г. Вологда
26 июня 2009 г. |
Дело N А66-6900/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.
при участии от департамента - Запорожченко Т.В. по постоянной доверенности от 01.10.2008 N 17,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 апреля 2009 года по делу N А66-6900/2008 (судья Басова О.А.),
установил
департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери (далее - заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения, приятого судом) о признании недействительными пункт 2 оспариваемого предписания в части необоснованного включения в акты по формам КС-2 и КС-3 расходов, в том числе временные здания и сооружения на сумму 4 304 305 руб. и пункта 5 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области (далее - ответчик, УФСБН) от 31.07.2008 N 93.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом к участию в деле привлечены Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Государственное учреждение "Тверской региональный центр по ценообразованию в строительстве" (далее - Учреждение).
Решением суда Тверской области от 09.04.2009 требования заявителя удовлетворены частично. Пункт 5 предписания УФСБН от 31.07.2008 N 93, вынесенного в отношении Департамента, признан недействительным; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано; Департаменту из доходов федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Департамент в части отказанных требований не согласился с решением суда, обратился с апелляционной жалобой. Просит суд апелляционной инстанции в указанной части решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Департамент в жалобе и его представитель в судебном заседании сослались на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу УФСБН согласилось с решением суда, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя Департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции находит решение подлежащим отмене в оспариваемой части в связи с недоказанностью обстоятельства, которое суд считал установленным.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приложением N 61 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2007 года" от 19.12.2006 N 238-ФЗ (в редакции ФЗ от 17.07.2007 N 132-ФЗ, от 23.11.2007 N 267-ФЗ) бюджету Тверской области выделена субсидия для предоставления субсидий бюджетам городов (поселков городского типа) Российской Федерации на развитие улично-дорожной сети на 2007 год в сумме 320 800 000 руб. В целях реализации данного положения между администрациями Тверской области и города Твери заключено соглашение N 1439 "О направлении бюджету муниципального образования "Город Тверь" и использовании субсидий на развитие улично-дорожной сети".
По условиям данного соглашения администрация города Твери обязалась обеспечить через свое самостоятельное структурное подразделение - Департамент - проведение конкурсных процедур по выбору подрядных организаций по выполнению перечня работ, установленных в приложении N 1 к указанному соглашению.
Платежным поручением от 11.09.2007 N 722 Департамент финансов Тверской области перечислил денежные средства администрации города Твери.
Постановлением главы администрации города Твери от 19.07.2007 N 2132 была создана аукционная комиссия для размещения заказа по выбору подрядных организаций, заказчиком аукциона определен Департамент.
Торги в форме открытого аукциона на право заключения муниципального контракта проведены 23.08.2007. По итогам торгов определены победители аукциона, получившие право на заключение муниципальных контрактов. Таковыми признаны 13 юридических лиц, с которыми Департаментом 04.09.2007 заключены муниципальные контракты на капитальный ремонт 143 объектов дорожной сети города Твери на общую сумму 319 676 077 руб.
В период с 31.03.2008 по 05.05.2008 УФСБН в отношении Департамента проведена проверка использования средств федерального бюджета, выделенных на развитие сети автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры города.
По результатам проверки УФСБН составило акт от 05.05.2008, в котором отражены факты необоснованного включения Департаментом расходов в состав затрат.
Как следует из акта проверки от 05.05.2008, при проверке обоснованности включения в акты форм КС-2 и КС-3 затрат на строительство временных зданий и сооружений установлено, что в нарушение постановления Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" необоснованно включены в указанные акты расходы в общей сумме 4 404 925 руб., в том числе временные здания и сооружения, на сумму 4 304 305 руб.
По итогам рассмотрения акта, возражений заявителя на акт, ответчиком в адрес Департамента направлено предписание по устранению выявленных нарушений от 31.07.2008 N 93.
В соответствии с пунктом 2 указанного предписания Департаментом необоснованно включены в акты (формы КС-2 и КС-3) расходы, в том числе временные здания и сооружения на сумму 4 304 305 руб. Департаменту предписано в течение 30 дней перечислить указанную сумму в доход федерального бюджета.
Суд, отказывая в удовлетворении требований Департамента о признании недействительным пункта 2 оспариваемого предписания в части необоснованного включения в акты по формам КС-2 и КС-3 расходов, в том числе временные здания и сооружения, на сумму 4 304 305 руб., счел спорные затраты необоснованными как в целом (в связи с отсутствием в ПОС перечня временных зданий и сооружений, непринятием их в эксплуатацию, незачислением в основные средства заказчика, отсутствием факта их передачи в пользование подрядчикам), так и в частности в связи с их документальной неподтвержденностью.
В качестве правового обоснования суд правомерно сослался на абзац второй введения, пункты 1.1, 1.2, 3.1 - 3.4 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 07.05.2001 N 45, введенным в действие с 15.05.2001 (источник публикации - М.:Госстрой России, 2001), пункт 5.6 СНиП 12-01-2004, пункт 1 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Вместе с тем, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого предписания, лежит на органе, его принявшем.
Согласно акту проверки (т.1, л.4) администрацией города Твери с подрядными организациями заключено 13 муниципальных контрактов общей стоимостью 319 676 078 руб., в том числе:
1) с ООО "Чуприяновская ДПМК" (муниципальный контракт N 3772 от 04.09.2007) на сумму 7 347 700 руб. на ремонт 2 объектов (т.10);
2) с МУП "Дороги Твери" (муниципальный контракт N 3771 04.09.2007) на сумму 13 260 500 руб. на ремонт 9 объектов (т.10);
3) с ООО "Тверская механическая компания" (муниципальный контра N 3774 от 04.09.2007) на сумму 12 750 925 руб. на ремонт 3 объектов;
4) с ООО "Компания САНТАЛ" (муниципальный контракт N 3775 04.09.2007) на сумму 3 267 000 руб. на ремонт 7 объектов (т.8);
5) с ФГУ ДЭН N 74 (муниципальный контракт N 3773 от 04.09.2007 на сумму 50 666 001 руб. на ремонт 18 объектов (т.9);
6) с ООО "Тверьавтодор" (муниципальный контракт N 3776 от 04.09.2007) на сумму 48 578 546 руб. на ремонт 22 объектов (т.6, т.14 л.70-114);
7) с ЗАО "Лихославльавтодор" (муниципальный контракт N 3779 от 04.09.2007) на сумму 33 410 300 руб. на ремонт 13 объектов (т.6, т.13);
8) с ЗАО "Компания Волгодорстрой" (муниципальный контракт N 3781 от 04.09.2007) на сумму 46 729 180 руб. на ремонт 15 объектов (т.11, т.12);
9) с ООО "Дарья - Т" (муниципальный контракт N 3780 от 04.09.2007) на сумму 35 996 950 руб. на ремонт 10 объектов (т.4,т.11,т.14);
10) с ООО "СпецДорСервис-Конаково" (муниципальный контракт N 3783 от 04.09.2007) на сумму 10 415 600 руб. на ремонт 11 объектов (т.2);
11) с ООО "ДУ Гражданстрой" (муниципальный контракт N 3777 от 04.09.2007) на сумму 29 720 600 руб. на ремонт 5 объектов (т.12);
12) с ООО "СпецДорСервис-Волга" (муниципальный контракт N 3771 от 04.09.2007) на сумму 16 742 000 руб. на ремонт 15 объектов (т.10);
13) с ООО "Тверская автомагистраль" (муниципальный контракт N 3782 от 04.09.2007) на сумму 10 790 775 руб. на ремонт 13 объектов (т.2).
Заключенные муниципальные контракты, согласно указанному акту, соответствовали требованиям аукционной документации.
Приложениями к контрактам стоимость временных зданий и сооружений определена в процентном отношении к стоимости выполненных работ - 1,4 %.
В подтверждение обоснованности включения затрат на временные здания и сооружения заявителем в настоящее дело представлены акты по форме КС-2 и КС-3, подписанные сторонами на сумму 4 304 305 руб., что соответствует стоимости затрат, определенных в процентном отношении от общей стоимости выполненных работ.
По мнению апелляционной инстанции, данные документы являются достаточными доказательствами, подтверждающими произведение затрат по временным зданиям и сооружениям.
С другой стороны, акт проверки, предписание необоснованность включения в акты (формы КС- 2, КС-3) расходов на временные здания и сооружения на сумму 4 304 305 руб. связывают с нарушением постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", а также с отсутствием в форме КС-2 перечня работ и затрат, титульных списков, возвратных материалов, относящихся к временным зданиям и сооружениям.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, названная Методика не является нормативным правовым актом, носящим обязательный характер.
Отсутствие указания в форме КС-2 перечня работ и затрат, титульных списков, возвратных материалов, относящихся к временным зданиям и сооружениям, само по себе не свидетельствует об отсутствии затрат подрядчиков на временные здания и сооружения.
Заключение экспертизы, проведенной Государственным учреждением "Тверской региональный центр по ценообразованию в строительстве", на которой, как указал суд первой инстанции, основаны выводы, изложенные в акте УФСБН, в оспариваемой части не содержит сведений о факте отсутствия затрат у подрядчиков на временные здания и сооружения, содержащихся в актах выполненных работ по форме КС-2.
Согласно данному заключению экспертизы по проверке актов выполненных работ по развитию сети автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры в г.Твери за 2007 год (т.1, л. 56) в нем содержится лишь общее замечание - "исключить из всех актов выполненных работ затраты на временные здания и сооружения в размере 1,4%. Порядок расчетов за временные здания и сооружения определен в разделе 3 ГСНр - 81-05-01-2001".
При таких обстоятельствах у УФСБН отсутствовали законные основания для вынесения предписания в оспариваемой части.
УФСБН не проверяло фактическое несение затрат подрядчиками, ограничившись указанием на формальные нарушения при оформлении актов формы КС-2. Суд первой инстанции, возложив бремя доказывания указанного обстоятельства на заявителя, вышел за пределы оснований оспариваемого ненормативного акта, превысил свои дискреционные полномочия.
Кроме того, собранные судом в дело доказательства, их оценка, не опровергают данных, содержащихся в формах КС-2, КС-3, в отношении объема и стоимости спорных затрат на временные здания и сооружения.
Руководствуясь статьей 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 09 апреля 2009 года по делу N А66-6900/2008 отменить в части отказа в удовлетворении требований Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери о признании недействительным пункта 2 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области от 31.07.2008 N 93 в части необоснованного включения в акты по формам КС-2 и КС-3 расходов, в том числе временные здания и сооружения, на сумму 4 304 305 руб.
Признать недействительным предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области от 31.07.2008 N 93 в указанной части.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
А.Г.Кудин |
Судьи |
Н.Н.Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6900/2008
Истец: Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области
Третье лицо: Министерство финансов РФ, Государственное учреждение "Тверской региональный центр по ценообразованию в строительстве"
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1651/10
05.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1651/10
22.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А66-6900/2008
26.06.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2486/2009