Проблема качества корпоративной отчетности остается открытой. По-прежнему ведутся дебаты, свидетельствующие о неудовлетворенности пользователей и новыми концепциями отчетности. Необходима система показателей, позволяющая с достаточной степенью точности прогнозировать успешность бизнеса в долгосрочной перспективе, а точнее - позволяющая определять стадию жизненного цикла бизнеса. Каким образом можно разработать такую систему? Какие показатели она должна включать?
Жизненный цикл бизнеса и ожидания рынка
Согласно современным концепциям менеджмента, одним из наиболее содержательных показателей, предвещающих долгосрочный финансовый успех бизнеса, является мера остаточной прибыли (т.е. прибыли за вычетом платы за капитал), называемая экономической добавленной стоимостью (Economic Value Added; EVAT).
Обеспечение формирования экономической добавленной стоимости как основного фактора финансирования воспроизводства является одной из основных функций менеджмента корпорации. При этом новая стоимость создается в результате объединения капиталов (функция финансирования) и их вложения в определенные механизмы получения предпринимательской прибыли (функция инвестирования). Корпорацию же в целом можно рассматривать как совокупность механизмов создания стоимости, или совокупность форм приращения вложенных в него средств. Назовем эти формы приращения ресурсов сегментами бизнеса, или бизнес-сегментами (БС).
Функция любого БС конечна и рано или поздно перестает реализовываться (что, вероятно, зависит от критического уровня накапливаемых в процессе функционирования предприятия управленческих ошибок). Приняв за аксиому цикличность любой человеческой деятельности, включая бизнес, мы можем допустить, что при прочих равных условиях каждый из БС имеет определенный жизненный цикл (ЖЦ), состоящий из фаз: зарождение, рост, зрелость, спад. В рамках корпорации как "организационной оболочки" бизнес-сегментов в долгосрочном периоде происходит их перманентное обновление. Чтобы предприятие продолжало успешно функционировать, оно должно периодически "обновляться своим содержанием" (при этом новые БС должны создаваться с той же скоростью, с какой "закрывают" старые), вследствие этого должна изменяться и его стоимость. Организацией и управлением этими процессами занимается менеджмент. Но могут ли эти процессы оперативно отслеживать его владельцы, могут ли они эффективно контролировать процессы изменения стоимости?
Покупая акции определенной корпорации, инвестор финансирует те или иные БС. Разумеется, все БС взаимозависимы, и для рядового акционера по большому счету не имеет значения, за счет каких БС предприятием была получена экономическая прибыль, а какие из них снизили экономическую добавленную стоимость корпорации. В принципе инвестор не имеет представления о жизненном цикле БС финансируемой им корпорации, а поэтому он не может прогнозировать ее успех, опираясь лишь на показатели деятельности корпорации как единого хозяйственного комплекса.
В то же время если все БС корпорации единовременно находятся в стадии спада, то крах корпорации неизбежен, если не "обновить" БС (включая их элементы - материальную, технологическую, финансовую, кадровую, управленческую и иную инфраструктуру, выраженную в технологиях) или не заменить их. Инвестор же, анализируя отчетность корпорации в отрыве от отчетности ее БС и полагаясь лишь на сигналы рынка, не всегда сможет своевременно "уловить" этот момент и вовремя продать свои акции.
Для того чтобы принимать обоснованные финансовые решения, инвестору нужно иметь качественную информацию о БС финансируемой им корпорации. Информацию о каждом БС следует отражать в соответствующей корпоративной отчетности, включающей в себя финансовые и нефинансовые показатели. Отчетность БС должна позволять определить его стадию ЖЦ. Бухгалтерский же баланс предприятия по большому счету представляет собой консолидированную отчетность всех БС.
Квалифицированный пользователь отчетности в результате ее анализа должен иметь возможность определить то, каким образом активы и пассивы корпорации распределены по БС. По сути, финансовая отчетность, как стоимостная картина бизнеса и его факторов (финансовых потоков корпорации), и призвана раскрывать содержание бизнеса.
В принципе в каждой стране национальными стандартами установлены свои правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций*(1). Международными стандартами финансовой отчетности также регламентировано формирование такой информации*(2). В то же время крайне скудный состав информации по отчетным сегментам, рекомендуемый к раскрытию национальными и международными стандартами, а также способ ее представления не позволяют квалифицированному пользователю сформировать целостное представление о результатах деятельности и перспективах развития "сегментов".
Примечателен тот факт, что эффективность БС сама по себе не является для инвесторов особо важным параметром. Об этом свидетельствуют опросы, проводившиеся компанией PriceWaterhouseCoopers с целью определения того, какую именно дополнительную информацию хотят получить инвесторы*(3). На наш взгляд, определение эффективности БС является лишь первым шагом к определению стадии его ЖЦ и прогнозированию его стоимости (об этом см. ниже).
Корпоративная отчетность должна содержать данные для анализа и оценки:
роли и перспектив БС корпорации (т.е. того, из каких частей складывается единый "организм" корпорации);
влияния результатов выполнения функции одних БС на других в аспекте приращения совокупной EVAT;
синергетического эффекта консолидации БС;
перспектив корпорации как единой системы БС (при этом перспективы корпорации рассматриваются в аспекте жизненного цикла БС).
Мы приходим к выводу о том, что БС являются центрами экономической добавленной стоимости - EVAT (ЦЭДС). При этом ЦЭДС не следует отождествлять с хозяйственными единицами корпорации или стратегическими полями бизнеса (СПБ). Последние могут являться самостоятельными ЦЭДС, а могут образовывать систему из нескольких ЦЭДС. В качестве примера СПБ можно привести бизнес-отделения германского концерна Siemens, структурированные по величине, ориентации на группы потребителей и технологиям производства. В принципе во многих германских концернах СПБ выделяют по следующим признакам: 1) решение самостоятельных рыночных задач при помощи собственных продуктов в рамках четко сформулированных целей; 2) наличие определенных внешних конкурентов, с которыми эта стратегическая единица конкурирует на рынке; 3) относительная хозяйственная самостоятельность при реализации ключевых хозяйственных функций (разработка, производство, сбыт) и определенная ответственность за результаты хозяйственной деятельности; 4) наличие собственной системы планирования, учета и контроля. СПБ представляют отдельные продукты, продуктовые группы и продуктовые программы и в большинстве своем соответствуют оперативным структурным единицам концерна. В зависимости от своей рыночной привлекательности, сильных и слабых сторон, а также вклада в успех деятельности отдельного предприятия в целом отдельные СПБ или их группы (последние часто называют сегментами или областями бизнеса) могут подразделяться на ключевые и дополнительные поля бизнеса. По каждому СПБ разрабатываются отдельные стратегии и бизнес-планы, определяющие принципиальное поведение предприятия в соответствующих СПБ, необходимое для поддержания его конкурентоспособности. При общефирменном бизнес-планировании рассматривается общее поле деятельности предприятия в виде портфеля СПБ (бизнес-портфеля), в который могут быть включены новые СПБ, ликвидированы старые, а все остающиеся СПБ могут развиваться самым различным образом. Кроме того, Siemens проводит посегментный анализ средневзвешенных затрат на капитал (Weighted Average Cost of Capital; WACC) в соотношении с EVAT каждого сегмента. Siemens публикует краткие сводки EVAT с описанием методов ее исчисления. Желая облегчить пользователям самостоятельные расчеты, руководство компании раскрывает также WACC в целом для 16 хозяйственных групп с распределением по трем уровням: оперативная деятельность, финансы, недвижимость.
Мы рассмотрели организационный аспект БС. В функциональном же аспекте БС - это определенным образом структурированная интеграция следующих технологий бизнеса (ТБ):
а) технологии производства (совокупность средств, процессов, процедур, методов, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие, они охватывают ресурсы, навыки и знания);
б) технологии маркетинга (выбор рынка и механизмов продвижения товаров на рынке);
в) технологии управления и финансирования технологий "а" и "б".
Обновление технологии "в" (инжиниринг) влечет за собой обновление технологий "а" и "б", что ведет к новому жизненному циклу БС. Следовательно, ЖЦ БС - это цикл использования его содержимого - технологий "а", "б", "в".
Определение стадии ЖЦ БС позволит понять, какие активы корпорации (внутренние и внешние) и каким образом "создают" EVAT, как ЦЭДС создают новые активы. Жизненный цикл ЦЭДС зависит от их "износа", управления ими и их конфигурации. Вся информация должна отражаться в балансах ЦЭДС (актив - выраженная в новых ресурсах EVAT; пассив - факторы капитала, создающего EVAT). При этом следует учесть, что все финансовые потоки корпорации выражены в движении активов (изменении их количества, стоимости, пропорций), создающих EVAT и интегрированных в ЦЭДС. Активы могут быть как внешними, так и внутренними, при этом, как известно, не все активы, создающие EVAT, имеют бухгалтерскую оценку и учитываются в балансе. По балансам ЦЭДС аналитики будут определять показатели, на основе которых можно было бы рассчитывать стадию ЖЦ каждого из них.
Измерение корпоративной
активности как новая философия оценки бизнеса
Если суммировать все показатели ЖЦ БС с учетом соответствующих весовых коэффициентов, можно будет рассчитать интегральный - "суммарный" показатель активности корпорации (или корпоративной активности). Под корпоративной активностью мы будем понимать интегральную степень активности бизнес-сегментов корпорации, определенную на основе расчета фаз (стадий) их жизненного цикла, в которых они находятся.
Примем за аксиому, что при прочих равных условиях нормальная корпоративная активность означает, что основные БС корпорации находятся в фазах роста и зрелости. Если использовать образное сравнение, то можно провести аналогию между показателем корпоративной активности и температурой человеческого тела (показатель активности корпорации для аналитика и инвестора будет иметь такое же информативное значение, какое имеет для лечащего врача температура тела пациента - показатель состояния его здоровья). Измеряя данный показатель, будет возможно не только оценивать текущее состояние бизнеса, но и прогнозировать финансовый успех корпорации как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане. Каким образом?
Показатель корпоративной активности будет выражать и привлекательность корпорации для инвесторов, что значительно повлияет на ожидания рынка о ее будущей стоимости. В принципе на основе анализа динамики показателей корпоративной активности, а также определения стратегических возможностей корпорации по обновлению (реинжинирингу) ее БС аналитики смогут давать прогнозы ее будущей и максимально возможной стоимости, а также определять цикл стоимости корпорации (ЦСК), или циклы стоимости бизнеса. ЦСК же, в свою очередь, позволят определить циклы капитала.
Так, если капиталом можно считать стоимость, авансированную (инвестированную) для создания новой стоимости (EVAT), то вполне возможно допустить существование циклов капитала (ЦК).
Предположим, ЦК включает четыре стадии. На первой стадии капитал авансируется в новую концепцию бизнеса - концепцию эксплуатации определенной производственной и маркетинговой технологии (зарождение: авансирование новой концепции бизнеса - NB n). На второй стадии капитал создает новую стоимость в процессе этого бизнеса (рост: простое воспроизводство R самовозрастание NB n). На третьей стадии капитал инвестируется в виде вновь созданной добавленной стоимости в бизнес (зрелость: самовозрастание NB n R расширенное воспроизводство). И наконец, на четвертой стадии капитал изымается из оборота для перевода в новый бизнес (спад: системное перераспределение и вложение в новую концепцию бизнеса NB n+1). В конечном счете разработка моделей оценки ЦК позволит с достаточной точностью прогнозировать экономическое развитие. Определение ЦК позволит предсказывать технологические революции, связанные со сменой глобальных БС. Внедрение той или иной технологии в производство определенным образом зависит от цикла "обслуживающего" ее капитала. Технология не будет внедрена в производство до тех пор, пока капитал не выработает свой ресурс на существующих технологиях.
В заключение отметим, что для содействия исследованию вопросов жизненного цикла бизнес-сегментов корпораций и для разработки системы показателей, на основе которой будет выработан единый интегральный показатель корпоративной активности, прежде всего необходимо собрать группу заинтересованных ученых, руководителей бизнеса, профессиональных бухгалтеров и аудиторов, консультантов, а также представителей различных государственных органов и информационных агентств. Группа будет служить своего рода "банком знаний", куда будут стекаться все результаты исследования, проводить конференции для распространения собранной информации и новых идей, содействовать распространению концепции циклов стоимости бизнеса в академической и корпоративной среде, а также анализировать опыт внедрения научно обоснованных систем оценки циклов стоимости бизнеса с целью прогнозирования его привлекательности для инвесторов.
В. Бурцев,
д.э.н., аудитор ЗАО "ИН-АУДИТ"
"Бухгалтерия и банки", N 7, июль 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Например, в России эти правила установлены Положением по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000), в США - постановлением FAS 131 "Оглашение информации о сегментах коммерческого предприятия и сопутствующих данных".
*(2) МСФО 14 "Сегментная отчетность".
*(3) Респондентов просили оценить ряд предложенных показателей по пятибалльной шкале, где 1 означает "весьма важный", 5 - "совершенно не важный". В группу "средневажных" включены показатели с оценками от 2 до 3. Показатель "эффективность бизнес-сегментов" по результатам опроса был отнесен в группу "средневажных" показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
http://www.bib.bankir.ru
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540