Еще раз о порядке организации списания с учета пришедших
в негодное (предельное) состояние материальных средств
Организация списания пришедших в негодное (предельное) состояние материальных средств (далее - списание материальных средств) является одним из важнейших мероприятий, направленных на сохранность военного имущества.
Однако современная ситуация в данной сфере осложняется наличием ряда правовых казусов, пробелов, неурегулированностью отдельных правоотношений, а также тем, что основные правовые акты, регламентирующие порядок списания материальных и денежных средств, устарели как в моральном, так и в правовом отношении, требуют кардинальных изменений и дополнений. Данная ситуация, прежде всего, сложилась вокруг приказа Министра обороны СССР 1986 г. N 0190 и приказа Министра обороны Российской Федерации "Об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации" 2001 г. N 135, изданного в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации 1999 г. N 107н.
Необходимо отметить, что с 1 октября 2005 г. утратила силу Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации 1999 г. N 107н, а рассматриваемые правоотношения стала регулировать Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации 2004 г. N 70н. С 1 января 2006 г. действует Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. N 25н, которая внесла значительные изменения в организацию списания с учета материальных и денежных средств.
Так, изменения коснулись не только видов актов о списании материальных средств, но и форм данных актов, которые были утверждены постановлением Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" 2003 г. N 7. Однако п. 2 указанного правового акта внес некоторые сомнения относительно распространения действия утвержденных им унифицированных форм первичной документации на бюджетные учреждения: "Распространить указанные в п. 1 настоящего постановления унифицированные формы первичной учетной документации на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений)". Исходя из буквального толкования нормы права можно предположить, что указанные формы не распространяются на бюджетные учреждения. Однако, по мнению автора, указанную правовую норму необходимо толковать следующим образом: унифицированные формы первичной учетной документации, установленные вышеназванным постановлением Госкомстата, распространяются на бюджетные учреждения не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами.
В соответствии с п. 21 Инструкции по бюджетному учету предусмотрены следующие первичные документы, которыми оформляется выбытие основных средств:
- акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств);
- акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств);
- акт о списании автотранспортных средств;
- акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря;
- акт о списании исключенной из библиотеки литературы с приложением списков исключенной литературы.
Так, новацией среди перечисленных актов является акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств), который используется при одновременном списании нескольких объектов основных средств. Если воинская часть одновременно списывает пришедшие в негодность объекты основных средств, уже нет необходимости, как прежде, на каждый объект заполнять отдельные акты.
В то же время из перечня действующих исключен акт о списании малоценных предметов, функции которого исполняет акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря, который применяется для списания мягкого инвентаря, независимо от стоимости, и однородных предметов хозяйственного инвентаря стоимостью от 1 000 руб. до 10 000 руб.
Указанные в Инструкции по бюджетному учету формы актов о списании материальных средств значительно упрощены, по сравнению с предыдущими имеют более удобную, рациональную структуру, что, как показывает практика, облегчило деятельность соответствующих должностных лиц по подготовке необходимых документов и уменьшило количество грубых нарушений при составлении данных актов.
Однако на практике по-прежнему возникает ряд вопросов по порядку применения указанных актов.
Так, в формах актов на списание объекта (групп объектов) основных средств (кроме автотранспортных средств) и автотранспортных средств отсутствуют реквизиты для согласования составленных актов командиром воинской части и главным бухгалтером (в случае, если утверждение акта осуществляется в соответствии с требованиями Руководства, утвержденного приказом Министра обороны СССР 1986 г. N 0190) (далее - Руководство), вышестоящим командиром (начальником), другими словами, в формах данных актов в указанном случае не предполагается наличие визы командира воинской части и главного бухгалтера воинской части. Конечно, данное положение никоим образом не нарушает компетенцию командира воинской части по контролю за сохранностью военного имущества, который можно осуществлять и без проставления указанной визы.
Что касается главного бухгалтера воинской части, то практически полезным является его включение наряду с лицами, на которых возложена ответственность за сохранность материальных средств, в состав комиссии по определению целесообразности или непригодности материальных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления.
Необходимо помнить, что в соответствии с п. 17 Руководства председатель и члены комиссии, подписавшие акт на списание материальных средств, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за правильность заключения о техническом состоянии списываемых материальных средств и за правильность определения предназначения (использования) их после списания.
