14 июля 2009 г. |
г. Вологда Дело N А13-12423/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Севербизнес" Виноградова А.Г. на основании выписки из протокола от 07.04.2009, Леоновой К.И. по доверенности от 19.06.2008, от Правительства Вологодской области Першиной А.А. по доверенности от 24.01.2008 N 5, от Департамента земельных отношений Вологодской области Матросовой И.С. по доверенности от 19.11.2008 N 01-01-11/8055, от администрации города Вологды Завьяловой А.А. по доверенности от 13.03.2009 N 10-0/3-1-2-1/427,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2009 года по делу N А13-12423/2008 (судья Логинова О.П.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Севербизнес" (далее - общество, ООО "Севербизнес") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Правительству Вологодской области (далее - правительство), Департаменту земельных отношений Вологодской области (далее - департамент) о признании недействительным постановления от 16.12.2008 N 2416 "Об отказе в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Севербизнес" земельного участка на территории муниципального образования "Город Вологда" в редакции постановления правительства от 27.01.2009 N 2416 "О внесении изменений в постановление от 16.12.2008 N 2416", возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка площадью 18 381 кв.м с кадастровым номером 35:24:0502007:0009, расположенного по адресу: город Вологда, улица Петрозаводская, подготовить и направить ООО "Севербизнес" проект договора купли-продажи земельного участка в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения требований, принятого судом).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация города Вологды (далее - администрация), Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25.03.2009 по делу N А13-12423/2008 постановление правительства от 16.12.2008 N 2416 в редакции постановления правительства от 27.01.2009 N 2416 признано недействительным. На департамент возложена обязанность принять решение о предоставлении земельного участка площадью 18 381 кв.м с кадастровым номером 35:24:0502007:0009, расположенного по адресу: город Вологда, улица Петрозаводская, подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Правительство с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении требований общества отказать. В обоснование своей позиции ссылается на то, что спорный земельный участок является территорией общего пользования города, тот факт, что он не находится в красных линиях согласно проекту застройки микрорайона 1968 года, не лишает его такого статуса, поскольку ранее красными линиями отделяли селитебную территорию от улиц и проездов, а не границы территорий общего пользования. Указывает, что действующим законодательством не предусмотрен порядок отнесения земельных участков к землям общего пользования. При этом следует руководствоваться нормативным определением понятия земель (территорий) общего пользования, содержащимся в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Департамент в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, просят решение суда отменить, апелляционную жалобу правительства - удовлетворить.
Администрация и управление отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представители управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Заслушав объяснения представителей общества, правительства, департамента и администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, решением Исполнительного комитета Вологодского городского Совета депутатов трудящихся от 14.09.1971 N 325 "г" государственному предприятию "Завод "Электротехмаш" (далее - завод, ГП "Завод "Электротехмаш") согласно генеральному плану застройки микрорайона N 6 Льнокомбината разрешено строительство стадиона на участке площадью 1,6 га по улице Промышленной.
Этот участок передан заводу в постоянное пользование для ведения производственной деятельности постановлением администрации от 08.12.1992 N 1891 "О передаче земли в бессрочное (постоянное) пользование организациям".
На основании распоряжения Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом от 26.08.1992 N 383-р ГП "Завод "Электротехмаш" реорганизован путем присоединения к Череповецкому металлургическому комбинату (далее - ЧМК) на правах структурного подразделения.
В 1993 году при приватизации ЧМК путем преобразования в акционерное общество "Северсталь" (далее - АО "Северсталь") стадион как объект социальной сферы завода включен в уставной капитал АО "Северсталь".
Соглашением от 30.07.1998 стадион "Электротехмаш" передан от АО "Северсталь" крестьянскому хозяйству "Деминское" (далее - КХ "Деминское").
Постановлением Главы города Вологды от 21.09.1999 N 1823 площадь земельного участка (стадион) по улице Петрозаводской (бывшая улица Промышленная) признана равной 18 381 кв.м.
По договору купли-продажи от 03.06.2007 N 1-06 КХ "Деминское" продало ООО "Севербизнес" недвижимое имущество стадион (строение, сооружение, оборудование) общей площадью 18 381 кв.м, расположенное по адресу: город Вологда, улица Петрозаводская (бывший стадион "Электротехмаш"); 01.11.2007 общество зарегистрировало право собственности на данный объект (свидетельство о регистрации права серии 35 СК N 297650).
В дальнейшем общество обратилось в департамент с заявлением от 26.02.2008 о предоставлении земельного участка, на котором расположен стадион, в собственность.
Департамент подготовил и передал на рассмотрение в правительство проект постановления "Об отказе в предоставлении в собственность обществу земельного участка на территории муниципального образования "Город Вологда".
Правительство приняло постановление от 16.12.2008 N 2416, которым отказало обществу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 35:24:0502007:0009, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Петрозаводская, для ведения производственной деятельности, в связи с его нахождением в существующих границах территорий общего пользования.
Постановлением 27.01.2009 N 2416 "О внесении изменений в постановление от 16.12.2008 N 2416" в преамбулу указанного постановления внесены изменения, а именно цифра "11" заменена цифрой "12".
Общество не согласилось с оспариваемым постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Таким образом, юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в границах фактически используемой площади участка.
Отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ).
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что не подлежат приватизации земельные участки общего пользования земель поселения, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.
Согласно части 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие).
Следовательно, земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт. Из приведенной нормы следует, что обязанность доказывания оснований, по которым отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка, возложена на правительство.
Таким образом, правительство должно доказать, что земельный участок с кадастровым номером 35:24:0502007:0009 расположен на землях общего пользования.
По мнению правительства, испрашиваемый земельный участок является земельным участком общего пользования, поскольку: во-первых, подпадает под нормативное определение земельных участков общего пользования, установленное действующим законодательством, доказательством чего являются письма департамента от 21.11.2008 N 5-2/5-0-10/5201, от 03.09.2008 N 5-2/7343/3-1-2-1/2148; во-вторых, исходя из законодательства и градостроительной документации, на основании которых он отводился.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд устанавливает соответствие оспариваемого акта законодательству, действующему на момент его принятия, поэтому статус спорного земельного участка должен быть определен на основании этого законодательства.
В пункте 7 статьи 36 ЗК РФ указано, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
Пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ установлено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Часть 5 статьи 41 ГрК РФ предусматривает виды документации по планировке территории: проект планировки территории, проект межевания территории и градостроительный план. При этом проект планировки и проект межевания территории всегда являются документацией по планировке. Градостроительный план можно рассматривать как вид документации по планировке территории только в случае, если он подготавливается в составе проектов межевания территорий. В случае подготовки градостроительного плана как самостоятельного документа он не является документацией по планировке территории (статья 44 ГрК РФ).
Красные линии подлежат включению в основную часть проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ).
Частями 1 и 2 статьи 41 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Она осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Анализ названной статьи позволяет сделать вывод, что документация по планировке территории готовится применительно к любым земельным участкам, как предназначенных для строительства, так и не подлежащих застройке (уже застроенных). Следовательно, планировка территории становится универсальным способом действий по упорядочению организации территории, осуществляемом в соответствии с документами территориального планирования.
Поэтому несостоятелен довод правительства о том, что утверждение проекта планировки территории является необязательным, а документация по планировке территорий разрабатывается лишь исходя из целесообразности.
Согласно статье 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" ГрК РФ применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие.
К указанным отношениям, возникшим до введения в действие названного Кодекса, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Градостроительные отношения - это отношения длящиеся, поэтому в ряде случаев к различным их стадиям может быть применено как прежнее законодательство, так и новый Кодекс.
В случае, если правоотношения начаты до вступления ГрК РФ в действие и продолжаются после этого момента, то к данным отношениям применяются уже нормы нового Кодекса.
Поэтому тот факт, что спорный земельный участок сформирован до введения в действие ГрК РФ, не имеет правового значения, поскольку обязанность по документальному подтверждению наличия земель общего пользования возникла в период действия этого Кодекса.
Проект планировки территории микрорайона, в котором расположен спорный земельный участок, в настоящее время не разработан.
Следовательно, утверждение о том, что земельный участок с кадастровым номером 35:24:0502007:0009 расположен на землях общего пользования, документально не подтверждено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ООО "Севербизнес".
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина правительством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2009 года по делу N А13-12423/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-12423/2008
Истец: ООО "Севербизнес"
Ответчик: Правительство Вологодской области, Департамент земельных отношений Вологодской области
Третье лицо: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области, Администрация г. Вологды
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14573/09
18.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14573/09
08.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7694/2009
19.11.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14573/09
12.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А13-12423/2008
14.07.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1901/2009