Введение НДС-счетов нарушает баланс публичных и частных интересов
"Налогообложение - это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка". Так, еще в XVII веке министр финансов Франции Жан Кольбер сформулировал принцип баланса публичных и частных интересов, применяемый в наши дни Европейским судом по правам человека в делах о защите права собственности.
Согласно ст. 1 Протокола N 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. "Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов".
Из этого следует, что гарантированное гражданам и юридическим лицам право собственности может быть ограничено государством, однако, вмешиваясь в право собственности, государство должно соблюдать разумный баланс публичного и частного интересов. Поэтому, рассматривая дела о вмешательстве государства в право собственности, Европейский суд по правам человека исследует вопросы, касающиеся законности цели вмешательства и пропорциональности применяемых мер преследуемой цели*(1).
Предлагая ввести НДС-счета как дополнительную меру налогового контроля, МНС России, безусловно, преследует законную цель - избежать уклонения от уплаты налога и возмещения НДС недобросовестным налогоплательщикам.
Однако нельзя не признать, что введение НДС-счетов значительно увеличивает налоговое бремя добросовестных налогоплательщиков, в том числе тех, кто в силу закона освобожден от уплаты НДС. Аккумулирование денег на этих счетах отвлекает оборотные средства налогоплательщиков. На налогоплательщиков возлагается дополнительная обязанность по представлению отчетности, в том числе в электронном виде*(2). Нельзя не учитывать, что до настоящего времени далеко не все налогоплательщики располагают необходимыми для этого техническими средствами и навыками, в основном это касается индивидуальных предпринимателей.
Из выступления министра Российской Федерации по налогам и сборам Г.И. Букаева 2 октября 2003 г. на совещании Правительства РФ следует, что реализация системы НДС-счетов поможет в дальнейшем решить проблему возмещения НДС по экспортным операциям, капитальным вложениям, авансовым платежам.
Решение даже одной из этих проблем - упрощение порядка возмещения НДС по экспортным операциям - могло бы поколебать чашу весов в пользу введения НДС-счетов.
Можно смело сказать, что сложности, которые испытывают и налогоплательщики, и налоговые органы при возмещении НДС, приобрели глобальный характер.
Положения НК РФ о налогообложении экспортных операций НДС по ставке 0% полностью соответствуют Шестой директиве Европейского Сообщества и являются законным способом налоговой минимизации.
Однако ни для кого не секрет, что эти положения Кодекса используют разного рода махинаторы для того, чтобы получить из бюджета НДС при помощи так называемых налоговых схем.
В результате налоговые органы, которые не располагают достаточными возможностями для того, чтобы отличить честных людей от жуликов, на всякий случай отказывают в возмещении налога подавляющему большинству обращающихся к ним налогоплательщиков. От этого, конечно, страдают добросовестные налогоплательщики, которые вынуждены обращаться за защитой своих нарушенных интересов в арбитражный суд. В итоге арбитражные суды перегружены налоговыми спорами, большая часть которых по своей природе выходит за рамки экономических отношений, а сводится к выявлению недобропорядочных хозяйствующих субъектов. Эта функция совершенно не свойственна арбитражным судам.
Между тем предлагаемые МНС России изменения в НК РФ не решают эту проблему. Из доклада следует, что Министерство предполагает решить ее в будущем, но непонятно как. Практика рассмотрения споров о возмещении НДС показывает, что в тех случаях, когда подтверждается уплата налога в бюджет контрагентом экспортера и налогоплательщик представляет все предусмотренные законодательством документы, налоговые органы отказывают в возмещении по формальным основаниям, не основанным на нормах закона. Из этого можно сделать вывод, что Министерство не гарантирует решение хотя бы одной из обозначенных им проблем и предлагаемые изменения НК РФ не соответствуют принципу справедливого баланса публичных и частных интересов. Представляется, что введение НДС-счетов не гарантирует и исключение незаконной налоговой экономии, т.е. не отвечает поставленным перед реформой задачам. Остается также открытым вопрос, в какой степени введение НДС-счетов будет способствовать повышению собираемости налогов. МНС России не приводит каких-либо обоснованных расчетов. Кроме того, не дана оценка дополнительных затрат, которые понесет государство в результате роста издержек на налоговое администрирование.
По данным анализа влияния введения НДС-счетов на финансово-экономическое состояние основных отраслей экономики, можно ожидать незначительного увеличения поступления НДС в бюджет. В то же время установление дополнительных форм налогового контроля приведет к существенному увеличению затрат государства.
Таким образом, и в этой части не соблюдается баланс интересов, поскольку увеличение налогового бремени не будет способствовать решению публичных задач.
Не следует забывать о таком основополагающем принципе налогообложения, как принцип экономичности налогообложения. Этот сформулированный Адамом Смитом принцип означает, что расходы на сборы налогов должны составлять минимальную часть собранных налогов. Существенное увеличение затрат государства, связанных с введением сложных и дорогостоящих дополнительных форм налогового контроля, а также налогоплательщиков и банков при незначительном экономическом эффекте свидетельствует о нарушении этого принципа.
Статьей 9 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрена "дедушкина оговорка", согласно которой субъекты малого бизнеса в первые четыре года работы имеют иммунитет от изменений в налоговом законодательстве, ухудшающих их положение. Предприниматели и малые предприятия, подпадающие под действие данной нормы, не будут вести НДС-счета и представлять соответствующую отчетность, и это приведет к тому, что налоговые органы вынуждены будут вести двойной учет уплаты НДС.
Сказанное свидетельствует о том, что налоговое ведомство недостаточно продумало все аспекты предлагаемой налоговой реформы.
О.Р. Михайлова,
председатель судебного состава Арбитражного суда
г. Москвы, канд. юрид. наук
"Ваш налоговый адвокат", N 1, I квартал 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например, судебное решение по делу Иммобилиаре Саффи против Италии // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2000. - N 4. - С. 113-118.
*(2) В Определении от 7 февраля 2002 г. N 37-О Конституционный Суд Российской Федерации признал, что ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством, обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Это положение в равной мере можно распространить на всех налогоплательщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru