18 июня 2009 г. |
г. Вологда Дело N А05-2042/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
при участии представителей общества - Смолярж В.С. по доверенности от 11.03.2009, от департамента - Нецветаева В.А. по доверенности от 11.06.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по конкурсной политике Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 апреля 2009 года по делу N А05-2042/2009 (судья Шашков А.Х.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Клеопатра" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Департаменту по конкурсной политике Архангельской области (далее - департамент) о признании недействительным распоряжения от 05.02.2009 N 3-рл.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 апреля 2009 года требования общества удовлетворены; оспариваемое распоряжение департамента признано недействительным. Тем же решением суда обществу возвращена госпошлина в размере 2000 руб.
Департамент с данным судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которых просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 апреля 2009 года отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ссылается на то, что указание в представленных обществом документах бестиражного способа проведения стимулирующей лотереи не соответствует требованиям Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ), в связи с чем оспариваемое распоряжение вынесено правомерно. Кроме того, ссылается, что распоряжение принято уполномоченным на то постановлением администрации Архангельской области от 21.10.2008 N 234-па/37 лицом - департаментом.
Общество в отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы департамента; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель департамента поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, представитель общества - доводы, содержащиеся в отзыве.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции находит жалобу департамента подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене в связи с нарушением норм материального права.
Из материалов дела следует, что общество 26.09.2008 зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1082901011214.
В адрес департамента 22.01.2009 заявитель направил уведомление о проведении региональной стимулирующей лотереи с приложением всех необходимых документов, указав в них способ проведения лотереи - бестиражный. Указанное уведомление в тот же день получено ответчиком.
Письмом от 06.02.2009 N 21-06-129 департамент сообщил, что обществу распоряжением от 05.02.2009 N 3-рл запрещено проведение региональной стимулирующей лотереи, ссылаясь на пункт 2 части 3 статьи 7 Закона N 138-ФЗ. В распоряжении также разъяснено, что в соответствии со статьей 3 названного Закона при проведении бестиражной лотереи выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников; по условиям лотереи "Клеопатра" участник лотереи, предъявивший погашенный чек на приобретенный товар, получает подарочные баллы, которые участвуют в розыгрыше призового фонда на лотерейном оборудовании; при проведении бестиражной лотереи предусматривается внесение платы за участие в лотерее, в то время как право на участие в стимулирующей лотерее не связано с внесением платы.
С названным распоряжением общество не согласилось и обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указание обществом способа, противоречивого существу проведения стимулирующей лотереи, не является нарушением Закона N 138-ФЗ, поскольку бланком уведомления предусмотрен исчерпывающий перечень способов проведения лотереи.
С такой позицией суд апелляционной инстанции не согласен, считает ее неправомерной по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 138-ФЗ лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Данный Закон также определяет виды лотерей, способы и сроки их проведения.
Так, часть 2 статьи 3 Закона N 138-ФЗ устанавливает, что лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную. В свою очередь бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является ли его лотерейный билет выигрышным или нет.
Следовательно, перечень способов проведения лотереи ограничен указанной нормой; способ проведения бестиражной лотереи предполагает внесение платы за участие в лотерее, установление выигрышных билетов на стадии их изготовления.
Из части 3 статьи 3 закона N 138-ФЗ следует, что лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на:
1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;
2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Таким образом, для участия в стимулирующей лотерее внесение платы за участи в ней не требуется, поскольку призовой фонд формируется за счет организаторов лотереи. Кроме того, стимулирующая лотерея не предусматривает распространение лотерейных билетов.
На основании частей 1, 2 статьи 7 Закона N 138-ФЗ право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются соответствующие документы, перечень которых определен пунктом 2 статьи 7 названного Закона.
В данном случае обществу оспариваемым распоряжением запрещено проведение региональной стимулирующей бестиражной лотереи на основании пункта 2 части 3 статьи 7 Закона N 138-ФЗ.
В силу пункта 2 части 3 статьи 7 указанного Закона уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Данный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи в случае несоответствия представленных документов требованиям настоящего Федерального закона.
Указание в представленных обществом документах (условиях стимулирующей лотереи, уведомлении о проведении региональной стимулирующей лотереи) способа ее проведения - "бестиражная" противоречит существу проведения стимулирующей лотереи, указанному в статьях 3 Закона N 138-ФЗ, в связи с чем является не соответствующим требованиям Закона N 138-ФЗ.
Таким образом, запрещение ответчиком проведения заявителем стимулирующей лотереи соответствует положениям пункта 2 части 3 статьи 7 названного Закона. Распоряжение департамента от 05.02.2009 N 3-рл является правомерным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным на то органом власти.
Согласно подпункту 23 пункта 8 раздела II Положения о департаменте по конкурсной политике Архангельской области, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 19.08.2008 N 182-па/26, департамент осуществляет государственное регулирование отношений, возникающих в сфере организации и проведения региональных государственных лотерей Архангельской области и негосударственных региональных лотерей.
Ссылка суда первой инстанции на то, что департамент экономического развития Архангельской области является органом, правомочным осуществлять функции по рассмотрению уведомлений о проведении региональных стимулирующих лотерей, является несостоятельной, поскольку постановлением администрации Архангельской области от 21.10.2008 N 234-па/37 "О внесении изменений в положение о департаменте экономического развития Архангельской области" данное полномочие было исключено из сферы ведения департамента экономического развития Архангельской области и с 28.10.2008 отнесено в силу положения о департаменте по конкурсной политике Архангельской области к компетенции ответчика.
С учетом данной правовой нормы оспариваемое распоряжение принято ответчиком в пределах его полномочий.
При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права, а требования общества о признании распоряжения департамента от 05.02.2009 N 3-рл недействительным - отклонению.
Руководствуясь статьями 104, 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 апреля 2009 года по делу N А05-2042/2009 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Клеопатра" о признании недействительным распоряжения департамента по конкурсной политике Архангельской области от 05.02.2009 N 3-рл отказать.
Возвратить департаменту по конкурсной политике Архангельской области из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению от 07.05.2009 N 17509, в сумме 1000 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2042/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Клеопатра"
Ответчик: Департамент по конкурентной политике Архангельской области