Организация, проводящая лотереи, привлекает победителей лотерей в рекламных целях, т.е. для формирования потенциального потребительского спроса на участие в проводимых организацией лотереях. Понесенные победителями - физическими лицами расходы на проезд к месту нахождения организации, оплату проживания и иные подобные расходы организация компенсирует посредством выплаты победителям денежных средств, сумма которых равна величине расходов победителей.
Возникает ли в этом случае у победителей - физических лиц доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц?
Согласно ст. 209 НК РФ доход, получаемый физическими лицами от источников на территории Российской Федерации, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Обязанности физических лиц по исчислению, удержанию и перечислению налога с дохода в ряде случаев возложены на налоговых агентов, к числу которых в силу ст. 226 НК РФ можно отнести организацию, производящую выплаты в пользу физических лиц по различным основаниям.
Законодатель, признавая налоговых агентов обязанными совершать определенные действия, связанные с надлежащим исполнением налогоплательщиком - физическим лицом обязательств по уплате налога, в то же время в п. 1 ст. 226 НК РФ прямо предусмотрел, что такие обязанности исполняются только в случае наличия объекта налогообложения - дохода. Как отмечается в названной норме, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
В связи с этим вопрос о том, получают ли победители - физические лица в результате выплаты компенсации за проезд к месту проведения рекламных кампаний доход, подлежащий налогообложению, должен решаться с учетом того, получили ли такие физические лица выгоду в денежной форме.
Как следует из ст. 41 НК РФ, раскрывающей понятие дохода, доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
Поскольку исходя из анализа п. 1 ст. 208 НК РФ признать компенсацию, выплачиваемую физическим лицам за принятие ими участия в проводимой рекламной кампании доходом, прямо поименованным в качестве объекта налогообложения, в силу главы 23 НК РФ не представляется возможным, налоговому агенту для определения наличия обязанности по удержанию налога с суммы компенсации следует руководствоваться общим понятием дохода, приведенным в ст. 41 НК РФ.
По нашему мнению, в ситуации, когда физические лица по приглашению организации приезжают для принятия участия в рекламной кампании, проводимой организацией, оснований полагать, что получаемая в связи с этим физическими лицами сумма компенсации признается их доходом, не имеется, так как выплата обозначенной компенсации преследует цель не создать для физических лиц выгоду в денежной форме, а лишь возместить им расходы, понесенные в интересах организации для распространения в рекламной форме с помощью информационно-телекоммуникационных средств сведений об организации, в частности о ее основной деятельности, предназначенных для неопределенного круга лиц и призванных формировать или поддерживать интерес к организации, а также способствовать реализации товаров, идей и начинаний организации, т.е. фактически в целях рекламы, что прямо следует из ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе".
На необходимость при решении вопроса о налогообложении дохода физического лица исходить из того, действительно ли в течение налогового периода имелась экономическая выгода, определяемая в соответствии со ст. 41 НК РФ и главой 23 НК РФ, ориентирует также судебно-арбитражная практика.
Как отмечается в Постановлении ФАС Московского округа от 16 ноября 2001 г. по делу N КА-А41/5475-01, "Налоговым кодексом РФ в качестве объекта налогообложения подоходным налогом установлен доход в виде экономической выгоды".
Таким образом, при отсутствии объекта налогообложения - экономической выгоды в любой форме, в том числе денежной, не возникает обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению соответствующих сумм налога в бюджет.
Налогооблагаемый доход у физических лиц в рассмотренной ситуации может возникнуть только в случае, когда выплата компенсации не будет иметь непосредственной связи с возмещением физическим лицам расходов, понесенных в интересах организации. Такая ситуация сложится, например, в случае приезда физических лиц по собственной инициативе в место проведения рекламной кампании, безотносительно к преследуемым организацией рекламным целям, и при последующей компенсации организацией таким физическим лицам произведенных ими расходов.
В целях формирования убедительной и обоснованной позиции в случае возникновения спора с налоговым органом мы рекомендуем организации как на стадии рассмотрения возражений на акт проверки, так и в случае судебного разбирательства, представить доказательства того, что:
приезд победителей - физических лиц действительно был связан с рекламными целями, преследуемыми организацией, и не был осуществлен по собственной инициативе физических лиц;
организация действительно выплатила компенсацию, размер которой не превышает понесенные физическими лицами расходы, в результате приглашения указанных физических лиц в рамках рекламной кампании;
расходы физических лиц документально подтверждены;
физические лица действительно приняли участие в рекламной кампании, результаты которой впоследствии были доведены до сведения неограниченного круга лиц в целях формирования потребительского спроса на продукцию организации;
организация учитывала расходы на выплату компенсаций физическим лицам как затраты на рекламу в собственных целях.
В таком случае организация сохраняет достаточно высокие шансы при квалифицированной подготовке к спору с налоговым органом отстоять свою позицию и избежать риска наложения штрафных санкций по ст. 123 НК РФ.
С.Н. Шеленков,
юрист АКГ "Интерэкспертиза"
1 января 2004 г.
"Ваш налоговый адвокат", N 1, I квартал 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru