Местное налоговое законодательство КНР
На сегодняшний день местное налоговое законодательство материкового Китая, как, впрочем, и иных зарубежных государств и территорий - совершенно не изученный вопрос в отечественной юридической и экономической науке. Некоторые авторы почему-то поверхностно подходят к этому вопросу. По всей видимости, они считают, что достаточно упомянуть об отнесении того или иного налога к категории местных. Отчасти объяснить подобное отношение можно ограниченным доступом к нормативному материалу. Вместе с тем это важный вопрос.
Местное налоговое законодательство материкового Китая состоит из узаконений и положений местного характера, принятых:
собраниями народных представителей;
постоянными комитетами собраний народных представителей;
местными народными правительствами.
Известные узаконения собраний народных представителей, содержащие налоговые нормы, образованы методами и правилами. Их количество на сегодняшний день ограничено. Ограничено и количество налоговых норм в этих источниках налогового права материкового Китая.
Методы провинции Шаньси от 27 июня 1994 г. "О передаче имущества и передаче прав пользования на государственную землю" содержат две статьи по вопросам налогообложения:
1) в статье 23 квитанция об уплате налога на добавленную к земле стоимость названа в качестве одного из документов, которые необходимо представить при регистрации передачи права пользования землей;
2) в статье 24 указано, что народные правительства городов и уездов имеют приоритетное право определения стоимости в случае, если цена передачи права пользования землей очевидно занижена; при оценке передачи права пользования землей лицо, передающее имущество, должно уплатить налог на добавленную к земле стоимость в соответствии с законодательством.
В Правилах города Шанхай от 24 ноября 1988 г. "О зоне экономического развития" содержатся следующие налоговые нормы:
национальные предприятия, учрежденные в зоне экономического развития, имеют право на преференциальное отношение, предусмотренное данными Правилами, однако, преференция в виде вычета и освобождения от уплаты налога подлежит утверждению государством (п. 2 ст. 20);
производственные предприятия с иностранными инвестициями, расположенные в зоне экономического развития, освобождены от уплаты местного подоходного налога до конца 1995 г. (ст. 21);
построенные дома и вновь созданные дома, приобретенные предприятиями с иностранными инвестициями в зоне развития, освобождены от уплаты налога на недвижимое имущество в течение пяти лет с месяца создания дома или его приобретения (ст. 22) и т.д.
Еще один из немногих примеров актов собраний народных представителей, содержащих налоговые нормы,- Методы Синьцзян-Уйгурского автономного района от 1 января 2000 г. "О поощрении иностранных инвесторов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе". В этом акте всего одна статья (ст. 5) содержит налоговую норму. В ней подробно прописана процедура освобождения предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий от уплаты подоходного налога.
В противоположность узаконениям собраний народных представителей количество содержащих налоговые нормы нормативных правовых актов постоянных комитетов достаточно велико. Налоговые нормы предусматриваются правилами, методами и установлениями.
Самая малочисленная группа образована установлениями. Известно лишь Установление провинции Фуцзянь от 5 июля 1995 г. "О поощрении возвратившихся китайцев и их родственников в учреждении предприятий". В этом Установлении приведены две налоговые нормы. Статьей 9 предусмотрено, что если возвратившиеся китайцы или их родственники используют прибыль на социальные цели, то налоговые органы производят вычет соответствующих сумм из налога. В этой статье не говорится, о каком налоге идет речь, однако из содержания предыдущей статьи названного Установления провинции Фуцзянь можно предположить, что речь идет о подоходном налоге с предприятий. Эта статья похожа по содержанию на ст. 5 принятых собранием народных представителей указанных Методов Синьцзян-Уйгурского автономного района "О поощрении иностранных инвесторов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе". В статье 8 Установления перечислены условия, при соблюдении которых предприятиям, учрежденным возвратившимися китайцами и их родственниками, предоставляется преференция в виде уменьшения или освобождения от уплаты подоходного налога. Вновь созданные предприятия, занимающиеся производством или операционной деятельностью, виды которой приведены в п. 1-4 ст. 8 Установления провинции Фуцзянь, освобождены от подоходного налога в течение двух лет с месяца учреждения, а в последующие три года ставка подоходного налога уменьшается наполовину; вновь созданные предприятия, занимающиеся оказанием коммерческих услуг, в течение одного года с месяца учреждения освобождены от уплаты подоходного налога или он уменьшается. В статье 5 Методов Синьцзян-Уйгурского автономного района также перечислены преференциальные режимы налогообложения для предприятий с иностранными инвестициями. Так, предприятия с иностранными инвестициями, учрежденные в районе на операционный период в десять лет, освобождены от уплаты местного подоходного налога с предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, который в общем случае подлежит уплате по ставке 3% (п. 1 ст. 5). Производственные предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность в открытых городах (Урумчи, Инин, Тачэн), утвержденных в качестве таковых Центральным народным правительством - Государственным советом, уплачивают подоходный налог с предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий по уменьшенной ставке в 24% (п. 3 ст. 5). Как видно из содержания этих норм, по юридической технике акты собраний народных представителей и постоянных комитетов во многом похожи, а ключевое различие заключается лишь в субъектах налоговых правоотношений. Важно, что рассмотренные нормы представляют собой во многом типовые налоговые нормы местного налогового законодательства материкового Китая.
Следующий вид узаконений, принятых постоянными комитетами собраний народных представителей и содержащих налоговые нормы,-методы. Они подразделяются на методы и методы о применении.
Примером методов являются Методы Тибетского автономного района от 29 марта 1997 г. "О передаче имущества и передаче прав пользования на государственную землю города Лхаса". В них, так же как и в принятых собранием народных представителей Методах провинции Шаньси "О передаче имущества и передаче прав пользования на государственную землю", с налогообложением связаны две статьи:
1) в статье 28 уплата налогов названа как условие, необходимое для передачи права пользования землей;
2) в статье 34 указано, что налог на добавленную к земле стоимость подлежит наложению, когда цена за право пользования землей и иным имуществом возрастает во время передачи.
Этот подход соответствует норме ст. 3 Временных правил КНР от 12 декабря 1993 г. "О налоге на добавленную к земле стоимость", которой предусмотрено, что подлежащая уплате сумма определяется в зависимости от величины прироста стоимости земли, полученной налогоплательщиком от передачи недвижимости.
Методы по интерпретации принимаются во исполнение законов. Таких актов немного. Можно назвать Методы провинции Ганьсу от 2 сентября 1999 г. "Об интерпретации Закона КНР "Об управлении землей"", Методы города Шанхай от 4 февраля 1994 г. "Об интерпретации Закона КНР "Об управлении землей"", Методы провинции Сычуань от 10 декабря 1999 г. "Об интерпретации Закона КНР "Об управлении землей"". В первых двух актах вопросы, имеющие отношение к налогообложению, регламентированы на уровне упоминания о необходимости уплаты налога за занятие земли (ст. 25 и 47, соответственно). Более значима норма ст. 43 Методов провинции Сычуань. В ней определено, что после занятия культивируемой земли сельскохозяйственный налог уплате не подлежит либо производится вычет. Как видно из названия этих актов, все они приняты во исполнение закона - Закона КНР от 29 августа 1998 г. "Об управлении землей". Причем интересно, что в самом Законе нет ни одной налоговой нормы.
Наиболее многочисленная группа узаконений постоянных комитетов собраний народных представителей образована правилами. Правила, так же как и методы, можно разделить на два вида: правила и правила об управлении. Эта классификация достаточно условна и основана в первую очередь на названии узаконений. Более существенно то, что оба вида подразделяются на узаконения, содержащие налоговые нормы, и узаконения, включающие в себя нормы, которые можно охарактеризовать как дублирование и напоминание. Например, ч. 3 ст. 7 Правил Тибетского автономного района от 2 апреля 1999 г. "Об управлении минеральными ресурсами в Тибетском автономном районе" предусмотрено, что при использовании минеральных ресурсов налог на ресурсы и компенсационный сбор за ресурсы подлежат уплате в соответствии с нормативными правовыми актами государства и автономного района. Точно такая же норма, только без упоминания об автономном районе, содержится в ч. 4 ст. 6 Правил провинции Хайнань от 26 декабря 1997 г. "Об управлении минеральными ресурсами в провинции Хайнань".
Следует пояснить, что согласно ст. 12 Временных правил КНР от 12 декабря 1993 г. "О налоге на ресурсы" налог на ресурсы подлежит уплате налогоплательщиками местным налоговым органам там, где налогооблагаемые продукты используются или произведены; для налогоплательщиков, использующих или производящих налогооблагаемые продукты в пределах границ их провинций, автономных районов и городов, место уплаты налога корректируют местные налоговые органы провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. Во Временных правилах КНР "О налоге на ресурсы" указано также (в ст. 14), что управление и взимание налога на ресурсы осуществляется в соответствии с этими Правилами и Законом КНР "Об управлении взиманием налогов". С учетом этих положений значение указанных норм ч. 3 ст. 7 Правил Тибетского автономного района и ч. 4 ст. 6 Правил провинции Хайнань практически равно нулю.
То же самое можно сказать о ст. 32 Правил провинции Цзянсу от 31 июля 1997 г. "Об управлении технологическими рынками" и п. 2 ст. 15 Правил города Пекин от 14 апреля 1995 г. "Об иногородних лицах, занятых в торговле или работающих в Пекине". Первым документом предусмотрено, что юридические лица и граждане, занятые в технологической торговле, должны уплачивать налог в соответствии с законом (ст. 32); во втором - используется та же формулировка, но в отношении единиц и индивидуумов, сдающих дома внаем (п. 2 ст. 15). В обоих случаях можно наблюдать ту же юридическую технику, что и в ст. 9 Установления провинции Фуцзянь "О поощрении возвратившихся китайцев и их родственников в учреждении предприятий".
К сожалению, среди актов постоянных комитетов собраний народных представителей таких примеров достаточно много. Как уже было отмечено, данный подход использован в Методах провинции Ганьсу "Об интерпретации Закона КНР "Об управлении землей"" и Методах города Шанхай "Об интерпретации Закона КНР "Об управлении землей"". В качестве примеров еще можно назвать: Правила провинции Фуцзянь от 24 сентября 2001 г. "О лесоводстве" (п. 2 ст. 25), Правила провинции Шаньси от 3 ноября 1995 г. "Об управлении рынком недвижимости" (ст. 40). Очевидно, что назначением узаконения является не дублирование и не напоминание, а установление предписаний.
Положительным примером является ст. 11 Правил города Сучжоу от 15 ноября 1997 г. "Об управлении предприятиями с иностранными инвестициями". Статьей 16 Закона КНР (в редакции от 28 апреля 2001 г.) "Об управлении взиманием налогов" предусмотрено, что с изменением содержания налоговой регистрации налогоплательщик, занимающийся производством и управлением, должен зарегистрировать такие изменения или пройти процедуру прекращения налоговой регистрации в налоговых органах в течение тридцати дней со дня изменения регистрации или до обращения за прекращением регистрации в органы по управлению промышленностью и торговлей. В статье 11 указанных Правил города Сучжоу эта норма повторена, но одновременно названы некоторые возможные изменения (увеличение зарегистрированного капитала, передача прав на инвестиции, смена адреса и т.п.), требующие обращения в налоговые органы.
Пример ст. 11 Правил города Сучжоу показателен и тем, что основная масса правил, принятых постоянными комитетами собраний народных представителей и содержащих налоговые нормы, посвящена льготам для иностранных инвесторов. Эти правила можно разделить на две группы. В первую группу входят общие правила, а во вторую - правила для отдельных субъектов предпринимательской деятельности.
К первой группе относятся Правила провинции Сычуань от 19 октября 1995 г. "О поддержке капиталовложений иностранных бизнесменов" и Правила провинции Ляонин от 28 ноября 1992 г. "О зоне технологического развития Далянь". Пунктом 2 ст. 37 первых из названных Правил предусмотрено, что предприятия с иностранными инвестициями освобождены от налога за пользование городской землей после уплаты сбора за место. Второе узаконение содержит ряд норм (ст. 23, 26, 27, 28, 31, 35) о льготах по подоходному налогу с предприятия, во многом аналогичных предписаниям принятых собранием народных представителей Методов Синьцзян-Уйгурского автономного района "О поощрении иностранных инвесторов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе".
Ко второй группе относятся Правила провинции Чжэцзян от 8 июля 1997 г. "О защите инвестиций тайваньских соотечественников в провинции Чжэцзян". Согласно ст. 24 этих Правил производственные предприятия с инвестициями тайваньских соотечественников, которые осуществляют свою деятельность более десяти лет, с утверждения местного налогового органа освобождены от местного подоходного налога на срок от пяти до десяти лет, начиная с года получения прибыли. Отличие этого акта от приведенных выше примеров состоит в его ограниченном применении по субъектному составу. Налоговой льготой, предусмотренной ст. 24, в отличие от преференций Правил провинции Ляонин могут пользоваться только предприятия с инвестициями тайваньских соотечественников. Очевидно, что в Правилах провинции Чжэцзян использован тот же подход, что и в Установлении провинции Фуцзянь "О поощрении возвратившихся китайцев и их родственников в учреждении предприятий".
Кроме нормативных правовых актов собраний народных представителей и постоянных комитетов местное законодательство материкового Китая образовано положениями местных народных правительств.
Особенность этой группы заключается в том, что в ней присутствуют не только положения, содержащие налоговые нормы (что имеет место в приведенных ранее примерах), но и налоговые положения, т.е. положения, принятые специально для регламентации того или иного вопроса, связанного с налогообложением. Это обстоятельство составляет отличие положений местных народных правительств от узаконений собраний народных представителей и постоянных комитетов.
Имеющиеся данные свидетельствуют, что после образования Китайской Народной Республики местные народные правительства активно включились в нормотворческий процесс, в том числе по налоговым вопросам. Например, Объявление Харбинского народного правительства от 27 мая 1950 г. N 20 "О введении в действие Временного положения "О сборе налога за номера" (для средств передвижения, наземных и водных) в городе Харбин". Как указано в преамбуле этого Объявления, Правительство (города Харбин) вводит налог на основании п. 4 Положения "О введении налогов по всему Китаю". Название актов требует уточнений, но очевидно, что местные народные правительства не стояли в стороне и действовали на основании нормативных правовых актов, принятых центром.
В настоящее время право на принятие местными народными правительствами налоговых положений закреплено в некоторых законах материкового Китая. Так, ст. 35 Закона КНР от 1 октября 1984 г. (с изменениями от 28 февраля 2001 г.) "О районах национальной автономии" предусмотрено, что при применении национального налогового законодательства органы самоуправления национальной автономии в дополнение к статьям, по которым освобождение или уменьшение налогов требует проверки и утверждения государством, могут предоставлять освобождения или уменьшения налогов за счет некоторых статей доходов местных финансов. Согласно ст. 9 Закона КНР от 9 апреля 1991 г. "О подоходном налоге с предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий" освобождения или уменьшения местного подоходного налога с предприятий с иностранными инвестициями, которые осуществляют деятельность в отрасли экономики или в проекте, поощряемом государством, находятся в соответствии с фактической ситуацией в ведении местных народных правительств провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. Еще один пример - ст. 5 Закона КНР "Об управлении взиманием налогов". В абзаце 2 этой статьи местным народным правительствам предписано усилить руководство и координацию административной работы по взиманию налоговых доходов на местах и по поддержке местных налоговых органов в исполнении их обязанностей. Эту норму следует толковать расширительно, в том смысле, что местные народные правительства вправе принимать положения, регламентирующие отдельные аспекты налогового права.
Возникает вопрос: где та грань между руководством административной работой по взиманию налоговых доходов и изменением налоговой системы? Частично ответ на этот вопрос содержится в названных ст. 35 Закона КНР "О районах национальной автономии" и ст. 9 Закона КНР "О подоходном налоге с предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий". В этих статьях фактически очерчены пределы налоговых полномочий местных народных правительств. Более "категоричные" ответы на поставленный вопрос даны в ряде административных узаконений. Например, ч. 3 ст. 6 Временных правил КНР от 12 декабря 1993 г. "О промысловом налоге" предусмотрено, что местные правительства и ведомства не должны регулировать освобождения или уменьшения налога.
Положения, принятые местными народными правительствами, могут принимать форму методов, установлений, временных установлений и дополнительных установлений. Встречаются среди положений местных народных правительств и положения, озаглавленные иероглифами, которые в переводе с китайского означают "преференциальная политика". Примером такого положения, принятого местным народным правительством, может служить Преференциальная политика провинции Сычуань от 26 августа 1999 г. "О привлечении иностранных инвестиций". Вопросам налогообложения в этом положении посвящена глава 4 "Налоговые преференции". Данной главой, не имеющей подразделения на статьи, в частности, предусмотрено, что:
оборудование, импортированное по контракту, и технологии, импортированные с оборудованием, а также вспомогательные и запасные части на разумную сумму для инвестирования в проекты на поддержание развития освобождены от (таможенных) тарифов и налога на добавленную стоимость в связи с импортом;
банки и не банковские финансовые институты с иностранными инвестициями на сумму более 10 000 000 дол. США при осуществлении деятельности в течение срока, превышающего десять лет, уплачивают подоходный налог с предприятий по ставке 15%, освобождены от уплаты подоходного налога с предприятий в первый год и уплачивают этот налог в размере половины действующей ставки со второго по третий год, начиная с года получения прибыли;
предприятия, занимающиеся сельскохозяйственными разработками и развитием технологий в горах и на пустынных землях, освобождены от сельскохозяйственного налога на пять лет, начиная с года получения прибыли;
дивиденды и бонусы, полученные иностранными индивидуумами от предприятий с иностранными инвестициями, временно могут быть освобождены от индивидуального подоходного налога.
Помимо этого на основании установлений той же главы предприятиям с иностранными инвестициями, ведущим деятельность в провинции Сычуань, предоставляются льготы, аналогичные тем, что предусмотрены ст. 24 Правил провинции Чжэцзян "О защите инвестиций тайваньских соотечественников в провинции Чжэцзян" и рядом других нормативных правовых актов. Значит, несмотря на свое название, Преференциальная политика провинции Сычуань является нормативным правовым актом. Остается вопрос о правомерности предоставления освобождения по некоторым статьям и, в частности, по налогу на добавленную стоимость. В пункте 2 ст. 16 Временных правил КНР от 12 декабря 1993 г. "О налоге на добавленную стоимость" содержится норма, аналогичная той, что включена в п. 3 ст. 6 Временных правил КНР "О промысловом налоге".
Преференциальная политика провинции Сычуань показательна тем, что количество налоговых норм в положениях местных народных правительств материкового Китая, как правило, несколько превышает количество таких норм в узаконениях, принятых собраниями народных представителей и постоянными комитетами. По другим параметрам наблюдаются схожие подходы. Так же как и в случае с актами собраний народных представителей и постоянных комитетов, в основном положения местных народных правительств посвящены вопросам регламентации деятельности на определенной территории предприятий с иностранными инвестициями. Такие акты приняты народными правительствами провинций Ганьсу, Гуаньдун, Фуцзянь, городов Яньтай, Хайкоу, Гуанчжоу, Чжухай.
В качестве примеров налоговых положений, принятых местными народными правительствами, можно назвать Решение города Пекина от 12 июня 1998 г. "О пересмотре Инструкции города Пекина "О применении Временных правил КНР "О налоге на дома" и Методов города Пекина "О применении Временных правил КНР "О налоге на использование земли в городах"" и Методы города Шанхай от 28 марта 1989 г. "О применении налога на использование городской земли".
Принятое Народным правительством города Пекина Решение представляет собой положение, посредством которого в местное налоговое законодательство были внесены некоторые изменения. Рассматриваемое Решение состоит из преамбулы и двух пунктов. В п. I указано, что в ст. 7 Инструкции города Пекина "О применении Временных правил КНР "О налоге на дома"" вносится изменение, по которому сумма налога на дома в этом городе (имеется в виду город Пекин) подлежит уплате дважды в год, с 1 по 15 апреля и с 1 по 15 октября соответственно. Содержание п. II Решения аналогично, но, как не трудно догадаться, речь в нем идет о сроках уплаты налога на использование городской земли. В данном Решении указан такой вид акта, как инструкция. Определение его места в системе местного налогового законодательства требует отдельной проработки.
