"Новеллы налогового администрирования"
(интервью с С.В. Разгулиным, начальником отдела Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ)
Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ внес изменения в Налоговый кодекс РФ в части налогового администрирования. Изменения связаны в первую очередь с оптимизацией баланса интересов власти и бизнеса в сфере налоговых правоотношений. Удалось ли власти достигнуть консенсуса между предпринимателями и чиновниками? Ситуацию комментирует начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Сергей Викторович Разгулин.
Поправки в НК РФ, по сути, создают его новую редакцию. Насколько существенны внесенные изменения?
- Несмотря на то что часть статей Налогового кодекса РФ излагается в новой редакции, содержательных изменений не так много, как может показаться на первый взгляд. Многие положения подверглись лишь редакционной переработке, другая часть подготовлена как реакция на судебно-арбитражную и правоприменительную практику (например, представление уточненной декларации, вынесение решения по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки). На мой взгляд, к принципиальным изменениям можно отнести постепенный переход на обязательное представление в налоговые органы деклараций и расчетов в электронном виде и обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
При этом следует обратить внимание, что поправки вступают в силу с 1 января 2007 года, а некоторые положения, в частности новый налоговый период по НДС, - с 2008 года, обязательность досудебного урегулирования - с 2009 года.
Поправки изменили правила проведения налоговых проверок. Как теперь будут проверять налогоплательщиков?
- Согласно поправкам при камеральной проверке требование о представлении пояснений может быть направлено налогоплательщику только при выявлении налоговым органом ошибок либо несоответствий между сведениями. Однако право налоговых органов на истребование первичных документов в ряде случаев сохраняется (например, налогоплательщик заявляет налоговые вычеты по НДС). Поправками вводится обязанность налогового органа при обнаружении факта нарушения законодательства по итогам камеральной проверки составить акт.
Выездной проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности, непосредственно предшествовавшие году назначения проведения проверки, тем самым ограничивается право налоговых органов на проведение указанных проверок за налоговые периоды текущего года деятельности.
Как известно, Конституционный Суд РФ указал, что в срок проверки включаются только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика*(1).
Поправки изменили порядок исчисления срока проверки. Срок проверки будет исчисляться со дня, следующего за днем начала проверки, и до дня последнего месяца срока.
Согласно общему правилу срок проверки составляет два месяца. Однако данный срок может быть продлен. Кроме того, Кодекс прямо предусматривает возможность приостановления выездной проверки.
Более двух проверок в течение календарного года может быть проведено только на основании решения руководителя ФНС России (проверка может производиться любым налоговым органом).
Срок представления истребуемых документов увеличивается с 5 до 10 дней.
Поправками словосочетание "встречная проверка" из Кодекса исключено. Но соответствующее право налоговых органов осталось (новая статья 93.1 Кодекса).
Изменится ли порядок рассмотрения материалов проверки?
- Закрепляется общий для камеральной и выездной проверки порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Подобный вывод был сделан Конституционным Судом РФ в Определении от 18.01.2005 N 9-О.
Поправки устанавливают, что рассмотрение материалов проверки и вынесение решения должны состояться в течение 10 дней после истечения пятнадцатидневного срока для представления налогоплательщиком возражений на акт проверки. Срок вынесения решения может быть продлен на один месяц.
В отличие от действующей редакции Кодекса поправки (статья 101 Кодекса) развивают положения процессуального налогового права, предусматривая процедуру рассмотрения материалов проверки.
Данный порядок состоит в извещении налогоплательщика о предстоящем рассмотрении материалов проверки, участии налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки, в том числе посредством представителя, исследовании доказательств и т.д.
Причем данный порядок подлежит применению независимо от того, направлял ли налогоплательщик возражения по акту проверки.
В чем значение апелляционной жалобы?
- Решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов проверки, вступает в силу по истечении десяти дней со дня вручения его лицу, в отношение которого оно было вынесено.
Срок вступления в силу решения может быть более поздним, если на решение подана апелляционная жалоба.
В апелляционном порядке обжалуются решения налогового органа, вынесенные по результатам рассмотрения материалов проверки, не вступившие в силу. Апелляционная жалоба подается в вышестоящий налоговый орган.
В этом случае решение вступит в силу со дня принятия решения вышестоящим налоговым органом (статья 101.2 Кодекса).
Налоговики теперь обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по применению налогового законодательства. С какой целью введена эта норма?
- Налогоплательщики вправе получать разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах от Минфина России (статьи 21, 34.2 Кодекса). Поправки закрепляют обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ как своеобразную гарантию реализации прав налогоплательщиков.
Кроме того, выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении правонарушения (подп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса). А согласно поправкам еще и основанием, при наличии которого на сумму соответствующей недоимки не начисляются пени (п. 8 ст. 75 Кодекса).
Наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, непосредственно влияет на возможность применения ответственности за совершение налогового правонарушения. Проверка данных обстоятельств является обязанностью налоговых органов и суда.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указывается на выполнение налогоплательщиком соответствующих разъяснений. Если в ходе проверки выявлена недоимка, то налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога. При этом сумма пеней в требовании указываться не должна, поскольку от ее уплаты налогоплательщик освобождается.
Какие полномочия теперь у налоговиков в отношении штрафов?
- С учетом поправок взыскание штрафов независимо от их суммы будет производиться с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и в сроки, предусмотренные статьями 46 и 47 Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в порядке и в сроки, которые предусмотрены ст. 48 Кодекса.
Таким образом, судебный порядок взыскания штрафов сохранен в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Как поправки уточнили статус авансовых платежей?
- В течение налогового периода может быть предусмотрена уплата авансовых платежей - предварительные платежи по налогу (статья 58 Кодекса).
Уплата авансовых платежей производится в том же порядке, что и уплата налога. Причем независимо от того, в каком порядке производится исчисление авансовых платежей, за их несвоевременную уплату будут начисляться пени.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 04.07.2002 N 200-О, закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, т.е. до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод.
При этом Президиум ВАС РФ указал, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса (Информационное письмо от 17.03.2003 N 71).
Представляется, что вопросы уплаты авансовых платежей требуют дальнейшего уточнения соответствующих положений части второй Кодекса .
Беседовал М. Чеботарев,
корреспондент "ЭЖ-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 30, август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление КС РФ от 16.07.2004 N 14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru