В Новый год с новой пошлиной
С 1 января 2005 г. государственную пошлину следует уплачивать в соответствии с главой 25.3 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 127-ФЗ).
Главное нововведение заключается в том, что термин "государственная пошлина" теперь охватывает все виды сборов и пошлин, взимаемых в настоящее время с организаций и физических лиц при их обращении в государственные, муниципальные и другие органы за совершением юридически значимых действий. Правила уплаты этих сборов и пошлин регулируются исключительно новой главой НК РФ. Взимание сборов как разновидности обязательных налоговых платежей (ст. 8 НК РФ) максимально унифицировано, что является одним из этапов завершающейся налоговой реформы.
Отметим, что положения главы 25.3 НК РФ не распространяются на таможенные пошлины, которые, как и прежде, уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством. Данное обстоятельство прямо следует из стремления законодателей разграничить уплату налоговых и таможенных платежей в силу их специфики и наличия существенных различий в регулировании налоговых и таможенных отношений.
Напомним, что согласно ст. 2 НК РФ к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом исключений, в силу которых налоговое законодательство распространяется на таможенные отношения, становится все меньше. В частности, с 1 января 2004 г. - после введения в действие нового Таможенного кодекса Российской Федерации - возврат излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей полностью регламентируется ТК РФ (п. 12 ст. 78 и п. 8 ст. 79 НК РФ были исключены).
Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, положения, руководствуясь которыми организации и граждане с этого года должны платить государственную пошлину.
Порядок уплаты и возврата государственной пошлины
Вопрос о том, в какой момент необходимо уплатить государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий, в целом регламентирован ст. 333.18 НК РФ. Однако необходимо учитывать, что особенности уплаты пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо иных обстоятельств могут быть установлены в специальных статьях новой главы. Это касается, например, сбора при обращении за совершением нотариальных действий или за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях юридических лиц (ст. 333.25 и 333.34 НК РФ соответственно).
Государственная пошлина может быть уплачена в наличной или безналичной форме. Факт уплаты пошлины в безналичном порядке подтверждается платежным поручением с отметкой банка. Внесение сбора наличными денежными средствами - квитанцией установленной формы.
Наличие прямой нормы о том, как плательщик государственной пошлины должен подтверждать ее уплату, означает, что государственные и муниципальные органы и их должностные лица не вправе требовать от обратившегося лица представления иных документов.
Данное обстоятельство, в частности, автоматически изменит порядок обращения в суд с исковыми заявлениями и другими процессуальными документами, в отношении которых предусмотрена уплата пошлины.
Государственная пошлина, уплаченная в излишнем размере, подлежит возврату плательщику (подп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ). Помимо этого основанием для возврата пошлины являются:
возврат заявления (жалобы, иного обращения) или отказ в его принятии судами либо отказ в совершении нотариальных действий;
прекращение судом производства по делу или оставление заявления без рассмотрения;
отказ плательщика пошлины от совершения юридически значимого действия до обращения за его совершением;
отказ в выдаче загранпаспорта и проездного документа беженца.
Для того чтобы вернуть пошлину, необходимо подать заявление в налоговый орган по месту совершения действия, за которое она была уплачена, и приложить документы, подтверждающие наличие оснований для возврата денежных средств (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).
Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы сбора в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (п. 6 ст. 333.40 НК РФ). Отметим, что, следуя буквальному содержанию текста Закона N 127-ФЗ, право на зачет признается в случае переплаты государственной пошлины, тогда как во всех иных случаях она подлежит именно возврату. Однако природа суммы государственной пошлины, подлежащей возврату, не изменяется от оснований для ее возврата плательщику. Поэтому не исключено, что судебная практика пойдет по пути признания права на зачет во всех случаях, являющихся основанием для возврата сбора.
Государственная пошлина при обращении в суды
Закон РСФСР от 9 декабря 1991 г. N 2005-I "О государственной пошлине" (далее - Закон о государственной пошлине) 1 января 2005 г. утратил силу, а все правила по уплате пошлины при обращении в суды можно найти в ст. 333.19-333.22 НК РФ.
Однако мы остановимся только на тех изменениях, которые касаются арбитражных судов.
Минимальным порогом для расчета государственной пошлины по требованиям имущественного характера станет цена иска до 50 000 руб. (до недавнего времени этот порог составлял 10 000 руб.). По таким требованиям размер сбора составит 4% цены иска, но не менее 500 руб. Однако последующую градацию цены иска новые правила не изменяют, и она будет выглядеть так: от 50 001 до 100 000 руб., от 100 001 до 500 000 руб., от 500 001 до 1 000 000 руб. и свыше 1 000 000 руб.
Размер подлежащей уплате исходя из цены иска государственной пошлины изменился незначительно и по-прежнему не будет превышать 100 000 руб.
В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты (подп. 2 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).
В подпункте 6 п. 1 ст. 333.22 НК РФ отдельно оговаривается, что при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой суммы в размерах, предусмотренных при обращении с требованиями имущественного характера.
При подаче исковых заявлений неимущественного характера государственная пошлина составляет 2000 руб. Такая же сумма подлежит взиманию и за обращения о признании недействующим нормативного или ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Таким образом, судиться с налоговыми органами станет в любом случае несколько дороже, но не настолько, чтобы отказаться от этой практики.
При обращении в арбитражный суд с исковым заявлением необходимо представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере (п. 2 ст. 126 АПК РФ). Если такого документа не будет, суд оставит исковое заявление без движения (п. 1 ст. 128 АПК РФ). Обратим внимание на изменения, связанные с подтверждением уплаты государственной пошлины.
До настоящего момента данный вопрос законодательно не был урегулирован. При этом ВАС РФ письмом от 18 октября 2001 г. N С5-7/уп-1077 указал, что подтверждением уплаты государственной пошлины при приеме арбитражными судами исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб являются расчетные документы, содержащие штамп и календарный штемпель даты провода расчетных документов по лицевому счету, и выписка из лицевого счета клиента, в которой отражаются все проведенные операции.
В главе 25.3 НК РФ, как уже рассмотрено выше, закреплен порядок подтверждения уплаты государственной пошлины, который не предусматривает наличия выписки банка по лицевому счету заявителя. Поэтому с 2005 г. прикладывать к иску данный документ не нужно. Это несколько сокращает время на подачу процессуальных документов, поскольку банки выдают клиентам выписки по их счету только на следующий операционный день.
Государственная пошлина за совершение нотариальных действий
С этого года действуют ограничения по величине государственной пошлины, уплачиваемой за совершение нотариальных действий в отношении сделок и имущества, подлежащих оценке, если законодательством установлена обязательная нотариальная форма.
Напомним, Закон о государственной пошлине не содержал какого-либо лимита при определении размера платы за нотариальное подтверждение. Например, подпись нотариуса на договоре об отчуждении недвижимости или дарения транспортного средства обходилась участникам сделки в 0,5% стоимости имущества, отчуждаемого в пользу детей, супругов, родителей, родных братьев и сестер, или в 1,5% цены договора при отчуждении имущества в пользу всех иных лиц.
После вступления в силу главы 25.3 НК РФ плата за удостоверение таких договоров равна 0,5% суммы договора, но не менее 300 руб. и не более 20 000 руб.
Бесспорно, введение предельных ограничений на стоимость нотариальных действий снижает издержки, связанные с совершением имущественных сделок, и будет способствовать раскрытию участниками гражданского оборота в тексте соглашений истинной информации о размере принятых на себя обязательств. Это в том числе позволит участникам таких сделок быть более защищенными с правовой точки зрения в случае недобросовестного поведения контрагента.
Отметим, что ограничения установлены только в отношении государственной пошлины за нотариальные услуги, т.е. платы, взимаемой за совершение действий по нотариальному удостоверению, если законодательством предусмотрена обязательная нотариальная форма. Если нотариальная форма сделки не является обязательной, то взимается не государственная пошлина, а нотариальный тариф, величина которого не ограничена (п. 2 ст. 8 Закона N 127-ФЗ специально дополняет Основы законодательства Российской Федерации о нотариате ст. 22.1, регламентирующей ставки нотариального тарифа).
За удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке, государственная пошлина взимается в размере 500 руб. (раньше - 2 МРОТ, или 200 руб.), копий учредительных документов организаций - 500 руб., а подтверждение верности перевода документа с одного языка на другой - 100 руб. за одну страницу перевода документа.
Плата за подпись нотариуса на доверенности на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами составляет 250 руб. при выдаче доверенности детям (в том числе усыновленным), супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам. Если доверенность выдана иному физическому лицу, то 400 руб.
Сохранилось правило о том, что за нотариальное действие, совершаемое вне помещений государственной нотариальной конторы, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в 1,5 раза (подп. 1 п. 1 ст. 333.25 НК РФ).
Другие виды государственной пошлины
Стоимость государственных услуг по оформлению загранпаспорта определена главой 25.3 НК РФ в размере 400 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.28), а плата за выдачу и обмен российского паспорта стала меньше и составляет 100 руб. (подп. 16 п. 1 ст. 333.33). Раньше государство взимало за данные услуги единую плату - 200 руб. (подп. 1 п. 8 ст. 4 Закона о государственной пошлине).
Особо отметим, что с 1 января 2005 г. регистрация российских граждан по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации проводится бесплатно (ст. 9 Закона N 127-ФЗ).
Не изменился размер платы, вносимой работодателем за право привлечения иностранных сотрудников. Она по-прежнему составляет 3000 руб. за каждого привлекаемого работника.
Если до недавнего времени и за регистрацию юридических лиц, и за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, взималась одинаковая сумма - 2000 руб. (п. 6 ст. 4 Закона о государственной пошлине), то с 1 января 2005 г. ставка дифференцированная. Создание юридического лица повлечет обязанность уплатить сбор в сумме 2000 руб., а внесение изменений в учредительные документы - 20% этой суммы, т.е. 400 руб. (подп. 1 и 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Плата за регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осталась прежней - 400 руб.
Порядок уплаты государственной пошлины за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименовании юридических лиц с введением в действие главы 25.2 НК РФ изменился принципиально. Теперь такая плата взимается единожды и в фиксированном размере, тогда как раньше ее следовало перечислять в течение всего периода деятельности организации и в зависимости от объема дохода от реализации.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 2 апреля 1993 г. N 4737-I "О сборе за использование наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" коммерческие организации (кроме торговых) уплачивали данный сбор в размере 0,5% стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а торговые организации - из расчета 0,05% от оборота. Другие организации (в первую и, пожалуй, единственную очередь некоммерческие) перечисляли в бюджет сбор в размере 100 МРОТ.
Сбор взимался по итогам каждого месяца (с коммерческих и торговых организаций) или один раз в год (с других организаций).
С введением в действие главы 25.3 НК РФ государственная пошлина за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и пр. составляет 10 000 руб. (подп. 57 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Ее нужно уплачивать один раз при государственной регистрации юридического лица при его создании либо при регистрации соответствующих изменений учредительных документов юридического лица (п. 5 ст. 333.34 НК РФ). Следовательно, организации, использующие по состоянию на 1 января 2005 г. в своих фирменных наименованиях слова "Россия", "Российская Федерация" и образованные от них варианты, после вступления в силу новой главы НК РФ не должны вносить в бюджет денежные средства за использование названия нашей страны.
Изменился и порядок внесения платы за проставление государственного клейма на ювелирных изделиях.
До Нового года п. 3 ст. 13 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" делегировал полномочия по установлению размера пробирного сбора Правительству РФ, не ограничивая предельные ставки сбора. В отличие от действовавшего ранее порядка подп. 1 п. 1 ст. 333.31 НК РФ, предоставляя Правительству РФ право утверждать размеры государственной пошлины за опробование и клеймение ювелирных изделий, одновременно предусматривает пределы такой платы: по золотым изделиям - до 60 руб. за единицу и по серебряным - до 150 руб. за единицу.
До утверждения Правительством РФ точных сумм государственной пошлины за опробование и клеймение ювелирных изделий сбор будет взиматься в максимальной сумме (ст. 25 Закона N 127-ФЗ).
Если лицо обращается с просьбой проставить государственное клеймо в срочном порядке (т.е. в более короткий срок, нежели предусмотренный правилами Российской государственной пробирной палаты), при клеймении изделий с закрепленными камнями и в иных случаях, предусмотренных ст. 333.32 НК РФ, государственную пошлину оно должно заплатить в повышенном размере.
Статья 15 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает взимание лицензионных сборов за рассмотрение заявлений о предоставлении лицензии в сумме 300 руб. и за предоставление лицензии в размере 1000 руб.
Плата за переоформление лицензии, а соответственно и за продление срока ее действия (ст. 8 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности) составляет 100 руб. (п. 3 ст. 11 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности).
Глава 25.3 НК РФ сохраняет все существующие ставки без изменений (подп. 71 п. 1 ст. 333.33).
До вступления в силу новой главы НК РФ величина платы за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы утверждалась органами местного самоуправления (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе").
К примеру, в Москве порядок и размеры такой платы были утверждены Постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 г. N 41-ПП (Приложение N 3 к Правилам размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве). При этом базовая ставка платежа, вносимого в городской бюджет, составляла 9800 руб.
Однако с 1 января 2005 г. действует единая государственная пошлина за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы в размере 1500 руб. (подп. 80 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Н.К. Фрейтак,
старший юрисконсульт компании "ФБК"
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru