Защита интеллектуальной собственности
В базу данных, принадлежащую нашей организации, работники заносят различные тематические фотографии из Интернета. Затем данные фотографии могут использоваться в качестве производных материалов при создании аудиовизуальных произведений. Возникает вопрос: как защититься от возможных исков по защите авторских прав.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 9.07.93 г. N 5351-1 (в ред. от 20.07.04 г.) "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон) фотография охраняется нормами законодательства Российской Федерации об авторском праве. При этом во внимание не принимаются назначение и достоинство произведения (фотографии).
Следует также упомянуть, что использование объектов авторского права в сети Интернет может регулироваться нормами Закона. В частности, согласно п. 25 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.06.06 г. N 15 запись произведения или объекта смежных прав в память электронной вычислительной машины является использованием, если по инициативе лица, совершившего запись, неопределенный круг лиц получает доступ к этому произведению или объекту смежных прав. Полученные в результате такого использования с нарушением Закона экземпляры произведений являются контрафактными. Лица, осуществившие подобные действия, признаются нарушителями авторского права (например, владельцы сайта, на котором были размещены контрафактные произведения).
Согласно Закону основной формой передачи имущественных прав на произведение (включая право на воспроизведение, право на передачу в эфир и т.д.) является авторский договор (о передаче исключительных либо неисключительных имущественных прав). При этом, анализируя п. 3 ст. 31 Закона (в привязке с его другими положениями), можно получить четкий ответ, что такие договоры должны обязательно иметь возмездный характер.
Однако ст. 19 Закона предусматривает ряд оснований для использования произведения без выплаты авторского вознаграждения и согласия автора. Рассмотрим их подробнее.
Вариант 1. В п.п. 3 п. 1 ст. 19 Закона установлены такие основания, как: воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором. Другими словами, в данном случае необходимо доказать наличие трех факторов: факт правомерного обнародования фотографии; подтверждение того, что передача освещает текущие религиозные, политические или социальные вопросы; подтверждение того, что передача в эфир прямо не запрещена правообладателем.
Принимая во внимание особенности сети Интернет, размещение в сети фотографии (как и иного произведения) весьма сложно признать правомерным опубликованием, так как реальный автор может и не знать о таком случае или, наоборот, провоцировать возникновение проблемы. Практически невозможно также установить, запрещал ли специально автор (правообладатель) использование своего произведения (передачу в эфир). В связи с этим применение данной нормы представляется возможным, но не вполне эффективным в силу возможности судебных преследований.
Следует ответить и на наиболее распространенный тезис - если произведение (фотография) размещено в Интернете и не указан копирайт, следовательно, оно уже не защищается авторскими правами. С подобным мнением согласиться нельзя. Дело в том, что согласно абзацу второму п. 1 ст. 9 Закона обладатель исключительных прав вправе ставить знак охраны авторского права (копирайт), но это не является его обязанностью. Отсутствие копирайта служит лишь одним из подтверждений существования объекта авторского права.
Вариант 2. Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 19 Закона установлено такое основание, как: использование правомерно обнародованных произведений в изданиях, в радио- и телепередачах, в звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью. Иначе говоря, если можно доказать учебный характер издания, радио- или телепередачи, звуко- и видеозаписи, в которой используется произведение, то появляется возможность доказать, что объем использования произведения оправдан режиссерским и/или авторским замыслом, т.е. использование произведения допускается.
Данный вариант представляется наиболее оптимальным, но для повышения степени защищенности его лучше применять в отношении телепередач (изданий, записей), имеющих учебный (просветительский, исторический) характер.
Для минимизации рисков рекомендуется также использовать элементы выбранных фотографий таким образом, чтобы в целом фотокомпозиция не занимала на экране (в издании) превалирующего положения.
К рассматриваемой проблеме может быть применима и ст. 21 Закона: допускаются без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.
В данном случае формулировка "место, открытое для свободного посещения" может в расширительном толковании означать и глобальную сеть Интернет. Но следует понимать, что это просто один из возможных видов толкования, причем совсем не бесспорный. При этом Закон четко указывает на то, что изображение такого произведения (фотографии) не должно являться основным объектом воспроизведения.
Помимо вопросов охраны авторского права следует учитывать и проблему, "созданную" российским музейным законодательством. Дело в том, что согласно ст. 36 Федерального закона от 26.05.96 г. N 54-ФЗ (в ред. от 22.08.04 г.) "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации":
право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции;
передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций;
производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.
Каждый из указанных пунктов противоречив, но в то же время может служить (в том или ином случае) основанием для возникновения спора (и/или скандальной ситуации).
Таким образом, при подготовке аудиовизуальных произведений с фотографиями (иными фотографическими документами) из Интернета следует:
прилагать все усилия для использования одного из фрагментов фотографии, применять технические средства таким образом, чтобы тождественность использованного фрагмента и самой фотографии было сложно определить;
при использовании фотографий (полностью) не допускать, чтобы они занимали превалирующее положение (которое было бы очевидно неспециалистам);
использовать "вкрапления" фотографий из Интернета преимущественно в тех случаях, когда речь идет о подготовке учебной (исторической, просветительской) телепродукции;
в случае если используются фотографии музейных предметов, узнать, не относится ли предмет на фотографии к музейным коллекциям, а также их наименование;
не использовать фотографии музейных предметов и коллекций, заимствованные с официальных сайтов этих музеев в Интернета, без специального разрешения;
принимать во внимание, что срок действия авторского права распределяется следующим образом: вся жизнь автора и 70 лет после его смерти.
М. Дашян,
юрист
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 36, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71