Налоговое обозрение
Бельгия
Система налоговых льгот, сформированная в Бельгии в 80-х годах прошлого века в целях привлечения транснациональных компаний к размещению своих европейских штаб-квартир в этой стране, сможет действовать до конца 2010 г., такое решение принял Европейский арбитражный суд в июне текущего года. Тем самым было аннулировано решение Европейской комиссии от 2003 г., которое предписывало Бельгии отменить специальный режим налогообложения так называемых координационных центров, выполняющих в иностранных компаниях такие административные функции, как рекламная работа, управление трудовыми ресурсами, формирование бухгалтерской отчетности. Таким режимом воспользовалось около 200 транснациональных компаний, в том числе General Motors и International Business Machines (IBM). В 1997 г. Европейская комиссия разрешила Франции продлить существование системы городских безналоговых зон до 31 декабря 2011 г. Одновременно было разрешено создать 15 новых зон и расширить территорию, на которой действуют 29 существующих. Малые и микропредприятия, открытые или созданные после 1 января 2006 г. в 100 территориях, попавших в перечень городских безналоговых зон, освобождаются от уплаты взносов в фонд социального страхования, налога на прибыль, налога на предпринимательство и налога на недвижимость. Всего льготами воспользовались 40 922 предприятия, из них 40 020 относились к категории микропредприятий.
Безналоговые зоны во Франции доказали свою эффективность: в период 2000-2005 гг. во всех зонах уровень безработицы по сравнению с условной территорией снизился вдвое, а в 10 зонах численность ищущих работу уменьшилась на 30-40%.
Вместе с тем безработица в безналоговых зонах продолжает оставаться на очень высоком уровне - в 2004 г. она была более чем в два раза выше, чем в "материковой" Франции.
Остров Мэн
Более года назад в соответствии с Директивой ЕС о налогообложении сбережений в оффшорных центрах, в том числе на Острове Мэн, был введен налог на проценты со сбережений для клиентов финансовых организаций, которые хотят сохранить конфиденциальность в отношении своих банковских операций. Как показали результаты недавно проведенного анализа, опасения касательно "разрушительности" упомянутой Директивы для всего оффшорного сектора не подтвердились. Влияние Директивы на оффшорные финансовые организации Острова Мэн и территории Нормандских островов оказалось незначительным, при этом заметно выросли бюрократические издержки оффшорного инвестирования. Тем не менее Директива сохраняет свое главное преимущество, которое предоставляет налогоплательщикам возможность владеть оффшорным счетом, а именно использовать крупные суммы процентных платежей для целей налогового планирования.
Соединенные Штаты Америки
Федеральная налоговая служба США пересматривает программу предоставления вознаграждений так называемым информаторам. Информатором может быть любой гражданин, сообщающий в налоговые органы о махинациях другого гражданина или гражданки. Сигналы "доброжелателей" дают возможность налоговому ведомству ценой небольших затрат собирать крупные суммы денег. Так, за последние пять лет удалось дополнительно взыскать в бюджет 340,3 млн долл.
Обычно информатором налоговых органов является некто с прилагательным "бывший": супруг или супруга, сотрудники по службе, "жаждущие мести" и др. Их сигналы бывают особенно полезными в отношении наиболее "проблемных" налогоплательщиков, которыми по-прежнему являются физические лица, занимающиеся индивидуальным предпринимательством, прежде всего связанным со значительным оборотом наличных средств. Эти лица зачастую не оформляют отчетность и не платят налоги.
Наиболее надежными информаторами считаются бухгалтеры и другие работники компаний, имеющие доступ к финансовой информации, а особо ценными - работники, знакомые с внутренними сложными схемами ухода от уплаты налогов.
Тем не менее в министерстве финансов США полагают, что работу с информаторами нужно улучшать. Многих не устраивает самая идея оплаты услуг "налоговых доносчиков", поскольку они полагают, что информаторами могут становиться люди, затаившие злобу на кого-либо. Работники налоговой службы подтверждают, что очень часто надежные информаторы занимаются этим делом вовсе не из чистых побуждений. Но в налоговом ведомстве отдают себе в этом полный отчет и скрупулезно проверяют все поступающие сигналы. По оценкам налоговой службы, в 90% случаев сообщения информаторов содержат очень мало полезных сведений либо вообще "пусты".
Что касается вознаграждения, то в 2005 налоговом году информаторы получили от федеральной налоговой службы 169 вознаграждений на общую сумму 7,6 млн долл., что на 66% больше по сравнению с предшествующим годом, когда было выплачено почти 4,6 млн долл. Средний размер вознаграждения за последние шесть лет приближается к 24 тыс. долл. Максимальный размер вознаграждения, который может получить информатор за переданную информацию, - 10 млн долл. Согласно результатам исследований, проведенных в министерстве финансов, в среднем информатору для получения вознаграждения пришлось ждать более 7,5 лет. В основном такая задержка объясняется требованиями закона, согласно которому вознаграждение может быть выплачено лишь после взыскания недоимки у налогоплательщика.
Программа работы с информаторами критикуется за "непрофессиональную работу с ними", а также за "отсутствие четких стандартизованных процедур и недостаточный контроль со стороны руководства". Как в министерстве финансов, так и в налоговом ведомстве считают, что работа информаторов должна всячески поощряться. В налоговой службе соглашаются с тем, что программа работы с информаторами имеет большую ценность, тем более что самые полезные сигналы поступали от людей, не рассчитывавших на вознаграждение.
В налоговом ведомстве сообщили, что осуществление мероприятий по программе работы с информаторами переводится в центр, расположенный в г. Огден, штат Юта. Запланировано создание общенациональной базы данных, полученных от информаторов. Все сигналы будут направляться в Огден, где они будут проверяться и обрабатываться. По замыслу разработчиков этой схемы такой подход позволит стандартизировать работу с сигналами информаторов.
Япония
С целью увеличения доходов государственного бюджета в условиях роста пенсионных расходов и затрат на финансирование системы здравоохранения стареющего населения в Японии рассматривается вариант повышения до 2009 г. на 1-2% ставки акцизного налога, размер которой в настоящее время составляет 5%.
Увеличение ставки акциза должно создать предпосылки для решения задачи ликвидации бюджетного дефицита в 2011 финансовом году.
Е. Воловик,
государственный советник налоговой службы III ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 36, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71