Реформа финансовой отчетности французских банков
В статье рассматриваются проблемы совершенствования финансовой отчетности французских банков в связи с изменениями в регулировании банковской деятельности на национальном и международном уровнях.
Изменения в банковской системе
За последние десятилетия финансовый ландшафт Франции претерпел существенные изменения. И хотя процесс трансформации носит постоянный характер и вряд ли когда-нибудь будет завершен, можно подвести некоторые итоги происшедших перемен. Постепенное усиление роли рыночных механизмов в развитии французской экономики и уменьшение роли государственного регулирования способствовали тому, что за последние 20 лет доля биржевой капитализации в ВВП страны возросла в три раза, а численность акционеров - в четыре раза, достигнув 6 млн человек, или 10% населения.
Структура собственности крупных французских компаний существенно изменилась, в том числе и под воздействием приватизации. В настоящее время 2/3 из 20 самых крупных (по объему биржевой капитализации) французских компаний приватизированы либо находятся в процессе приватизации. Еще одно изменение - значительный рост иностранного участия в капитале акционерных компаний. По данным одного из обследований, эта доля возросла с 10% в середине 1980-х годов до почти 44% в настоящее время.
Радикально изменились и институциональные условия деятельности французских компаний, акции которых котируются на бирже. Франция первой из стран ЕС создала по образцу американской комиссии по ценным бумагам и биржам (Securities a. Exchange Commission, SEC) комиссию по биржевым операциям (Commission des operations de bourse, COB) и приняла закон об инсайдерской информации. Большое значение для развития рынка акций имело создание Общества французских бирж (Societe des bourses francaises), которое после слияния Парижской, Брюссельской и Амстердамской бирж с 2001 года стало котироваться на бирже. Произошли важные изменения в составе финансовых посредников: сначала на место биржевых маклеров пришли биржевые компании, а в конце 1980-х годов в стране появились такие иностранные операторы, как крупные американские инвестиционные банки. В результате одновременного действия всех перечисленных факторов в стране сформировалась деловая среда, которая во многом сходна со средой, существующей в англосаксонских странах.
Однако было бы ошибочно полагать, что система финансирования французских предприятий приобрела равновесный и стабильный характер. Напротив, до сих пор ей присущи нестабильность и неопределенность, что в первую очередь проявляется в сохранении (а иногда и усилении) ведущей роли банков в финансировании предприятий несмотря на рост объема эмиссий облигаций. Но дело не ограничивается только кредитованием предприятий. Банки широко представлены в правлениях, административных советах и аудиторских комитетах французских компаний, что позволяет им влиять на принятие управленческих решений, в том числе и в собственных интересах. Сохранение роли банков создает риск возникновения конфликтов интересов между акционерами компаний и их кредиторами, которые типичны и для других стран континентальной Европы и практически отсутствуют в англосаксонских странах, где главную роль в финансировании компаний играют заимствования на финансовых рынках. Банковское посредничество в финансировании предприятий сохраняет для самих банков высокий уровень кредитного риска.
Одна из особенностей современной финансовой системы Франции - контроль за институциональными инвесторами со стороны банковских групп или страховых компаний, что обусловливает возникновение конфликта интересов между головной компанией, выпускающей котирующиеся ценные бумаги и поддерживающей отношения со многими другими эмитентами, и клиентами (вкладчиками). И в этом заключается отличие от ситуации в США и Великобритании, где институциональные инвесторы (взаимные, пенсионные и хеджевые фонды) в основном являются независимыми учреждениями.
Потенциальная нестабильность финансовой системы во Франции обусловлена также недостатками государственного регулирования финансовых рынков, которое имеет менее жесткий характер, чем в других странах. Кроме того, в ЕС наблюдается противоречие между усиливающейся интеграцией рынков капитала и раздробленностью систем их регулирования, действующих в рамках отдельных стран-участниц.
Недавние финансовые скандалы, связанные с рядом ведущих американских и европейских компаний, продемонстрировали юридический, интеллектуальный и моральный кризис, что заставило многие страны принять меры по более жесткому регулированию финансовых рынков. В 2003 году во Франции был принят закон о финансовой безопасности; с конца того же года начал действовать новый орган по регулированию финансовых рынков (Autorite des marches financiers), созданный в результате слияния комиссии по банковским операциям (Commission des operations de Bourse, COB) и совета по финансовым рынкам (Conseil des marches financiers). Для ведения трансатлантических переговоров о статусе аудиторов и методах контроля за их деятельностью создан высший совет аудиторов (Haut Conseil du Commissariat aux comptes). Вместе с тем во Франции продолжаются дискуссии между сторонниками саморегулирования в области управления предприятиями, с одной стороны, и теми, кто выступает за принятие соответствующих законодательных актов, - с другой.
Ускорение интернационализации финансовой сферы в рамках не только ЕС, но и мировой экономики в целом обусловливает дальнейшее развитие тенденций, наблюдающихся во Франции и других развитых странах в последние 20 лет. Среди этих тенденций особое значение имеют следующие.
Во-первых, происходят глубокие изменения в отношениях между компаниями и аудиторами, связанные с тем, что финансовые скандалы последних лет подорвали доверие к аудиторским фирмам, услуги которых сопряжены с высокими юридическими рисками. В этих условиях многие котирующиеся компании, особенно крупные, стремятся шире использовать услуги собственных аудиторов (а не внешних экспертов) для оценки собственных действий и намерений. Это не может не вызвать изменений в организационной структуре и бюджетах котирующихся групп.
Во-вторых, в управлении компаниями повышается роль миноритарных акционеров и институциональных инвесторов, информация о позициях которых должна становиться достоянием общественности, что будет способствовать усилению их активности.
В-третьих, усиливается регулирующая роль государственных и иных органов надзора. В США эта тенденция нашла свое отражение в удвоении бюджета SEC за последние два года. В рамках ЕС ведутся острые дебаты по поводу регулирования деятельности бирж на уровне Евросоюза. В 2001 году был создан комитет, объединяющий представителей регулирующих органов стран - участниц ЕС (Committee of European Securities Regulators - CESR) и призванный наблюдать за разработкой общих правил, которые затем должны претворяться в жизнь национальными органами регулирования.
В последние десятилетия существенные изменения происходят на уровне не только всей финансовой системы Франции, но и отдельных финансовых учреждений, в том числе банков. Главные изменения условий и факторов деятельности французских розничных банков систематизированы в табл. 1.
Главным тормозом в создании новой модели розничного банка является умонастроение управляющих и персонала, которые помнят, что в прошлом их успехи были связаны с такими факторами, как контроль над диверсификацией продуктов, повышение качества услуг и т.д., и потому часто рассматривают технические нововведения как изолированные акции. Это может привести к утрате доверия со стороны клиентов и снижению мотивации со стороны банковского персонала. Банковский сектор Франции до сих пор слишком защищен от внешней конкуренции, что позволяет банкам не менять свое поведение в отношении клиентов. Между тем ситуация быстро меняется, особенно в связи с формированием "Европы банков", что усиливает межбанковскую конкуренцию на рынке розничных услуг. Банки, которые, даже внедряя технические инновации, исповедуют консерватизм, рискуют проиграть. В выигрыше окажутся те, кто в поисках рентабельности будет опираться на стратегию, дифференциацию и профессионализм.
Вступление в ЕС десяти новых стран-членов неизбежно приведет к замедлению темпов финансовой интеграции в рамках Евросоюза. В первую очередь это связано с тем, что из-за увеличения численности европейских комиссаров (членов Европейской комиссии) с 20 до 25 процесс принятия решений по различным вопросам, в том числе касающимся гармонизации финансово-банковского законодательства, станет более трудным и продолжительным из-за различия в позициях стран - участниц ЕС. Такое же положение будет наблюдаться и в новом Европарламенте: достаточно сказать, что численность официальных языков ЕС, на которые должны переводиться документы, возрастет с 11 до 20.
Французские инвестиционные банки, а также банки, обслуживающие предприятия, участвуют в формировании единого финансового рынка ЕС, развивая свою деятельность в международных масштабах. Иная ситуация складывается на рынке розничных банковских услуг, предоставляемых клиентам - физическим лицам. В этой сфере между странами ЕС существуют значительные различия не только в предпочтениях клиентов, но и в правилах защиты интересов потребителей, что затрудняет проникновение розничных банков на рынки других стран. Увеличение численности стран ЕС еще более затормозит этот процесс, несмотря на то, что в новых странах - членах ЕС 80-90% банков являются филиалами европейских или международных банков.
Французская банковская ассоциация (Federation bancaire francaise, FBF) сотрудничает с банковскими ассоциациями других стран ЕС на многосторонней и двусторонней основе. Она выступает за создание под эгидой Европейской банковской ассоциации (Federation bancaire europeenne) специальной группы по надзору за намеченным на начало 2007 года введением норм нового Базельского соглашения о достаточности капитала. Сейчас перед FBF стоит задача установления более тесных отношений с банковскими ассоциациями десяти новых стран - членов ЕС, чтобы донести до них свою точку зрения по отдельным вопросам развития банковской деятельности.
Базель II и французские банки
Главное в Базельском соглашении - создание в каждом банке внутренней системы оценки кредитных и операционных рисков, которые позволят рассчитывать необходимый размер собственного уставного капитала. Такой подход имеет, по крайней мере, два достоинства: он заставляет банки лучше управлять рисками и позволяет совершенствовать механизмы рейтинговой оценки заемщиков и других банковских клиентов и партнеров. Однако хотя Базельский комитет предложил интересную концепцию, направленную на совершенствование управления рисками, он не довел дело до конца, не определив иерархию банковских рисков и уровень гарантирования собственного капитала банков, позволяющий им успешно противостоять системным рискам, возможность которых в условиях обостряющейся конкуренции не следует исключать. Предупреждение системных рисков скорее требует стабильности требований к собственному капиталу банков, а не его постоянной адаптации к условиям меняющейся конъюнктуры. Подобная адаптация должна осуществляться с помощью механизмов внутреннего контроля, которые следует создать в каждом банке.
Очевидно, что структуры банковских систем разных стран различаются между собой, так как во многом зависят от способов финансирования национальной экономики, которые, в свою очередь, представляют собой результат длительного исторического развития. Унифицированное регулирование не может одинаково осуществляться в разных условиях и вызывать одинаковые эффекты. Хотя процесс глобализации приводит к усилению однородности финансовых рынков, страны различаются между собой по таким макроэкономическим характеристикам, как способы финансирования экономики, структура сбережений (зависящая от демографической структуры), способы накопления, объем и распределение добавленной стоимости, состояние внешнеторгового и платежного баланса.
Базель II будет способствовать очередной волне концентрации банковского бизнеса. Это связано с тем, что наиболее передовая методика расчета достаточности собственного капитала, которую будут использовать только крупные банки, позволит им экономить капитал при ведении розничных операций и кредитовании малого бизнеса по сравнению со стандартной методикой, предназначенной для банков небольшого размера.
По сути, Базель II будет стимулировать банки инвестировать в создание условий для применения продвинутой методики внутрибанковских рейтингов. Однако ее использование требует от банков значительных затрат капитала и времени. Банки в соответствии с детализированными критериями Базельского соглашения должны располагать данными за много лет о движении практически каждого кредита, чтобы быть в состоянии рассчитать вероятность банкротства заемщика и связанных с ним потерь для банка. Банкам потребуются квалифицированные кадры, соответствующие программное обеспечение и система бухгалтерского учета. Так, чтобы применять продвинутую методику Базеля II, банку Credit Suisse First Boston, по его оценкам, потребуются инвестиции в 100 млн долл., а Credit Agricole - в 100 млн евро. По оценкам французских финансовых консалтинговых фирм, в среднем инвестиции на эти цели составят для крупных банков около 1% активов.
Существуют опасения, что чрезмерно детализированные стандарты регулирования каждого типа кредита будут поощрять банки изыскивать способы обхода Базельских стандартов и стандартов бухгалтерского учета GAAP. Так, согласно некоторым оценкам, по новым стандартам банки смогут уменьшить размер достаточности капитала более чем на 10%, просто занижая на 10% свои оценки потерь в результате банкротств. Это незначительная величина, которую органам банковского надзора будет очень трудно обнаружить.
Новая отчетная документация
В развитой экономике все экономические субъекты, так или иначе связанные с деятельностью банков, - инвесторы, финансовые аналитики, аудиторские фирмы, органы регулирования - заинтересованы в совершенствовании финансовой отчетности банков, усилении ее прозрачности, достоверности и надежности. В 2000 году Комиссия по биржевым операциям (COB) начала реформу, направленную на совершенствование финансовой отчетности французских банков, которая, в частности, включала разработку новой отчетной документации. В результате численность отчетных документов, поступающих в органы регулирования и контроля, увеличилась с 318 в 2000 году до 372 в 2005 году. За тот же период количество документов, публикуемых банками, возросло в среднем с 18 до 25. Особое внимание обращено на предоставление отчетных данных о таких ключевых показателях, как объем забалансовых обязательств, покрытие рисков, отношения с филиалами и отделениями. Если прежде до публикации отчетных документов банки и предприятия должны были получить визу Комиссии, на что уходило иногда несколько недель, то теперь административные советы компаний могут публиковать данные из своих отчетов под собственную ответственность. В том случае, когда последующий контроль обнаружит в них серьезные пропуски или ошибки, компания должна будет публиковать исправленные данные.
Предполагалось, что особенно подробной должна быть информация об эмиссионной деятельности банков, так как банки несут двойную ответственность - и как эмитенты, и как финансовые посредники. В качестве последних они играют значительную роль в допуске компаний-клиентов на биржу, в управлении активами, предоставлении консультационных услуг и т.д. Во всех этих случаях от них требуется немалая бдительность и предусмотрительность. В последних рекомендациях банкам, которые ежегодно формулирует Комиссия после анализа их финансовых отчетов, акцент сделан на необходимости "индивидуализировать кредитные риски", чтобы гарантировать надежность информации о распределении обязательств, взятых на себя кредитными учреждениям, по отраслям, географическим зонам, типам клиентов и т.д. От банков также требуется информация об их обязательствах, так или иначе связанных с такими событиями, как азиатский финансовый кризис конца 1990-х годов, крах американского фонда LTCM, события в Аргентине и т.п.
В предстоящие годы СОВ намерена уделять больше внимания развитию внутренних моделей оценки и измерения операционных рисков в соответствии с новыми требованиями Базельского комитета по банковскому надзору и регулированию. Результаты внутреннего моделирования рисков должны предоставляться инвесторам в максимально понятной форме. Именно это является для банков главным вызовом.
В последние годы банки и другие финансовые учреждения Франции значительно опережают компании других отраслей по численности внутренних аудиторов: в 2000-2005 годах количество внутренних аудиторов в расчете на 1000 занятых увеличилось в финансово-банковском секторе с 4,82 до 5,39, тогда как в промышленности - с 0,40 до 0,66 и в сфере торговли и услуг - с 0,43 до 0,99. В целом в области развития внутреннего аудита и оценки операционного риска банки должны служить образцом для компаний других отраслей. Ведь именно банки явились инициаторами создания забалансовых счетов и использования эффекта рычага, а также предложили своим клиентам-эмитентам операции по секьюритизации.
В условиях быстрых изменений на рынке и связанного с этим усиления неопределенности эмитенты должны предоставлять инвесторам и аналитикам все больший объем информации. Все это обусловливает изменения в финансовой отчетности, которые происходят по следующим направлениям:
информация поступает все чаще и все быстрее; для французских банков стала правилом ежеквартальная публикация данных о результатах своей деятельности, при этом разрыв во времени между датой составления отчетов и их публикацией сократился в среднем на 45 дней;
объем данных постоянно растет, поскольку информация из бухгалтерских документов должна дополняться нефинансовыми данными о сферах деятельности банка, его рыночной доле, эволюции конкурентной среды, о системе управления, перспективах долгосрочного развития, принятии новых правил регулирования (в том числе в соответствии с рекомендациями Базельского комитета) и бухучета;
возрастают требования, касающиеся усиления прозрачности банковских счетов; инвесторы и аналитики требуют более детальных данных, обеспечивающих сопоставимость результатов; так, банк Credit Lyonnais предоставляет сопоставимую информацию по восьми последним кварталам.
В условиях кризиса доверия в отношении достоверности финансовой информации ведущие рейтинговые агентства становятся важным источником данных о перспективах развития компаний. Кроме того, они предоставляют в распоряжение инвесторов уникальную справочную информацию. Хотя сегодня объем поступающей в распоряжение частных и профессиональных инвесторов (потенциальных акционеров) информации значительно превышает аналогичный объем десятилетней давности, этот рост не компенсирует влияние трех факторов, которые, действуя сообща, значительно затрудняют понимание процесса создания стоимости. К числу этих факторов относятся следующие.
Во-первых, быстрые изменения конкурентных преимуществ, связанные с использованием новых моделей развития, формированием сетевых организаций, постоянным изменением ассортимента предлагаемых товаров и услуг, сокращением жизненного цикла продуктов и процессов производства. В условиях "гиперконкурентной" экономики становится легче создавать конкурентные преимущества, но в то же время труднее их удерживать. Сокращение продолжительности жизни конкурентных преимуществ является одной из главных тенденций современной экономики.
Во-вторых, усиливающаяся сложность организационных структур, что создает асимметрию информации между предприятиями и инвесторами. Процесс глобализации не сопровождается быстрой конвергенцией способов регулирования, что приводит к формированию запутанных юридических систем и использованию механизмов трансфертных цен, которые не позволяют определить ответственность в глобальных организациях. Управление предприятиями усложняется и вследствие растущей роли в создании стоимости таких нематериальных (неосязаемых) активов, как репутация, компетентность, торговые марки, таланты и т.д. Все это требует не только новых подходов к инвестиционному процессу, но и более тонкого подхода к управлению операционными и финансовыми рисками.
В-третьих, растущее взаимопроникновение реальных и финансовых рынков, что обусловливает усиление влияние финансовых рынков на стратегию предприятий.
К этим трудностям, с которыми сталкиваются инвесторы, следует добавить и то, что в последнее время финансовые аналитики, выполняющие функцию раскрытия смысла сложных явлений, также стали утрачивать доверие. Все это означает, что инвесторы должны с определенным скептицизмом изучать финансовую отчетность предприятия, поскольку руководители предприятий имеют тенденцию быть оптимистами и потому в первую очередь сообщают о хороших новостях, оставляя плохие на потом. К тому же некоторые руководители не останавливаются перед манипуляцией или прямым искажением данных.
Долгое время аналитики наилучшим образом выполняли функцию "расшифровки" стратегий предприятий. Считалось, что их мнение выражало мнение рынка. События недавнего времени показали, что позиции аналитиков часто бывали ни независимыми, ни отражавшими действительное положение на рынке. Так, в 1999 году в США 2200 аналитиков выдали 6 тысячам предприятий 38 169 рекомендаций, из которых только 125 (0,37%) были рекомендациями продавать акции. Неспособность аналитиков распространять надежную информацию о стратегии предприятий привела к тому, что рейтинговые агентства стали более внимательно относиться к обеспечению качества своих оценок. Многие агентства получили привилегированный доступ к высшим менеджерам компаний, чтобы получать от них конфиденциальную информацию, которую они обязуются не разглашать. Наиболее важной информацией такого рода являются бизнес-планы компаний, позволяющие прогнозировать объемы будущих потоков денежных средств, что учитывается при определении рейтинга компании.
Французские эксперты в области бухгалтерского учета, рассмотрев проблемы совершенствования бухучета, пришли к выводу о возможности манипулирования данными при любой системе учета. Единственным выходом является соблюдение руководством компаний этических норм, особенно при выборе между стратегией развития и стратегией манипулирования, так как никакие технические нормы бухучета не могут помешать манипуляции данными в различных целях. Хотя в странах континентальной Европы и англосаксонских странах действуют различные правила счетоводства и разные юридические системы, нормы "человеческого поведения" являются универсальными.
Во Франции насчитывается 2-2,5 млн банковских клиентов, которые регулярно пользуются интернетом при осуществлении банковских операций. По прогнозам, в ближайшие три года их численность удвоится. Создавая свой сайт, банки теперь обращают особое внимание на первую страницу, из которой посетитель должен узнать о том, какие услуги он может получить с помощью интернета. При этом ожидания различных посетителей банковских сайтов весьма различны:
частные лица или профессионалы рассчитывают получить информацию о традиционных и новых услугах банка;
инвесторам нужна новейшая финансовая информация;
индивидуальные акционеры хотели бы узнать о состоянии своего портфеля и об эволюции финансового состояния банка;
журналисты ищут новостей и довольствуются минимумом количественных данных;
банковские работники хотят знать о положении дел в банке;
составители прогнозов заинтересованы в информации о стратегии банка;
поставщики и партнеры хотят получить сведения о возможных контактах;
другие заинтересованные лица рассчитывают получить более детальную информацию о банке.
В интернете царит жесткая конкуренция среди поставщиков финансовой информации, к которым относятся различные финансовые издания, биржи, рейтинговые агентства и другие организации. Посетитель, "захваченный" сайтом какого-либо финансового издания, часто оказывается потерянным для банковского сайта. Это заставляет ведущие французские банки постоянно обновлять свои сайты, используя наилучшие образцы интернет-технологии, усиливать интерактивное взаимодействие с клиентами, а также увеличивать объем предоставляемой интернет-пользователям информации. Так, в последние годы ведущие французские банки увеличили продолжительность предоставления архивных документов по различным направлениям своей деятельности (табл. 2).
Хотя продолжительность архивирования документов, представленных на банковских сайтах, увеличилась у французских банков в среднем на один год, они еще отстают, например, от бельгийских банков по средней продолжительности архивирования: у французских банков этот показатель составляет в среднем 1,7 года, тогда как у бельгийских - 4 года.
Таблица 1
Главные условия и факторы деятельности розничных банков
1970-е гг. | 1980-е гг. | 1990-е гг. | Начало ХХI века | |
Условия внешней среды | ||||
Достижение гос- подствующих пози- ций |
Создание отделе- ний и филиалов |
Стремление к увели- чению доли рынка |
Диверсификация | Зрелость и диверси- фикация |
Меры регулирова- ния |
Бесплатность об- работки чеков и ведения счетов |
Национализация; ог- раничение кредитов |
Либерализация рынков; приватизация; коэффи- циент Кука |
Нормы Базеля II Платность услуг Пла- та за ведение теку- щих счетов |
Условия коммер- ческой деятель- ности |
Естественный приток клиентов |
"Поиски" клиентов и их оснащение |
Повышение роли плат- ности услуг для кли- ентов |
Управление на основе рентабельности |
Основные продукты | Банковские счета | Банковские карты; сберегательные счета |
Кредиты Страхование жизни Биржевые ин- струменты |
Стратегические ре- сурсы Страховые про- дукты |
Внутренние факторы | ||||
Человеческие ре- сурсы |
Существенный рост численности персонала |
Профессиональная подготовка кадров |
Диверсификация компе- тенций занятых |
Обязательное дости- жение результатов |
Организация | Иерархия по рын- кам |
Сегментация по рын- кам |
Концентрация структур | Внутренняя дифферен- циация; децентрали- зация |
Маркетинг | Создание сетей | "Царство" продуктов | Диверсификация пос- тавщиков продуктов |
Управление слож- ностью; дифференциа- ция клиентов |
Информационные системы |
Формирование це- почек по созда- нию добавленной стоимости |
Контроль за обработ- кой массы данных |
Передача данных на расстояние; управле- ние отношениями с клиентом; Автоматизи- рованные отделения |
Многоканальные сети; новые варианты "уп- равления отношениями с клиентом" Базы данных |
Таблица 2
Продолжительность предоставления
архивных документов (лет)
Типы документов | BNP Paribas | Credit Agricole | Credit Lyonnais | Societe Generale |
Годовой отчет | 2 | 2 | 4 | 4 |
Полугодовой отчет | 2 | 1 | 2 | 3 |
Коммюнике для прессы | 2 | 1 | 2 | 2 |
Оценки аналитиков | 2 | 1 | 2 | 2 |
Сообщения для акционеров | 1 | 1 | 1 | - |
Биржевые курсы | 4 | 1 | 2 | 2 |
А. Саркисянц,
к.э.н., директор департамента корпоративного бизнеса,
банк "Глобэкс"
"Бухгалтерия и банки", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540