21 июля 2009 г. |
г. Вологда Дело N А66-132/2009 |
Резолютивная часть постановления суда объявлена 20 июля 2009 года.
Полный текст постановления суда изготовлен 21 июля 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Митрофанова О.В. и Носач Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ляпаковой Н.А.,
при участии от ответчика Петрова А.А. - директора на основании протокола от 15.12.2004 N 1, Муличева Н.Н. по доверенности от 16.07.2009 N 69 ПН 309642 ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сандра" на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 апреля 2009 года по делу N А66-132/2009 (судья Рожина Е.И.),
установил
Комитет по государственной охране историко-культурного наследия Тверской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сандра" (далее - Общество) о взыскании 1 093 632 руб. 12 коп. материального ущерба, причиненного памятнику археологии Загородский посад г. Твери в результате незаконного производства ответчиком земляных работ без предварительных археологических исследований и получения разрешения Комитета на производство работ.
Решением суда от 27 апреля 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Указывает, что на 30.10.2008 Общество никаких работ не производило, а акты о производстве самовольных земляных работ составлены в отсутствие представителей Общества. Считает, что сумма ущерба определена неверно.
Комитет о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил , в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы жалобы, просят решение отменить, принять новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей Общества, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР от 19.12.1990 N 12, коллегии Госстроя РСФСР от 28.12.1990 N 3 и президиума Центрального совета ВООПИК от 16.02.1990 N 12 (162) "Об утверждении нового Списка исторических населенных мест РСФСР" город Калинин (в настоящее время город Тверь) отнесен к числу исторических населенных мест, которые требуют к себе особого внимания и бережного отношения при застройке и реконструкции.
Согласно списку памятников истории и культуры Калининской области, утвержденному решением Исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от 20.08.1973 N 310, Загородский посад является памятником истории и культуры местного значения, о чем также свидетельствует паспорт о принятии объекта под охрану.
На территории памятника археологии Загородский посад Общество в октябре, ноябре 2008 года вело прокладку траншеи газопровода к строящемуся жилому дому по адресу: г.Твери, Свободный переулок, дом 5.
План строительных и земляных работ по прокладке газопровода по территории памятника археологии был согласован Комитетом при условии предварительного обеспечения и выполнения археологических исследований и получения разрешения Комитета на производство работ.
Земляные работы по прокладке траншеи газопровода на территории объекта археологического наследия Загородский посад города Твери, состоящего на госохране, по адресу город Тверь, Свободный переулок, д.5 были проведены Обществом без предварительного выполнения археологических исследований, о чем составлен комиссионный акт от 30.10.2008 .
Вынесенное Комитетом 30.10.2008 в адрес Общества предписание, с требованием прекратить работы, было проигнорировано ответчиком. Земляные и строительные работы были продолжены.
Комиссией, утвержденной приказом Комитета от 01.11.2008 N 163, составлены 01.11.2008, 04.11.2008, 05.11.2008 повторные акты о разрытии памятники археологии.
Комитетом вынесены предписания от 01.11.2008 N 3768/04, от 10.11.2008 N 3865/04 в соответствии с которыми Общество обязано остановить земляные и строительные работы на объекте археологического наследия Загородский посад г. Твери по адресу: г. Тверь, Свободный переулок, дом 5, оплатить ущерб.
Комитетом в адрес Общества 03.12.2008 вынесено предупреждение (л.д.64-65) о немедленном приостановлении работ и оплате штрафа в размере 1 093 632 руб. 12 коп.
Поскольку указанные предписания и предупреждения Обществом не были выполнены, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 60 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) наров Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об объектах культурного наследия") в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, а также иных объектов, представляющих собой историко-культурную ценность или имеющих природоохранное, рекреационное или оздоровительное значение, в историческом поселении градостроительная деятельность подлежит особому регулированию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 35 ФЗ "Об объектах культурного наследия" проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территории, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их проведения, разрушения или уничтожения.
В силу пункта 1 данной статьи (в редакции, действовавшей на момент проведения работ) проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия подлежат согласованию с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном в пункте 4 названной статьи.
Пунктом 2 статьи 61 ФЗ "Об объектах культурного наследия" установлено, что лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.
Факт проведения несанкционированных работ на площади более 102 кв.м. подтверждается актами о производстве земляных работ на территории памятника археологии от 30.10.2008, 01.11.2008, 04.11.2008, 05.11.2008, подписанным членами комиссии, утвержденной приказом Комитета. Данным актом засвидетельствованы факты уничтожения стратифицированных археологических культурных отложений на глубину не менее 1.55 до 2,0 м и причинения ущерба памятнику археологии (объекту археологического наследия) на площади 102,6 кв.м.
Факт проведения земляных и строительных работы без предварительного обеспечения и выполнения археологических исследований, получения разрешения Комитета на производство работ, Обществом не оспаривается.
Судом первой инстанции установлена противоправность действий Общества, а именно нарушение им норм статей 35, 36, 40 ФЗ "Об объектах культурного наследия".
Вывод суда первой инстанции о том, что, осуществляя работы по разрытию траншеи газопровода без предварительного обеспечения и выполнения археологических исследований и получения разрешения Комитета на производство работ, Общество выполнило действия, разрешение на которые не имело, тем самым причинило ущерб, апелляционная инстанция считает правильным.
Проверив расчет ущерба, причиненного памятнику археологии, признав его правильным и соответствующим действующему законодательству, суд первой инстанции правомерно взыскал его с Общества.
Довод подателя жалобы о том, что на 30.10.2008 Общество никаких работ не производило, опровергается материалами дела.
Довод о том, что акты о производстве самовольных земляных работ составлены в отсутствие представителей Общества, суд апелляционной инстанции не принимает. Указанные акты направлялись Комитетом в адрес Общества, которое их не оспаривало.
Довод о том, что сумма ущерба определена неверно, суд апелляционной инстанции считает бездоказательным.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 апреля 2009 года по делу N А66-132/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сандра" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Н. Моисеева |
Судьи |
О.В. Митрофанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-132/2009
Истец: Комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Сандра"
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2988/2009