В то же время при необходимости существует возможность внести дополнительные реквизиты в утвержденные формы актов о списании, в том числе и согласование командиром воинской части.
В унифицированные формы первичной учетной документации организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации*(1). Однако представляется ошибочным введение новых реквизитов в имеющиеся формы актов о списании в конкретной воинской части, при необходимости данное мероприятие должно быть проведено в рамках Министерства обороны Российской Федерации.
Акты на списание материальных средств заполняются вручную или на компьютере. При этом все имеющиеся графы акта должны быть заполнены. В случае отсутствия реквизитов у списываемого объекта в соответствующей графе акта ставится прочерк.
При этом запрещается удалять, изменять существующие реквизиты формы актов на списание материальных средств.
В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом должен передаваться документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции).
В показателях графы "Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость":
- по объектам основных средств, проходившим переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней проведенной переоценки;
- по объектам, не проходившим переоценку, указывается первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
В показателях графы "Сумма начисленной амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.
Кроме того, с началом применения в войсках Инструкции по бюджетному учету возник вопрос о том, в каком количестве составлять акты о списании материальных средств.
В соответствии с положениями п. 75 Руководства об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 г. N 135:
- акт на списание материальных ценностей, утверждаемый руководителем военного учреждения, составляется в одном экземпляре;
- акт на списание материальных ценностей, представляемый на утверждение руководителю вышестоящего военного учреждения, составляется в двух экземплярах.
Однако в соответствии с положениями указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденных постановлением Госкомстата Российской Федерации 2003 г. N 7, акты о списании материальных средств составляются в двух экземплярах.
Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации списанных материальных ценностей и металлолома.
Таким образом, по мнению автора, при списании материальных средств командиром воинской части в пределах его компетенции, вопреки требованиям Руководства об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации, должно быть составлено два экземпляра акта о списании материальных средств.
По мнению автора, в случае, если утверждение акта о списании материальных средств осуществляется начальником вышестоящего органа военного управления, акты составляются в трех экземплярах:
- два экземпляра исполненного акта о списании материальных средств возвращаются в воинскую часть;
- третий экземпляр исполненного акта о списании материальных средств остается в соответствующем органе военного управления.
Исходя из практики проведения правовой экспертизы документов, представляемых на подпись командиру на утверждение в целях списания с учета в установленном порядке материальных и денежных средств, можно выделить следующие нарушения порядка подготовки документов, обосновывающих необходимость списания материальных средств, пришедших в негодное (предельное) состояние:
- командирами воинских частей представляются в вышестоящий орган военного управления акты на списание материальных средств, списание которых в соответствии с требованиями Руководства находится в их компетенции;
- для списания материальных средств используются акты, формы которых не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- не предоставляется ходатайство о списании материальных средств с кратким описанием причин списания и предложениями об использовании материальных средств после списания;
- количество представленных актов на списание материальных средств не соответствует требованиям действующего законодательства;
- в актах на списание материальных средств не делаются записи по факту наличия (отсутствия) драгоценных (цветных) металлов и драгоценных камней в списываемых материальных средствах;
- не представляются паспорта (формуляры) технических средств, разделы представленных паспортов (формуляров) не всегда заполняются и удостоверяются подписями соответствующих должностных лиц с оттиском мастичной гербовой печати воинской части;
- в случае представления взамен утерянного паспорта (формуляра) его дубликата не осуществляется в установленном порядке удостоверение дубликата соответствующими должностными лицами;
- в актах на списание материальных средств отсутствуют указания на должности председателя и членов комиссии;
- в актах на списание материальных средств отсутствуют данные о первоначальной стоимости объекта на момент принятия к бухгалтерскому учету (восстановительная стоимость), сумма начисленной амортизации и остаточная стоимость;
- в ходатайствах о списании материальных средств соответствующих должностных лиц, а также в паспортах (формулярах) технических средств имеются расхождения с содержанием актов на списание материальных средств;
- наличие в актах на списание материальных средств незаполненных граф.
Д.Е. Зайков,
начальник юридической группы войсковой
части 67770, лейтенант юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 7, июль 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Госкомстата России "Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации" от 24 марта 1999 года N 20.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Еще раз о порядке организации списания с учета пришедших в негодное (предельное) состояние материальных средств
Автор
Д.Е. Зайков - начальник юридической группы войсковой части 67770, лейтенант юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2006, N 7