Методы города Шанхай "О применении налога на использование городской земли" являются налоговым положением. По своей структуре это положение, состоящее из тринадцати статей, существенно отличается от рассмотренных ранее тем, что в нем определены все элементы налога: в ст. 2 названы плательщики, в ст. 3 - ставки, в ст. 5 - уполномоченные налоговые органы, в ст. 7 - освобождения, в ст. 9 - порядок уплаты и т.д. Более того, что не характерно для налогового законодательства материкового Китая, ст. 11 Методов города Шанхай предусмотрено назначение соответствующих платежей: суммы, полученные в счет налога на использование городской земли, подлежат зачислению в городской бюджет.
Местные народные правительства принимают также публичные документы - уведомления. В уведомлениях в отличие от методов раскрываются лишь отдельные аспекты налогообложения. Например, в Уведомлении Народного правительства города Шэньчжэнь от 26 августа 1998 г. "О продолжении взимания налога с купчих" указано, что подлежащая применению ставка составляет 3%; налогообложением занимаются правительственные финансовые управления, которые вправе поручить агентствам по регистрации недвижимости взимать налог от их имени. Кроме того, в рассматриваемом Уведомлении перечислены подлежащие применению нормативные правовые акты. Аналогичный пример - Уведомление Народного правительства провинции Цзянсу от 28 августа 1997 г. "О ставке подоходного налога для перечисленных компаний провинции Цзянсу".
Помимо положений и публичных документов, принятых непосредственно местными народными правительствами, существует и значительное количество публичных документов, принятых подчиненными таким правительствам ведомствами (они иногда обозначаются как рабочие ведомства). К таким ведомствам относятся в первую очередь финансовые управления и налоговые управления.
Основной формой публичных документов, принятых ведомствами, подчиненными местным народным правительствам, являются уведомления. В зависимости от принявшего их ведомства они подразделяются на уведомления:
финансового управления;
налогового управления;
совместные.
Первый вид уведомлений - это уведомления финансовых управлений. В качестве примера можно назвать Уведомление Финансового управления города Пекина от 28 октября 1999 г. "О сборе налога с купчих". О содержании этого публичного документа можно судить на основе положений п. V. В нем, в частности, предусмотрено, что если налогоплательщик подает в финансовый орган по местонахождению дома и земли или в уполномоченный финансовый орган заявление о возмещении, то соответствующий финансовый орган должен проверить квитанцию об уплате налога с купчих, оригинал договора купли-продажи и имеющиеся счета, а затем выдать документ на возмещение и произвести возврат сумм. Очевидно, что по стилю изложения это положение предназначено для руководства местных органов власти.
Отметим, что это и подобные ему уведомления необходимо отличать от сопроводительных уведомлений финансовых управлений. В качестве примера такого публичного документа можно назвать Уведомление Финансового управления города Пекина от 24 июля 1992 г. "О передаче Уведомления Министерства финансов "Об опубликовании Правил КНР "О финансовом управлении предприятий с иностранными инвестициями"". Оно состоит из двух частей: первая часть вводная; вторая часть - приложение.
Второй вид уведомлений - это уведомления местных налоговых управлений, например Уведомление Местного налогового управления провинции Чжэцзян от 13 декабря 1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с подоходным налогом для предприятий". Такие уведомления необходимо отличать от публикаций (например, Публикация Местного налогового управления города Пекина от 18 мая 2001 г. "О дальнейшей стандартизации и регулировании видов, форм и сфер использования заявлений на обычные счета и установления"). Уведомление Местного налогового управления провинции Чжэцзян содержит указания по проведению вычетов, контролю за счетами и ряд других положений. Публикация Местного налогового управления города Пекина посвящена одному узкому вопросу. В отличие от названного Уведомления она носит характер инструкции и состоит из трех частей: часть I называется "Элементы корректировок", часть II - "Корректировка форм счетов" и часть III - "Административные правила по относящимся вопросам".
Третий вид уведомлений - это уведомления, принятые совместно финансовыми управлениями и местными налоговыми управлениями. По содержанию они представляют собой разъяснения отдельных аспектов налогообложения и связанных с ним вопросов. Так, в Уведомлении Финансового управления и Местного налогового управления города Пекина от 6 августа 1998 г. "О политике, управлении и сборе налога на городское недвижимое имущество" раскрываются вопросы:
о диапазоне сбора;
налогоплательщиках;
налоговых агентах;
ставке;
возникновении налогового обязательства;
месте налогообложения;
сроке уплаты;
освобождении и уменьшении налога.
Некоторые из этих вопросов подробно расписаны в самом уведомлении, другие раскрываются посредством отсылки к поименованным нормативным правовым актам. Данное Уведомление начинается со вступительной части, в которой отмечено, что с того времени, как в ведение местным налоговым управлениям были переданы полномочия по управлению и сбору налога на городское недвижимое имущество, управления всех районов и уездов проделали большую работу, и доход от этого налога увеличился. Некоторые проблемы в управлении и сборе все еще существуют. Как указано в рассматриваемом уведомлении, в целях надлежащей реализации политики по налогу на городское недвижимое имущество финансовым управлением и местным налоговым управлением даются соответствующие разъяснения.
Подобные уведомления могут быть разработаны и приняты не только финансовыми и налоговыми управлениями, но и с участием иных местных органов власти, в том числе правоохранительных и судебных. Примером такого сотрудничества могут служить Уведомление Финансового управления, Верховного народного суда, Народной прокуратуры, Управления общественной безопасности и Управления юстиции города Пекина от 13 ноября 1990 г. "Об управлении взиманием налога за занятие пахотных земель, сельскохозяйственного налога, специального сельскохозяйственного налога и налога с купчих" и Уведомление Финансового управления, Местного налогового управления города Пекина и Пекинского отделения Народного банка Китая от 26 марта 1996 г. "О зачислении бюджетных доходов в казначейство после учреждения западного отделения Местного налогового управления города Пекин".
Общим, как для совместных уведомлений, так и для уведомлений финансовых управлений и местных налоговых управлений, является наличие адресата. Например, Уведомление Финансового управления города Пекина "О сборе налога с купчих" предназначено для руководства земельного управления и управления жильем, а также финансовых управлений районов и уездов. Эта особенность характерна и для уведомлений местных народных правительств. Так, упоминавшееся ранее Уведомление Народного правительства провинции Цзянсу "О ставке подоходного налога для перечисленных компаний провинции Цзянсу" адресовано народным правительствам городов и уездов, комитетам, управлениям и другим подразделениям, подчиненным Народному правительству провинции. Обратим внимание, что в отличие от других положений в названии уведомлений местных народных правительств и подчиненных им ведомств присутствует указание на принявший их орган власти. Тогда как те же Методы "О применении налога на использование городской земли", принятые Народным правительством города Шанхай, обозначены не как методы правительства, а как методы города Шанхай. Эти признаки позволяют говорить о том, что уведомления местных народных правительств и подчиненных им ведомств не являются положениями. Данный вопрос требует детального изучения, поскольку, например, в названии Установления Народного правительства провинции Фуцзянь от 29 апреля 1999 г. "Об ускорении создания фуцзянской экспериментальной зоны сельскохозяйственной кооперации по обоим берегам пролива" также присутствует указание на принявший их орган.
Рассмотрев отдельные примеры местного нормотворчества, имеющего отношение к налогообложению, можно сделать несколько выводов.
1. Наиболее часто налоговые нормы включаются в положения, регламентирующие инвестиционную деятельность в пределах приграничных административно-территориальных единиц Китайской Народной Республики.
2. В развитии местного налогового законодательства наблюдаются определенные тенденции к установлению чрезмерного количества налоговых льгот, что при ослаблении государственного контроля наносит ущерб интересам доходной части бюджета. Налоговые льготы должны сочетаться с повышением гарантий эффективности этих льгот для развития административно-территориальной единицы. Важно помнить, что действие узаконений местного характера и положений, принятых местными органами власти, ограничено пределами территории. Это означает, что они даже в совокупности не могут выражать волю всего китайского народа.
3. Можно констатировать, что существует значительное видовое разнообразие узаконений и положений местного характера. Условно можно сформировать две группы. К первой относятся узаконения местного характера и положения, определяющие виды налогов. Ко второй группе относятся узаконения местного характера и положения, определяющие ставки налогов.
Р.А. Шепенко,
канд. юрид. наук
"Ваш налоговый адвокат", N 1, I квартал 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru