Операция "Резидент",
или Элементарные частицы валютного законодательства
Подобно материи и энергии в физике, термины "резидент" и "нерезидент" являются базовыми понятиями валютного законодательства, определяющими категории субъектов валютного права. Согласно положению британского права, "резидент" - лицо, живущее в стране постоянно или значительный период времени или имеющее в ней постоянное жилище. Опираясь на этот постулат, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" разграничил статус резидентов и нерезидентов исходя из принципа постоянного проживания:
"Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
"..."
6) резиденты:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
"..."
7) нерезиденты:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части".
Несовпадение понятия "резидент" в разных странах может приводить к тому, что одно и то же лицо получает этот статус в двух или более государствах. Разрешение спорных ситуаций осуществляется на основе норм внутреннего права каждой страны либо на условиях соответствующих международных налоговых соглашений. Бывает, что понятие "резидент", применяемое в гражданском, валютном, торговом и других отраслях права, не совпадает с его значением в налоговом законодательстве даже в пределах одной страны. Так, по Налоговому кодексу РФ понятие резидентства отличается от установленного валютным законодательством России, так как исходит из принципа преимущественного пребывания:
"Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе
"..."
2. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия:
"..."
физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
"..."
физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации - физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году".
Таким образом, статус валютного резидента и налогового резидента в России не могут быть признаны идентичными, а их уравнивание является ошибкой.
В данной статье будут рассмотрены проблемы определения статуса резидент (нерезидент) физических лиц, а также некоторые сопутствующие вопросы, касающиеся преимущественно документов, удостоверяющих личность частных клиентов банка, предъявляемых при проведении банковских операций. Документы, удостоверяющие личность, являются отправной точкой для принятия решения об отнесении физического лица к стану "резидентов" или "нерезидентов". Сложность (больше психологическую) вызывает нетождественность понятий резидентства и гражданства, между тем как удостоверяющие личность документы классифицируются именно по признаку гражданства (национального или иностранного).
В связи с расширением сферы действия законодательства по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, за последние три года Банк России уделил достаточно внимания документам, предъявляемым клиентом банку при совершении банковских операций. Основным нормативным актом в этом отношении является Положение ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", согласно приложению N 1 которого основными документами, удостоверяющими личность, являются:
1) для граждан Российской Федерации:
паспорт гражданина Российской Федерации;
свидетельство о рождении (для граждан Российской Федерации, не достигших 14 лет);
общегражданский заграничный паспорт;
паспорт моряка;
удостоверение личности военнослужащего или военный билет;
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации (выдаваемое органом внутренних дел до оформления паспорта);
иные документы, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность;
2) для иностранных граждан - паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность;
3) для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вид на жительство в Российской Федерации;
4) для иных лиц без гражданства:
документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
разрешение на временное проживание;
вид на жительство;
иные документы, предусмотренные федеральными законами или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства;
5) для беженцев - свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федеральной исполнительной власти по миграционной службе, удостоверение беженца.
В пику законодательным нормам в России бытует альтернативное определение, утверждающее, что документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, является банкнота в 500 руб., вложенная в любой другой документ, не являющийся документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации. Будем надеться, что рано или поздно такое представление об удостоверяющих личность документах себя изживет.
Ошибка резидента
Распространенной ошибкой является автоматическое отнесение к резидентам всех граждан Российской Федерации. Такой подход недопустим. Гражданин России, постоянно проживающий за границей, о чем может свидетельствовать отметка консульства России по месту постоянного проживания в его заграничном паспорте, будет иметь статус "нерезидент". В то же время отметка в паспорте о выезде на постоянное место жительства за рубеж не является фактом постоянного проживания на территории иностранного государства и сама по себе не может служить основанием для отнесения такого физического лица к нерезидентам.
При наличии у гражданина России постоянного вида на жительства иностранного государства он может быть признан нерезидентом. Однако, если есть сомнение в характере этого вида (постоянный или временный), следует посмотреть в загранпаспорте РФ отметку о принятии на консульский учет в российском консульстве за границей. Если такой отметки нет, то для отнесения владельца документа к нерезидентам необходимо дополнительное подтверждение постоянного статуса документа (заверенный перевод). Сложнее с разрешением на постоянное проживание в иностранном государстве. Этот документ не свидетельствует о факте постоянного проживания на территории иностранного государства, а подтверждает лишь право на проживание и в этом отношении не может служить подтверждением факта постоянного проживания, а следовательно, статуса нерезидента для гражданина России.
В общем случае физическое лицо может быть признано нерезидентом при предоставлении:
для иностранных граждан: паспорта иностранного гражданина либо заменяющего его документа;
для граждан России: общегражданского заграничного паспорта с отметкой консульства РФ о постоянном проживании на территории иностранного государства;
для лиц без гражданства: вида на жительство иностранного государства, разрешения на временное проживание иностранного государства и других подобных документов.
Резидентом будет считаться физическое лицо, представившее:
для граждан России: паспорт гражданина Российской Федерации (в отдельных случаях - общегражданский заграничный паспорт без отметок о постоянном проживании за пределами России);
для иностранных граждан и лиц без гражданства: вид на жительство в Российской Федерации.
Отдавая дань аккуратной работе с удостоверяющими личность документами, необходимо отметить, что вид на жительство в Российской Федерации, согласно букве валютного законодательства, подтверждает статус резидента Российской Федерации и для иностранных граждан, и для лиц без гражданства, но в то же время не является документом, удостоверяющим личность иностранных граждан. Для них удостоверяющим личность документом служит паспорт того государства, гражданином которого они являются. Закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ст. 3) допускает использование вида на жительство в Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность его владельца, только для лиц без гражданства.
При наличии у физического лица действительного паспорта гражданина Российской Федерации такое лицо будет считаться резидентом даже при отсутствии постоянной регистрации. Такой же статус остается у него и при наличии в загранпаспорте РФ отметки о выезде на постоянное жительство из Российской Федерации, если данный факт не подтверждается другими документами или отметками.
В связи с многообразием документов иностранных государств правомерен вопрос о возможности идентификации клиента по этим документам без предоставления их перевода. Можно отметить, что большинство таких документов (паспорта в подавляющем большинстве) содержат двуязычную надпись: на национальном и на английском языках. И вопрос правильной идентификации сводится к корректности прочтения англоязычной части документа работником банка.
Иногда противоречия в определении резидента валютным и налоговым законодательством сходятся на одном субъекте. Так, в банк обращаются индивидуальные предприниматели, зарегистрированные таковыми в ИФНС России, но как физические лица являющиеся нерезидентами в соответствии с валютным законодательством (часто - иностранными гражданами, имеющими временный вид на жительство в Российской Федерации). Банку, кроме собственно статуса клиента, необходимо также определить, какой балансовый счет открывать клиенту. Со статусом вопрос решается в рамках валютного законодательства с определением клиента как нерезидента. Следуя далее этому принципу, открыть счет клиенту как индивидуальному предпринимателю банк не может. Согласно преамбуле Плана счетов Положения ЦБ РФ от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", счета для нерезидентов оговариваются словом "нерезидент", счета без указания слова "нерезидент" используются для учета операций резидентов. Таким образом, счет 408 02 "Индивидуальные предприниматели" не может быть использован в данном случае. Принцип разделения нерезидентов на юридических и физических лиц, проводимый валютным законодательством, не предусматривает выделения отдельной группы индивидуальных предпринимателей. Как физическому лицу нерезиденту остается только счет 408 20 "Счета физических лиц - нерезидентов". Это не будет препятствием для осуществления нерезидентом коммерческой деятельности как ИП, так как для счета 408 20 не установлен запрет на осуществление через него предпринимательской деятельности (в отличие от счета физического лица - резидента 408 17).
Судьба резидента
Наверное, самым часто задаваемым вопросом при обслуживании физических лиц (граждан России - резидентов), на который не так просто ответить, как кажется на первый взгляд, является вопрос об использовании клиентом загранпаспорта РФ как документа, удостоверяющего личность. По этому вопросу есть два взаимоисключающих мнения - "за" и "против". Но есть и "острожный" вариант. Рассмотрим все три.
1. "За". Согласно Указу Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", общегражданский паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина России на территории Российской Федерации. Однако в тексте Указа не сказано, что это единственный документ, который выполняет подобную функцию. Закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (ст. 7) устанавливает, что по заграничному паспорту, являющемуся документом, удостоверяющим личность гражданина России, осуществляется выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. В то же время эта формулировка не исключает иного предназначения заграничного паспорта. Банк России в своих нормативных документах (Положение N 262-П), а также в отдельных письмах (от 5 марта 1998 г. N 18-2-6/382) не отделяет загранпаспорт от других документов, удостоверяющих личность, в том числе от общегражданского паспорта. Подобная позиция прослеживается и в разъяснениях других ведомств (ФНС, Минюст, ФСПС, ФСБ, суды и департаменты недвижимости при регистрации сделок).
2. "Против". Согласно Указу Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации", загранпаспорт (наряду с дипломатическим паспортом, служебным паспортом и паспортом моряка) является основным документом, удостоверяющим личность гражданина России за пределами Российской Федерации. Эксплицитного разрешения на его использование на территории Российской Федерации нет, следовательно (исходя из принципа "что не разрешено, то запрещено"), удостоверять личность на территории России он не может.
Выбрать можно любой из предложенных вариантов - в зависимости от того, какой из них готовы отстоять юристы банка.
3. "Осторожный" вариант позволяет ограниченно использовать загранпаспорт при совершении банковских операций. Он заключается в разграничении операций, требующих полной идентификации (открытие счета (вклада)), и операций, где такой контроль не нужен. Так, собственно открытие счетов и вкладов происходит по общегражданскому паспорту, а последующие операции по открытым счетам и вкладам допускается проводить в том числе и по загранпаспорту. Апеллировать в данном случае можно к следующему:
отсутствие установленного перечня документов для совершения операций по счету (вкладу);
отсутствие необходимости полной идентификации (с подтверждением места регистрации, чего нет в загранпаспорте) при последующих операциях по счету (вкладу);
нормативно разрешенное использование загранпаспорта по ряду других банковских операций (регулируемых Инструкцией ЦБ РФ N 113-И, а также попадающих под режим упрощенной идентификации по Положению N 262-П).
Как и с загранпаспортом у резидентов, у нерезидентов есть своя "болевая точка". Таковой является наличие визы на пребывание в Российской Федерации. Статья 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, идентифицировать клиента и установить в отношении физических лиц:
фамилию, имя, отчество;
гражданство;
реквизиты документа, удостоверяющего личность;
данные миграционной карты;
документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Согласно Положению N 262-П (п. 5 приложения N 1), документами, подтверждающими право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются:
вид на жительство;
разрешение на временное проживание;
виза;
иной документ, подтверждающий в соответствии с законодательством Российской Федерации право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Для обозначения проблемы процитирую информационное письмо ЦБ РФ от 21 февраля 2005 г. N 7 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ответ на 6-й вопрос): "Формально закон не содержит правовых норм, предусматривающих обязанность кредитной организации отказать иностранному гражданину или лицу без гражданства в совершении банковской операции, если кроме документа, удостоверяющего личность, клиентом не будут представлены миграционная карта и документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Вместе с тем при непредставлении клиентом вышеуказанных документов, либо в случае, если срок действия указанных документов истек (при этом физическое лицо - нерезидент продолжает пребывать на территории Российской Федерации), кредитная организация вправе в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона".
Довольно двусмысленный ответ, не так ли? Кроме того, на практике не у всех законопослушных нерезидентов имеется на руках виза. Это касается граждан некоторых республик ближнего зарубежья. Основанием для отсутствия у них виз является соглашение от 30 ноября 2000 года между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан. Статья 1 этого документа устанавливает, что граждане указанных государств независимо от места проживания имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств, подписавших соглашение, без виз по одному из действительных документов, указанных в приложении к соглашению. В приложении перечислены удостоверяющие личность документы стран - участниц соглашения, среди которых встречаются и внутригражданские документы (Беларусь и Казахстан). Соглашение ратифицировано Российской Федерацией и вступило в силу 7 июня 2002 года.
Кроме этого соглашения есть двусторонние соглашения с Молдовой, Арменией, Азербайджаном, в соответствии с которыми граждане государства одной стороны независимо от места проживания могут въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государства другой стороны без виз по одному из документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев. Несколько особняком стоит соглашение с Украиной. В него были внесены изменения 30 октября 2004 года, согласно которым граждане России и Украины освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту их пребывания на территории государства одной из сторон, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию этого государства.
По общему правилу, исходя из статьи 24 закона N 114-ФЗ, иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Учитывая те самые "иные" обстоятельства, описанные выше, документы, перечисленные в международных договорах, являются удостоверениями личности нерезидентов - граждан поименованных государств. Визы для граждан этих стран во время их пребывания на территории Российской Федерации не требуется (для граждан Украины требование к наличию визы возникает в том случае, когда срок их пребывания в России превышает 90 дней).
Отдельным моментом, на котором нужно остановиться при рассмотрении документов, удостоверяющих личность, является признание в качестве такового паспорта гражданина СССР образца 1974 года. Ранее намечавшийся срок признания этих документов недействительными с 1 января 2006 года перенесен на два года, до 1 января 2008 года, постановлением Правительства РФ от 20 марта 2006 г. N 145 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 731". Указанные паспорта остаются действительными в отношении:
иностранных граждан, имевших гражданство СССР, прибывших в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года для постоянного проживания в РФ;
лиц без гражданства, имевших гражданство СССР и прибывших в РФ из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированных по состоянию на 1 июля 2002 года, либо получивших разрешение на временное проживание в РФ для пребывания, временного и постоянного проживания в РФ.
Возвращение резидента
В этой части хотелось бы остановиться на проблеме двойного гражданства, создающей определенные трудности для банка при определении статуса физического лица - гражданина России. Согласно Закону "О гражданстве Российской Федерации" (ст. 6), гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. По общему определению лицо, имеющее двойное гражданство (России и иностранного государства), обладает правом выбора, какой статус принять при проведении банковских операций. Однако свобода выбора накладывает и определенные обязанности: если такой клиент открыл счет, допустим, как резидент, то в дальнейшем для проведения операций со статусом "нерезидент" все его "резидентские" счета в банке должны быть закрыты. Тем самым достигается неизменность статуса клиента по всем проводимым им банковским операциям.
Для банка выбор сводится к анализу представленных клиентом документов. Сложности могут возникнуть при идентификации такого гражданина как нерезидента. Отличие от "обычных" нерезидентов в данном случае состоит в том, что миграционной карты и визы у них не будет, ведь границу они пересекают как граждане России по российскому загранпаспорту. Но не это главное. Ключевой момент - определение места постоянного проживания физического лица. Отталкиваться в данном случае можно от российского гражданства клиента (если он вообще о нем заявляет). Объект "исследования" - загранпаспорт РФ. Невзирая на наличие второго гражданства, нерезидентом физическое лицо можно признать, только если в его загранпаспорте РФ имеется отметка о постоянном проживании за пределами России. При отсутствии такой отметки следует признавать местом его постоянного проживания территорию Российской Федерации (даже в случае отсутствия регистрации) и, следовательно, рассматривать как резидента.
Однако и тут не все так однозначно. Проставление отметки консульства Российской Федерации о постоянном проживании за границей в загранпаспорте РФ (постановка на консульский учет) - дело добровольное. Если гражданин России желает, чтобы его интересы в стране проживания отстаивались Российской Федерацией, он обращается в консульство. Нет - его загранпаспорт РФ в данном отношении остается чист. Во втором случае если клиент все же желает быть признанным нерезидентом, ему необходимо доказать факт постоянного проживания в стране своего второго гражданства иными документами, выданными компетентными органами этого государства. Таким документом может быть любой документ, удовлетворяющий двум критериям:
по нему физическое лицо может въехать в государство, в котором он постоянно проживает без получения визы этого государства;
этот документ не носит временного характера, а выдан на постоянной основе.
Конец операции "Резидент"
А конца не предвидится. Несмотря на либерализацию валютного законодательства, полную и окончательную конвертируемость рубля и т.д. и т.п., разделение физических лиц на резидентов и нерезидентов остается. И остается именно потому, что, как было сказано в начале статьи, эти категории - основные составляющие понятийного аппарата валютной сферы деятельности. Это те "кирпичики", из которых выстраиваются взаимосвязи, определяются права и обязанности субъектов экономических отношений.
Р. Мозговой
"Бухгалтерия и банки", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540